591

РФЦА: гордость и непоследовательность

Фотография - РФЦА: гордость и непоследовательность

Основатель веб-сервиса uCount.kz Еркин Сагиев специально для Today.kz

На этой неделе Национальный банк издал пресс-релиз, в котором Кайрат Келимбетов предлагает реформирование регионального финансового центра города Алматы. Идея РФЦА была всегда неоднозначна, и за прошедшие годы было высказано множество доводов про и контра. Однако точно можно сказать, что РФЦА является ярким примером любви нашего истеблишмента к разработке реформ вместо планомерной и преемственной реализации ранее принятого в жизнь. Давайте совершим блиц-экскурс в историю РФЦА.

2004, начало

В начале 2004 года была создана большая рабочая группа, руководителем которой первое время был Григорий Марченко, в то время заместитель премьер-министра. Результатом такой деятельности стала концепция развития РФЦА, которую утвердили в декабре того же года.

В соответствии с утвержденной концепцией в основе РФЦА была обособленная территория со своей администрацией, независимой от акима Алматы. Деятельность резидентов РФЦА ограничивалась только нормами пруденциального характера, что предполагало собственный надзорный орган. В судебной системе делался упор на арбитражные суды. При этом решения арбитражного суда РФЦА не подлежали бы пересмотру в государственных судах, что отделяло бы его от непрозрачной национальной судебной системы.

2005, первый финт

Воплощение концепции было возложено на Кайрата Келимбетова, в то время министра экономики и бюджетного планирования. Он предпочел не опираться на результаты рабочей группы, а нанять иностранных консультантов BostonConsultingGroup. Возможно, привлечение столь прославленной компании было оправдано, ведь у них был опыт участия в становлении финансовых центров в Сингапуре и Таиланде. В любом случае бюджетные деньги в неизвестной сумме были потрачены, а в декабре 2005 была представлена новая концепция.

Согласно видению BCGфинансовый центр уже сводился к обособленной торговой площадке на Казахстанской фондовой бирже. Иностранные участники допускались только при наличии дочерних организаций в Казахстане. При этом участники могут осуществлять операции только на специальной площадке РФЦА. Идея автономного суда свелась к созданию специализированного финансового суда, который обладал статусом областного и, несмотря на название, мог рассматривать дела любой тематики.

2008, первый откат

Казахстанская фондовая биржа поглощает специальную площадку РФЦА в рамках процедуры коммерциализации биржи. Причина в возникшем дроблении ликвидности казахстанского фондового рынка, поскольку и на специальной площадке РФЦА, и на площадке KASE торговались бумаги одних и тех же эмитентов.

Стоит отметить, что о развороте в концепции было сообщено уже в середине 2007 года и ни кем-нибудь, а самим председателем Агентства по регулированию деятельности РФЦА Аркеном Арыстановым. Таким образом, возможно, был поставлен своеобразный исторический антирекорд длительности существования концепции какой-либо реформы – полгода.

Как видно, национальный финансовый истеблишмент предполагал, что за полгода РФЦА наводнят иностранные эмитенты. Даже в прогнозах BCGпредполагалось привлечение новых эмитентов из соседних государств только через 3 года. Получается, что срок в три года для наших финансовых деятелей был слишком долгосрочной перспективой. В результате, ликвидация специальной площадки РФЦА, по сути, означала, что финансовый центр исчез для эмитентов.

2009, второй откат

Ликвидация специальной площадки РФЦА имела два следствия. Во-первых, пропала категория ценных бумаг, обращение которых могло быть связано с развитием концепции РФЦА. Во-вторых, деградировал статус участника РФЦА. Теперь такой статус может получить любой лицензированный брокер или дилер, который прошел учетную регистрацию в Агентстве РФЦА.

Как результат, при написании нового Налогового кодекса, который вступил в силу в 2009 году, были исключены все нормы, упоминавшие РФЦА. Таким образом, финансовый центр исчез для налоговой системы.

2011, третий откат

По факту, Агентство РФЦА уже к 2008 году осталось в положении пастуха без стада. Ведь уже не было специальной площадки с особыми листинговыми правилами, а значит и предмета для надзора. Не было брокеров и дилеров, поскольку статус участник РФЦА стал формальностью, а значит, не было специфических методов надзора за ними. В итоге, в 2011 году произошла закономерная ликвидация агентства и передача его функций в Национальный банк.

Интересен тот факт, что планом развития РФЦА 2009-2011 годы, предполагалось участие Агентства РФЦА в организации «народного» IPO. Однако, ни само Агентство РФЦА, ни его дочернее АО РФЦА вместе с построенной инфраструктурой по повышению финансовой грамотности населения не дожили до начала первого этапа «народного» IPOв 2012 году.

2012, полный закат

В 2012 году были внесены изменения в гражданский процессуальный кодекс и специализированный финансовый суд, который должен был служить эксклюзивно участникам РФЦА, стал рассматривать дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат. К примеру, он рассматривал дела, связанные с реструктуризацией БТА банка. Другими словами, был сделан первый шаг к переходу суда от обслуживания потребностей РФЦА к работе над любыми делами из области финансов.

Эпилог

В 2004 году РФЦА должен был стать механизмом отработки и накопления лучшего опыта на отдельной изолированной площадке. Так ее видели участники рабочей группы 2004 года, в упрощенном виде ее представили консультанты BCGв 2005 году. Но этой концепции не дали шанса на жизнь. Первоначальная идея и выделенные бюджетные средства буквально за полгода растворились под давление финансового лобби. Странно, что смерть РФЦА не была констатирована еще в 2007 году.

Теперь в 2014 году, Кайрат Келимбетов занялся второй попыткой построения РФЦА. Только теперь вместо консультантов BostonConsultingGroupбудут консультанты из ЕБРР, АБР и Всемирного банка. Интересно, что BCGпривлекали в 2005 году как глобальную компанию с реальным опытом участия в строительстве финансовых центров. Однако уже в 2007 году казахстанские финансисты выступили против проекта BCG, заявив, что они знают лучше.

Привлечение новых консультантов не даст результата, если новая концепция не будет воплощена в жизнь. Непоследовательность в реализации реформ делают процесс написания различных стратегий и планов отдельным жанром, который не имеет никакого отношения к реальной жизни. Если этот порочный бег в челночном стиле не будет разорван, то бюджетные средства будут потрачены в очередной раз так же впустую.

Статья_РФЦА_инфографика

Загрузка...