Авторынок после девальвации: конец прогнозам

Фотография - Авторынок после девальвации: конец прогнозам

501 0

Главный редактор журнала «АВТОМИР Казахстан» Елена Никитенко специально для Today.kz

Девальвация тенге взбудоражила весь казахстанский рынок, в том числе и автомобильный. 11 февраля продажи приостановились практически во всех автосалонах Алматы — на пересчет цен.

А ведь буквально недавно мы радовались «сводкам с фронта» продаж автомобилей за 2013 год в Казахстане и даже посмели предположить еще больший рост рынка, особенно в сегменте бюджетных автомобилей и машин казахстанской сборки. Теперь же, видимо, эти прогнозы придется перечеркнуть или сократить как минимум вдвое. Ведь девальвация заметно ударит (точнее, уже ударила) по ценам на новые автомобили.

Разумеется, пока свой ответ «девальвации» дали не все компании нашего авторитейла. Кто-то ждет «спуска» информации сверху, кто-то в принципе отказывается от комментариев, ссылаясь на слишком непонятную ситуацию. Но большинство все же успело внести коррективы в свои будущие действия, обоснованные девальвацией и прочими финансовыми процессами.

Интересно, но вопреки всеобщему мнению, машины казахстанской сборки подорожали в первую очередь. Казалось бы, не должны… Ан нет, ведь курсы валют, в которых осуществляются оплата и заемное финансирование поставок, одномоментно выросли на 20%, что автоматически пропорционально увеличило отпускную стоимость автомобилей. Причем, изменились цены и на комплектующие, поэтому общий рост затрат в процентном отношении для автомобилей иностранной и казахстанской сборки оказался одинаковым. Но все внутренние работы и внутренняя локализация, естественно, не подвергнется девальвации. Поэтому цена на казахстанские автомобили будет расти согласно проценту этой самой локализации: если в машине 10% казахстанской локализации, то на эти 10% от стоимости автомобиля цена повышаться не будет, ну и дальше соответственно.

Импортные же автомобили продавать по старому курсу просто экономически нецелесообразно. Простой пример: продав 10 машин по старым ценам, на полученную сумму дилер сможет приобрести лишь 8 по новому курсу. Это потеря прибыли. Однако сейчас автосалоны так и стараются перещеголять друг друга выгодными курсами доллара или евро, стремясь «скинуть» весь сток, скопившийся на их СВХ. Ведь если от него не избавится, некуда будет ставить автомобили 2014 года. Да и покупать, их, собственно, будет не за что…

Эта ситуация на рынке, несомненно, потянет за собой и увеличение стоимости сервиса и запасных частей, поскольку все это напрямую зависит от стоимости рабочей силы, коммунальных услуг и аренды помещений (или кредитов, взятых под строительство). Насколько быстро это произойдет, зависит от многих факторов, но в особенности темпов инфляции. И нам повезет, если на оплаченные детали дилер не поднимет цену, а вот на полученные от поставщика в кредит или уже после девальвации – обязательно! На том же уровне останутся цены лишь у тех продавцов, кто работает с Россией и покупает там запчасти за рубли.

Но самая большая проблема ждет нас вовсе не там. Изменение курса национальной валюты и рост инфляции могут привести к ухудшению условия предоставления банковских займов и автокредитов. И сейчас это – один из важнейших вопросов. Ведь более половины всех клиентов автосалонов приобретают автомобили в кредит – отсюда и бешеный рост рынка за последние годы, особенно в бюджетном сегменте. А если таковые займы существенно сократятся, то это тут же ударит по состоянию все авторитейла в целом. Сейчас уже вовсю вносятся изменения в кредиты, которые находятся в работе (повезло лишь тем, кто успел оформить договор банковского займа на покупку автомобиля).

Но при этом в автосалонах все еще полно покупателей: скидки и акции действуют на людей как магнит – все торопятся приобрести новый автомобиль. Поэтому и дилеры отчасти спокойны: продажи идут, несмотря на возросшие цены. Спокоен и народ – раз машины покупаются, значит далеко не все столь сильно пострадали от девальвации. И не надо паники…



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?