Слышишь? Оставь его там!

Фотография - Слышишь? Оставь его там!

191 0

Специально для Today.kz кинокритик Карим Кадырбаев пересматривает старые казахстанские фильмы и делится впечатлениями

Четыре долгих года эфира в прайм-тайм, миллионы зрителей по всему Казахстану, десятки ведущих актеров, сегодня считающихся корифеями отечественного кино и телевидения, герои, ставшие родными для каждой третьей казахстанской семьи. За двадцать с лишним лет независимости страны ни один телесериал не приблизился к успеху «Перекрестка», который стартовал на телеканале «Хабар» в 1996 году.

Сегодня кажется более чем странным тот факт, что в годы, когда эфиры республиканских каналов были переполнены латиноамериканским «мылом», американской «Санта-Барбарой» и французской Элен с ее ребятами, отечественный зритель внезапно проникся и полюбил героев «Перекрестка». Тем более что технически отечественная мыльная опера отставала от западных коллег на десятки лет, а разговора о подъеме казахстанского кино- и сериалопроизводства не могло быть вовсе.

Объяснение у феномена «Перекрестка» парадоксально простое. Переняв сюжетную модель из той же «Санта-Барбары» и «Далласа», создатели первого отечественного сериала, тем не менее, донесли до казахстанцев простую и вместе с тем фундаментальную идею о сегодняшних героях и антигероях молодой страны. Зрители увидели, что экранные герои живут среди них, а не на ранчо в Саутфорке и не в роскошном доме четы Кэпвеллов из Санта-Барбары и приняли этот факт на «ура».

Второй ключевой элемент успеха «Перекрестка» заключался в искренности. Умаровы, Свиридовы, Сабировы и Платоновы не строили новый суверенный Казахстан, они просто жили, любили, переживали и страдали, как и миллионы казахстанцев, живших на стыке 90-х и 2000-х годов. Сериал был начисто лишен нынешней патетики и национальной рефлексии, но при этом любая тема, волнующая народ, была отражена в сериале, будь то перенос столицы из Алматы в Астану, массовое переселение оралманов, хлынувшие в страну наркотики, первые попытки создать в стране шоу-бизнес, рэкет и бандитизм и т.д. Истории каждого героя находила отклик в сердцах зрителя. «Перекресток» балансировал между комедией, мелодрамой, боевиком и социальной драмой, но фундаментом для всех этих жанров всегда оставалась тема семьи и семейных отношений.

Ну и, наконец, третьей и ключевой составляющей успеха стал идеально подобранный актерский состав, в котором в равной степени блистали ветераны казахстанского и советского кино и дебютанты, делавшие первые шаги в кино и на телевидении. Образы, созданные ими, были настолько честными и «некиношными», что зрители очень часто отождествляли актеров и их персонажей. Сложно было поверить в то, что Гульбиби-апай (Бикен Римова) и Аплатон-ага (Касым Жакибаев) – не семейная пара, прожившая вместе несколько десятилетий, а Шерхан (Бахытжан Альпеисов), Мадина (Венера Нигматуллина), Камила (Ирина Ажмухамедова) и Кайрат (Адиль Есенбулатов, Бауыржан Ельденов) – не их внуки. Даже типичные для западных сериалов герои в казахстанском продукте выглядели совсем иначе, у зрителей «Перекрестка» был свой «хороший коп» Шамиль Байжанов (Евгений Жуманов), свой мачо Глеб (Алексей Шемес) и свой мафиози Тимур Сабиров (Саги Ашимов создал образ кардинально отличающийся от карикатурных киношных бандитов, злоупотребляющих жаргоном и словом «братан»). Для многих актеров роли в «Перекрестке» стали визитной карточкой: Газиза Абдинабиева в сознании зрителей навсегда осталась тетей Розой, Жанна Куанышева - Жанной Сабировой, Гани Кулжанов - жестоким Джохой.

Сериал «Перекресток» уже давно перестал быть просто этапом или вехой в истории казахстанского телевидения. Фактически сегодня «Перекресток» - это памятник. Памятник безвозвратно ушедшей эпохе, когда немногие думали о будущем, а большинство жило настоящим, когда семья собиралась перед телевизором, чтобы назавтра было что обсудить на работе, в институте или школе, наконец, это памятник старому городу, который еще не перестал быть Алма-Атой духовно, но уже был переименован в Алматы официально. Сегодняшние попытки одного из режиссеров «Перекрестка» Ермека Шинарбаева возродить сериал и перенести его действие в Астану смотрятся смехотворно, ведь памятник Астане может быть только один – это сама Астана. И поэтому хочется перефразировать саундтрек к телесериалу «Перекресток» и адресовать его господину Шинарбаеву: «Слышишь? Оставь его там!». В 90-х годах, в Алматы, в нашей памяти.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!