О защитницах отечества

Фотография - О защитницах отечества

402 0

Специально для Today.kz кинокритик Карим Кадырбаев пересматривает старые казахстанские фильмы и делится впечатлениями

Наступивший праздник «День защитника отечества» уже давно в сознании большинства жителей СНГ мутировал в «Международный мужской день». Это не совсем справедливо, ведь история показывает, что представительницы прекрасного пола вставали на защиту Родины с не меньшим рвением, чем мужчины. Яркий пример тому бессмертные образы двух юных героинь Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, которые нашли свои кинематографическое воплощение в казахстанском кинематографе советской эпохи.

В 1969 году на экраны вышла картина Мажита Бегалина «Песнь о Маншук», рассказывающая о последних днях пулеметчицы Маншук Маметовой. Как и все картины своей эпохи, военная драма «Песнь о Маншук» была более, чем выразительна в своей плакатности. Советские солдаты и офицеры в картине представлены, как образец мужества, преданности и непорочности, лицо врага оставалось за кадром, и Маншук вместе с однополчанами воевала не против конкретных солдат, а против всей фашистской Германии сразу. И хотя сегодня картины Мажита Бегалина по праву признаны классикой отечественного кинематографа, назвать «Песнь о Маншук» актуальным для сегодняшнего зрителя довольно сложно, особенно на фоне других советских картин о Великой Отечественной того же периода («Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие» и т.д.).

Роль Маметовой в картине исполнила Наталья Аринбасарова, бывшая в то время звездой всесоюзного масштаба. Автором сценария выступил ее тогдашний супруг Андрон Кончаловский, а главная мужская роль досталась родному брата Андрона Никите Михалкову. Подобная «семейственность» до сих пор прослеживается в фильмографии семьи Михалковых-Кончаловских, но в «Песни о Маншук» она была действительно оправдана. Дуэт скромной и мужественной Аринбасаровой и гусароподобного Михалкова пунктирно обозначает некую романтическую линию, в которую периодически вклинивается тень первой влюбленности Маншук. И тут надо отдать должное Кончаловскому: линия обозначается, но на основной сюжет никакого влияния не оказывает и полностью раскрывается лишь в финальной сцене фильма, когда лейтенант Ежов держит на руках тело Маншук.

Образ народной героини Бегалину, Кончаловскому и Аринбасаровой удался. С одной стороны Маметова настоящий советский солдат – принципиальный и бесстрашный, с другой стороны Маншук – истинная казашка, скромная и трудолюбивая, искренне скучающая по родной Алма-ате и родителям.

Основным конфликтом, как и в большинстве советских фильмов о ВОВ здесь безусловно становится война с фашистами. На втором плане остается конфликт молодой девушки, которую не воспринимает всерьез многие однополчане, отказывающиеся «прислуживать бабе». Впрочем, второй конфликт до логического конца, так же как и романтическая линия доведен не был. Сейчас сложно говорить, справедливо или нет. Возможно для зрителя той эпохи, он и не был так важен.

Картина об Алие Молдагуловой на экраны вышла гораздо позже – в 1985 году. И просматривая обе картины подряд, можно заметить, как изменились правила в советском кинематографе за 16 лет. Военная драма «Снайперы», снятая на «Казахфильме» кыргызским режиссером Болотбеком Шамшиевым, в гораздо меньшей степени отдавала советской агиткой и плакатностью. Если в «Песни о Маншук» герои фильма погибали на экране бескровно, застывая в картинных позах, то «Снайперы» открываются весьма жестокой по советским временам сценой, где немецкий самолет расстреливает отряд выпускниц снайперской школы, резвящихся в реке. Во-первых, сцена достаточно откровенная (большинство девушек купаются голышом), во-вторых – довольно кровавая и для того времени шокирующая. Кроме того, режиссер не стремится героизировать каждого советского воина. Здесь находится место и пьяному офицеру, пристающему к одной из подруг Алии, и предательству, и излишней самоуверенности. В общем, на войне как на войне.

Место «семейственности» нашлось и здесь. Роль Алии в «Снайперах» исполнила супруга Шамшиева – актриса Айтурган Темирова. Образ Молдагуловой у актрисы получился куда более жестче, чем образ Маметовой у Аринбасаровой. Характер в обеих героинях проявляется в равной степени с самого начала, но детдомовская Алия в отличие Маншук, скучающей по родителям, куда менее улыбчива и покорна. Она не задумываясь вступает в конфликт с начальством, бесстрашно бьет в морду пьяному тому самому пьяному офицеру и преисполнена жаждой мести за погибшего дядю Степана.

Кстати о дяде Степане. Шашмиев в отличие от Бегалина не стал делать врага безликой массой людей во вражеской форме и одной из ведущих сюжетных линий становится конфронтация Алии и ее подруг с немецким снайпером, засевшим в лесу. Наверное, именно поэтому сцена, в которой Алия одерживает победу над невидимым врагом и мстит за старшего товарища, оказывается гораздо сильнее сцены гибели Алии.

Не совсем понятно, почему «Снайперы» были незаслуженно забыты и зрителями, и студией. Режиссер Шамшиев создал кино более целостное, хоть и не лишенное типичных приемов и клише, свойственных фильмам перестроечной эпохи. Батальные сцены, поставлены намного профессиональней, чем в «Песни о Маншук», а список тем, поднятых в биопике Молдагуловой гораздо шире, чем в фильме о Маметовой. Лейтмотивом здесь проходит тема женской дружбы на фоне войны, но параллельно режиссер в равной степени затрагивает вопросы преданности, чести, человечности и мести.

В истории независимого казахстанского кинематографа, тема Великой Отечественной войны долгое время оставалась негласно табуированной, на передний план в жанре героических эпосов вышли борцы с джунгарскими захватчиками. Окончательная точка в этой теме была поставлена 2 года назад Аканом Сатаевым в фильме «Жаужурек Мын бала» (к слову, здесь же был прописан один из самых ярких образов девушки-воина Корлан) и он же первый, кто решился обратиться к казахским героям Великой Отечественной, сняв телевизионный фильм «Бауыржан Момышулы». Новая для современного казахстанского кинематографа тема открыта и быть может в ближайшие несколько лет зрители смогут увидеть свежий взгляд на подвиги защитниц отечества Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, не обремененные условностями кино советского и не закомплексованные условностями кино казахстанского и рефлексиями на тему «Когда праздновать день защитника отечества в Казахстане».



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?