Баланс снотворного и стимуляторов

Фотография - Баланс снотворного и стимуляторов

392 0

Основатель веб-сервиса uCount.kz Еркин Сагиев специально для Today.kz

Вот и начался мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. На моей памяти, это уже четвертая акция такого рода. Были моратории в 2002, 2003 и 2009 годах. Разброс не случаен. Если в 2002 году на волне эйфории наступления «семи лет великого изобилия» шел активный перебор популистских мер для поддержки экономического роста, то в 2009 году это была паническая попытка справиться с серьезными экономическими трудностями.

Если не суммировать 2002 и 2003 годы, поскольку юридически решения по этим мораториям принимались отдельного, то получается, что типичный мораторий имеет действие длительностью всего в несколько месяцев. Вот и текущий мораторий тоже будет действовать до конца года, то есть восемь месяцев. Это первая странность данной национальной политической традиции имеет два логических дефекта.

Мини сроки для макси вопроса

Во-первых, задача такого моратория – побудить людей к активной предпринимательской деятельности, то есть к регистрации нового бизнеса или расширению действующего. Ожидается, что исключив один из таких главных дестимулирующих факторов как государственная бюрократия, можно побудить людей к действию. Таким образом, логично предположить, что такого рода «каникулы» должны действовать на период становления бизнеса, когда человек только втягивается в новый для него род деятельности или действующий бизнес окупает дополнительные инвестиции. Вряд ли можно предположить, что разумный срок будет равен восьми месяцам.

Второй аспект рассмотрим на примере налоговых проверок. Налоговые проверки традиционно стараются проводить до конца срока исковой давности, который в налоговых правоотношениях равен пяти годам. Идея в том, что бы успеть доначислить налоги и платежи, пока это еще возможно. На практике многие представители малого бизнеса годами не видят налоговые органы, если только не предстоит регистрация кассового аппарата или иных подобных действий.

Вся соль в том, что не так важно, сколько раз вы видите налоговика, а имеет значение то доначисление, подчас по надуманным основаниям, которое они производят, появившись в ваших дверях единожды. Самое интересное, что многие предприниматели в ожидании этого посещения, даже если оно будет на этапе ликвидации бизнеса, уже предпочитают не платить налоги. Причина простая и убойная по своей логике – зачем платить налоги, если при проверке все равно доначислят по максимуму.

Получается, что в свете пяти лет срока исковой давности, когда над предпринимателем висит дамоклов меч беззакония, вряд ли какой-либо мораторий на проверки с продолжительность в несколько месяцев исправит дело. Вернее станет побудительным стимулом к чему-либо.

А теперь о балансе

Срок сроком, но мораторий имеет большую неоднозначность в моральном плане. Согласен, что сейчас о морали и этике говорить не принято, но в современной экономике, тяготеющей к саморегулированию, без нее никак.

Объявлением  какого-либо моратория государство всегда расписывается в своей неспособности решить проблему или хотя бы удерживать ее негатив в разумных пределах. Получается, что контролирующие и надзорные органы представляют собой серьезную угрозу для казахстанского общества. Учитывая, что поддержание честных правил игры в обществе является краеугольным камнем любой цивилизации, выходит, что в нашем обществе нет правил. Государство объявило о недееспособности своей части, и купирует ее действия мораторием.

Хорошо, примем за факт то, что контролирующие органы играют не по правилам. Что дальше? В ответ нам предлагается тоже перестать следовать правилам. Получается своеобразный паритет, как в старом анекдоте: «Вы делаете вид, что платите. Мы делаем вид, что работаем». Вряд ли можно строить что-либо на основе анархии. Игнорирование законов не лечится законным игнорированием законов.

Здесь становится ясным, почему мораторий такой короткий. Однако зачем вообще нужен мораторий такой длительности?

В ожидании лучшего

В пункте втором указа Президента говорится об отмене с 1 января 2015 года плановых проверок субъектов предпринимательства. Вместо них будет применяться выборка на основе оценки риска нарушения законодательства тем или иным предпринимателем.

В Налоговом кодексе система управления рисками для создания перечня плана на проверку действует уже с 2009 года. По ней 80% плана должны составлять налогоплательщики с высоким уровнем риска, 15% - среднего риска и 5% - низкого риска. При этом в него обязательно включаются 300 крупнейших налогоплательщиков. Последнее не так важно, поскольку мораторий придумали для малого и среднего бизнеса. Включение налогоплательщиков с низким риском связано с тем, что любая оценка риска основана на стандартных шаблонах поведения недобросовестного налогоплательщика. Любой шаблон вещь условная и поэтому мировой практикой является наличие небольшой случайной выборки на проверку.

Как видно, в целях налогового контроля система управления рисками действует пять лет. По сути, весь срок исковой давности. При этом мораторий вводится и для налоговых проверок. Можно ли считать объявление моратория признанием того факта, что система управления рисками не работает? Тогда возникает вопрос, а чего мы ждем в 2015 году?



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?