Новые мысли на АЭФ – ретроспектива старых фокусов

Фотография - Новые мысли на АЭФ – ретроспектива старых фокусов

468 0

Основатель веб-сервиса uCount.kz Еркин Сагиев специально для Today.kz

В среду на Today.kz появилась замечательная цитата из выступления заместителя председателя Национального банка Данияра Акишева на Астанинском экономическом форуме. Он заявил, что «мы не будем менять налогообложение в течение десятилетнего периода для тех, кто будет инвестировать в Казахстан», а также что «стабильность законодательства правовых рамок — это наиболее важный фактор для любого инвестора».

Приведенные цитаты замечательны, во-первых, тем, что о налоговой политике говорит чиновник, чья компетенция не распространяется на область налоговой политики. Во-вторых, заявление настолько примитивно по своему содержанию, что на него может клюнуть только инвестор с прогрессирующей амнезией.

Не буду мучить читателей теоретическими выкладками, к примеру, что важна не стабильность законодательства, а предсказуемость правоприменения, и сосредоточусь на трех примерах из нашей современной казахстанской истории. Назовем их былью.

Быль о том, как щедрость обманом оборачивается

Вначале 90-х годов Казахстан остро нуждался в деньгах. Одним из надежных вариантов пополнения государственного бюджета является торговля природными ресурсами. В это непростое время государство согласилось осваивать многие важные месторождения на основе соглашения о разделе продукции. К примеру, на таких условиях были разработаны иностранцами Тенгизское и Карачаганское месторождения нефти.

Тяжелые 90-е прошли. Цены на природные ресурсы начали расти, в частности, на сырую нефть. Аппетиты государства тоже не отставали, а уверенность в своих силах только крепла. Доля в каравае нефтяных доходов уже не устраивала и в мае 2008 года правительством была введена экспортная таможенная пошлина на нефть и нефтепродукты.

Идея заключалась в том, чтобы использовать прорехи в соглашениях о разделе продукции, которые априори предусматривают налоговую стабильность. С одной стороны, маневр получился удачным, пошлину должны выплачивать такие знаковые компании как  Тенгизшевройл и консорциум, возглавляемый итальянской Eni и британской BG, разрабатывающие другое упомянутое нефтяное месторождение Карачаганак. С другой стороны Eni и BG обиделись и подали в 2009 году иск в международный арбитражный суд против Правительства Казахстана на сумму около $1 млрд.

Мораль были в том, что щедрость правительства обычно заканчивается там, где начинается зависимость инвестора от него. Это помнит любой инвестор.

Быль о том, как щедрость боком выходит

Многие соглашения о разделе продукции предусматривали, в частности, освобождение от НДС на импорт при ввозе оборудования. Правительство, согласившись на такие меры, думало, что выгадало для себя некоторые преимущества. Ведь отсутствие НДС на импорт предполагает, что его не надо возвращать из бюджета, когда недропользователь будет вывозить добытую нефть. При этом, ввоз оборудования – это прямые инвестиции – святой Грааль политики 90-х годов, в принципе, как и нынешних.

В 2000-х стало ясно, что казахстанские производители тоже должны как-то участвовать в освоении национальных природных богатств. Понятие «казахстанское содержание» было проведено правительством красной линией через все стратегические документы. Оживают представители казахстанского машиностроения, к примеру, широко известный Белкамит (кстати, один из первых, кто забил тревогу). Вот только оказалось, что недропользователи с налоговой стабильностью могут завозить иностранное оборудование без НДС, что снижало необходимый объем инвестиционного капитала, а отечественные производители должны продавать с НДС. На лицо дискриминация отечественного производителя, отменить которую нельзя – налоговая стабильность. Ситуацию разрешили введением новых налоговых льгот для отечественных производителей.

Здесь важно отметить, что если бы правительство вместо написания льгот потратило некоторые усилия на реальную работу по внедрению лучших стандартов администрирования возврата НДС для всех, то освобождения от НДС для недропользователей не потребовалось бы.

Мораль была в том, что налоговая стабильность – это мера с неожиданными побочными эффектами. То, что кажется простым и оправданным сейчас, может оказаться гирей на ногах в будущем.

Быль о том, как щедрость жадностью сменяется

Широта души казахстанского государства в 90-х не ограничивается только соглашениями о разделе продукции. Вариантов на тему налоговой стабильности было множество. К примеру, инвестиционные налоговые преференции с освобождением от корпоративного подоходного налога, налога на землю и на имущество на 10 лет. Ничего не платишь, значит и законодательство своей непредсказуемой эволюцией не беспокоит.

Другим примером квазистабильности является соглашение с Испат-Кармет (ныне известный как АрселорМиттал Темиртау). По данному соглашению правительство пообещало инвестору, что будет фиксированный годовой размер корпоративного подоходного налога в размере 2,5 или 4,1 млрд. тенге в разные годы. Получается, как бы законодательство ни переписывалось, больше установленной суммы платить инвестор не будет. Своеобразная стабильность.

Однако в 2000-х налоговый комитет МФ РК доначислил большие суммы налогов Испат-Кармету на том основании, что инвестор нарушал законодательство о трансфертном ценообразовании (т.е. реализовал продукцию на экспорт по заниженным ценам, что бы оставить в Казахстане минимальную маржу, облагаемую местными налогами). Все бы было логично, если бы у инвестора не было вышеуказанного соглашения, по которому суммы налогов изначально зафиксированы. В принципе, все закончилось фиаско налоговых органов в судебных инстанциях. Однако, учитывая, что в судах оправдываются и более абсурдные решения налоговых органов, победу АрселорМиттал Темиртау вполне можно списать на исторически сложившееся особое привилегированное положение этого инвестора.

Важно отметить, что вопрос не в моральных качествах владельцев АрселорМиттал Темиртау. Был рассмотрен частный вопрос предсказуемости налогового поля, где нет места вендетте за другие грехи инвестора.

Эпилог

В научных кругах уже давно всем ясно, что различные налоговые исключения для инвесторов, будь то налоговая стабильности или налоговые льготы, сами по себе никогда не привлекут здравомыслящего инвестора, поскольку бесплатный сыр бывает в мышеловке. Мой короткий экскурс показал, что даже на примере Казахстана это эмпирическое правило замечательно работает. Исключением являются ситуации, когда у инвестора нет выбора места размещения бизнеса. Тенгизское месторождение находится в Казахстане (его не построишь в Сингапуре или Тайване), и налоговая стабильность вполне укладывается в логику инвестора – выжать из местного правительства максимум льгот и преференций.

Инвесторы придут тогда, когда будет хороший инвестиционный климат. Он будет только в том случае, если реформы будут реальными, созданными в дискуссии профессионалов и оцениваться людьми сведущими в своей области. В ином случае, старые идеи будут выдаваться за великие достижения современной мысли, в то время как реальные направленные налоговые реформы будут продолжать буксовать годами.


Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?