НДС как зеркало коррупции

Фотография - НДС как зеркало коррупции

461 0

Партнер Angels Nika Advisory Еркин Сагиев специально для Today.kz

Дабы не описывать нудно и малопонятно технические особенности НДС, начну повествование с исторической параллели. Еще в средневековых представлениях о мироустройстве предполагалось, что все объекты на небе вращаются вокруг Земли. Подобное представление очень хорошо соответствовало религиозному пониманию мира, ведь Бог сначала создал Землю. Именно по этой причине дожила до 16 века придуманная еще в древности Птолемеем сложная система эпициклов и прочих условностей, которые должны были объяснить несоответствие между геоцентрической теорией и реальным движением планет. Это было не простое невежество. По сути, это пример того, как нежелание видеть недостатки в себе приводит к созданию множества ненужных сложностей для других. Казахстанский НДС в этом плане не исключение.

НДС разительно отличается от других налогов методом исчисления. Состоит исчисление из трех этапов: первый – вы покупаете у поставщика сырье с НДС, второй – вы продаете свой товар с НДС, третий – вы уплачиваете в бюджет разницу между НДС на проданный товар и НДС, оплаченным поставщику. Здесь видно первое следствие такого расчета – плательщик НДС при исчислении налога зависит от своих партнеров. Второе следствие изложу как аксиому – при экспорте необходимо возвращать экспортеру НДС, собранный в стране со всей цепочки покупки-реализации, связанной с экспортируемым товаром.

Правдивое зеркало

Во втором следствии заложена большая проблема. Я бы даже сказал, что НДС это зеркало коррупции. Давайте взглянем на хищения в государственном бюджете. Воровать могут не только на расходах, но и на бюджетных доходах. Предоставление налогоплательщикам возможности не платить налоги в бюджет, а платить дань в карман контролирующим органам – вполне известная практика. В результате мы имеем чиновников, которые позволяют не платить налоги, и других чиновников, кто берут мзду с бюджетных выплат. Все у них хорошо клеится, ведь такую кормушку всегда можно скрыть через занижение плана по налогам и завышение бюджетных расходов. Иное дело НДС.

НДС и собирает со всей страны и выдает экспортерам один и тот же орган – Налоговый комитет Министерства финансов РК. Далее, возвращать надо тот НДС, который должны были собрать с партнеров экспортера по всей цепочке покупки-реализации. Вот здесь и кроется коррупционная нагота НДС. Если кем-то НДС не уплачен, то возвращать будет нечего. Традиционными манипуляциями с бюджетным планированием здесь не прикроешься.

Охота на ведьм

В лучших традициях средневековья Правительство вместо борьбы с коррупцией занялось усложнением НДС. По сути, Правительство пытается сохранить статус-кво с коррупцией в контролирующих органах за счет создания более сложных правил, оправдывающих существующее положение вещей. В чем заключаются эти усложнения?

В целях простоты изложения приведу только два примера этой политики. Первым знаковым действием Правительства было введение ответственности налогоплательщика за своих поставщиков. Если не вдаваться в технические подробности, то правило такое – если ваш поставщик систематически не уплачивает НДС в бюджет, то оплачивать этот НДС будете вы. Получается, что налоговым органом не надо заниматься своевременным выявлением недобросовестных налогоплательщиков, ведь можно просто заставить платить НДС его добросовестных покупателей.

Вторым знаменитым нововведением было требование о предоставлении налоговым органам вместе с декларацией перечня всех счет-фактур выписанных и полученных. Представьте себе торговый бизнес, с множеством ежедневных продаж и вы поймете, почему такое нововведение привело к росту административного бремени на налогоплательщиков. Такая громоздкая отчетность вроде должна была дать налоговым органам возможность составлять в тиши своих кабинетов всю цепочку от производства или импорта товара до его реализации конечным покупателям или экспорту из страны, так называемую «пирамиду НДС».

Все новое требует оценки. Соответственно, возникает вопрос, какой эффект был от этих новых правил? Ответ кроется в новом предложении Правительства – введение счетов НДС. Тот уровень тотального контроля, который дает система НДС счетов, подтверждает бессмысленность предыдущих реформ. А разве могло быть иначе, если Правительство в течение десятилетия боролось с ведьмами?

И все таки геоцентрическая…

Система НДС счетов предполагает, что НДС (является частью цены покупки) будет уплачиваться покупателем не поставщику, а на отдельный счет в Казначействе Министерства финансов РК. Только если покупатель уплатил этот НДС на такой счет, он сможет применять эту сумму для расчета своих обязательств по НДС.

У этой системы есть три важных следствия. Первое – налогоплательщики отныне лишены права распоряжения частью своих денег, связанных с исчислением НДС. Второе – покупатель теперь сам будет оплачивать свой зачет. Получается, что теоретически решена проблема «ответственности за того парня», когда можно было потерять зачет НДС на основании того, что поставщик не уплатил НДС в бюджет и оказался бездействующим предприятием или лжепредприятием. Однако эту проблему создали сами налоговые органы, которые вместо улучшения качества контроля, стали собирать недостающий НДС с добросовестных налогоплательщиков.

Третье нововведение не так очевидно. Теперь, по факту, все данные по НДС будут сосредоточены в Казначействе Министерства финансов РК. Возможно, такое разделение полномочий между Налоговым комитетом и Казначейством усложнит сговор между налоговым органами и налогоплательщиками с целью уклонения от уплаты НДС в бюджет. Насколько это маленькое достоинство системы будет реализовано на практике – остается на совести Министерства финансов РК.

Правительство вместо того, что бы решить фундаментальную проблему с коррупцией, пошло на создание еще более сложной структуры НДС. Это ничем не отличается от попыток религиозных деятелей средневековья спрятаться за сложной геоцентрической моделью вместо того, что бы признать простой факт – планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, а не Земли.

Эпилог

Счет НДС дает налоговым органам одно важное преимущество – возможность в реальном времени контролировать движение НДС, а не на основе квартальных данных. Однако здесь можно отметить, что до 2009 года плательщики НДС с оборотом более 1000 МРП за квартал, сдавали отчетность на ежемесячной основе, т.е. у налоговых органов была более оперативная информация. Отказ от ежемесячной декларации в новом Налоговом кодексе преподносился как упрощение для налогоплательщиков, хотя это и противоречило международной практике. Как видно, отказавшись от ежемесячной декларации, теперь вводят НДС счета с возможность круглосуточного контроля.

Однако даже в системе НДС счетов Правительство уже заложило брешь (осознанно или нет?) – НДС счета не будут применяться при выписке счет-фактуры с суммой ниже 1000 МРП. Это любимое число законодателей означает, что системы НДС счетов не будет покрывать всех плательщиков НДС, а значит, в очередной раз усложнение пойдет прахом.

Могу прогнозировать, что и теперь с новыми методами контроля, налоговые органы не покажут значимых результатов. Ведь дело не в инструментах, а в том, что при любых методах контроля налоговики в упор не видят нарушений. В итоге, казахстанский НДС усилиями Правительства стал напоминать разбитую пиалу, которую пытаются склеить скотчем. Вроде напоминает НДС, но протекает из всех щелей. При этом в попытках прекратить утечку Правительство ежегодно продолжает наматывать тонны скотча.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?