Большой ребенок Фара

Фотография - Большой ребенок Фара

494 0

Специально для Today.kz кинокритик Карим Кадырбаев пересматривает старые казахстанские фильмы и делится впечатлениями

СССР, 1972 год. Толстый мальчик в инвалидной коляске и его рыжеволосый друг-авантюрист поднимаются на крышу многоэтажного дома. Один из них погибнет по нелепой случайности, второй же останется ребенком на всю жизнь… Картине Абая Карпыкова «Фара» в ушедшем 2013 году исполнилось 15 лет.

90-е годы в истории казахстанского кино значатся как время формирования «Новой казахской волны». Именно тогда начали создавать свои картины признанные ныне мастера авторского и арт-хаусного кино Дарежан Омирбаев, Ардак Амиркулов, Рустем Абдрашов и чуть ли не единственным режиссером, который повернулся спиной к красным дорожкам кинофестивалей и обратился с экранов к казахстанскому зрителю, стал именно Абай Карпыков. И какими бы регалиями сегодня не увешивали всех вышеперечисленных режиссеров, факт остается фактом: зрительское кино в истории независимого Казахстана началось с двух проектов Абая Карпыкова – телесериала «Перекресток» и фильма «Фара».

«Фара» - удивительное кино, жанр которого с первого раза определить сложно. С одной стороны это криминальная история о банковском счете, с другой - пронзительная драма о женщине на грани отчаяния, с третьей - романтическая мелодрама о любви одной маленькой девочки к одному большому мужчине. Но главной и ключевой темой фильма становится детство. Фара, в глубоком детстве сыгравший в смерть со своим другом Бобом, хоть и дожил до сорока лет, но так и остался добрым, беззащитным и бескорыстным ребенком, который не любит себя, но любит и жалеет всех окружающих его людей. Он катается на роликах, готовит учпучмак в кафе «Ласточка» и отказывается жить взрослой жизнью бизнесмена, несмотря на уговоры отца. Своего главного врага Фара тоже встретил в детстве, и именно его детская зависть и обида заставят Фару ненадолго повзрослеть.

В своей картине фильме Абай Карпыков беззастенчиво ностальгирует по началу семидесятых годов, когда Фаре и Бобу было по 10, а самому режиссеру 17 лет. Догадывался ли он, что через 15 лет, благодаря картине «Фара», многие зрители будут ностальгировать по девяностым? Наверняка. Ведь именно в «Фаре» (наравне с «Перекрестком»), зритель может увидеть город Алматы, еще не переживший строительный бум и по праву носивший звание самого зеленого города Казахстана.

Неслучайно и то, что фильм получил такое лаконичное и в то же время странное название «Фара». Видимо, Карпыков понимал, что бесконечное обаяние актера Фархада Абдраимова сделает его главной кинозвездой Казахстана на следующие несколько десятков лет и решил увековечить имя актера своим фильмом. И ведь до сих пор, спустя 15 лет, мало кто называет полное имя и фамилию актера, предпочитая ласковое «Наш Фара».

Да, несомненно, не было бы Фары Абдраимова, не было бы и фильма «Фара», но было бы несправедливо не упомянуть и об остальных актерах, сыгравших в одной из знаковых картин того времени. В частности, замечательного актера Саги Ашимова, который ушел из жизни через год, после выхода «Фары» на экраны. На экране Ашимов появился совсем ненадолго, сыграв небольшую, но яркую роль отца Фары, основную же работу актер выполнил за кадром, дублируя главного героя.

Отлично справились со своими ролями и Бопеш Жандаев в роли главного антагониста Бахи, и Кристина Орбакайте, сыгравшая роль отчаявшейся матери, готовой пойти на любое преступление, чтобы спасти умирающего сына, и молодая актриса Камилла Нуркеева, для которой роль влюбленной в Фару девочки стала первой и последней работой в кино (к большому сожалению).

Итог: «Фара» - ностальгическое, и, несмотря на актуальную для своего времени криминальную тему, доброе кино, которое доносит до зрителя очень простую и глубокую мысль: для того, чтобы оставаться человеком, нужно оставить в душе хотя бы маленькую частичку детства вне зависимости от возраста и сложившихся обстоятельств.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!