386

Гид по выживанию: Казахстан в Евразийском союзе

Фотография - Гид по выживанию: Казахстан в Евразийском союзе

Эксперт Института Евразийских исследований Данияр Косназаров специально для Today.kz

Принято отмечать, что идея создания Евразийского Союза принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Конечно же, это не означает того, что Казахстан единолично определяет «правила игры» внутри ТС и ЕАЭС. Проект, будучи предложенный казахстанской стороной, не делает из Казахстана «первым среди равных». В каких-то вопросах Казахстан, наоборот, может чувствовать неравноправное отношение к себе. Об этом не раз высказывался лично сам президент и другие чиновники.

Отметим также, что фактор казахстанской инициативы по созданию ЕАЭС, с одной стороны, позволяет Москве играть роль «ведомого», утверждая, что данный проект не имеет никакого отношения к т.н. «имперским планам» России. Вместе с тем, это не отнимает того факта, что Москва играет ведущую роль в продвижении евразийского проекта, параллельно усиливая свою позицию внутри данного союза. Как и в других международных интеграционных проектах, в ЕАЭС тоже будут свои лидеры и отстающие. Конечно, страны по истечению времени могут обгонять друг друга и уступать свои позиции. Но гораздо важнее, с точки зрения интеграционного проекта, стать на уровень выше всем странам-членам, усилив конкурентные позиции в мировой экономике, пусть даже с сохранением той сложившейся иерархии, которая есть внутри самого проекта.

Интеграция между определенными государствами важна с точки зрения определения отношений с третьими государствами. Интеграционный проект не представляет собой полную изоляцию от всего мира. Он как раз проистекает из желания работать и дальше сотрудничать, а самое главное - конкурировать с другими экономиками. Но нельзя говорить, что проблем внутри ТС нет. Интеграция – это, в первую очередь, институционализация и известные всем правила игры и предсказуемые действия стран-членов, основанные на законах, регламенте. Если в них будут возникать вопросы, тогда это действительно серьезный барьер в установлении доверительных взаимоотношений.

Но даже у друзей бывают споры и разные точки зрения. Для их цивильного решения как раз и нужны институты, функционирующие исходя из своей институциональной логики, которая должна, в идеале, минимизировать влияние политики и политической конъюнктуры. Вместе с тем, даже сугубо экономическая интеграция является политическим проектом. Без политической воли лидеров России, Казахстана и Белоруссии тут никак не обойтись.

Проблема в восприятии Евразийского Союза исходит из того, что нынешние государства-члены ТС, с точки зрения политической и экономической системы, отличаются от того же европейского проекта. С другой стороны, сохранившаяся память о СССР заставляет снова проецировать ЕАЭС в качестве попытки реанимации Советского Союза. Характер политической системы России и ее реакционная внешняя политика порождает желание усмотреть в ЕАЭС попытки воссоздания империи. Но это невозможно по причине того, что страны-члены ЕАЭС готовы еще дальше интегрироваться в действующую международную экономическую систему, усиливая свои конкурентоспособные позиции, несмотря на сырьевую ориентированность экономики и других проблем. Руководство стран-членов хорошо отдает себе отчет в том, что так дальше продолжать нельзя, что нужно «расшевелить» экономику. Для этого был выбран путь экономической интеграции. И конечной стадией данного проекта для каждой из стран ЕАЭС является получение дивидендов со вступлением в ВТО. Следовательно, в рамках ЕАЭС преследуются довольно прагматические цели каждой из сторон. Казахстан не является исключением. Вместе с тем, есть опасность того, что прагматизм может привести к постоянным разборкам и крикам. Стоит и дальше предполагать, что та же Москва будет отстаивать свои экономические интересы. И в этом деле она будет вести себя как нация-государство, у которой есть национальные интересы. Москва, если и будет помогать партнерам или потенциальным членам союза, то только лишь при условии, что это ей будет выгодно. Никакого самопожертвования и альтруизма ждать не придется. Она также не захочет порождать лишнюю обузу для своего бюджета.

С другой стороны, украинский кризис еще раз напомнил Казахстану о том, что Россия является нашим крупным соседом, и политические решения Астаны должны приниматься исходя из данного факта. А это значит, что попытка установить прагматичные отношения с Россией через экономическую интеграцию имеет дополнительное политическое измерение. Из всего этого вытекает мысль вполне простая - о том, что евразийский проект важен для Казахстана экономически и политически. Тяжело вычленить одно из другого, но каждая из этих сфер важна по отдельности, сама по себе. И важно понимать, что Казахстан, не договорившись по тому или иному экономическому вопросу с Россией, не может «сжечь все мосты», полностью заморозив свои политические отношения. Если не получится договориться сегодня, придет еще время для этого. Надо готовить удобные для себя условия, укрепляя козыри, а когда придет время - умело использовать их. Надо также понимать, что, если не получилось договориться по какой-то проблеме, важно будет использовать это в свою пользу при решении другого вопроса. Но так надо действовать не только с Россией, но и с другими государствами.

Загрузка...