1573

Национальный вопрос в Китае

Фотография - Национальный вопрос в Китае

Политолог Адиль Каукенов специально для Today.kz

Неоднократно приходится сталкиваться с тем, что для многих казахстанцев Китай представляется монолитной страной в этническом плане, где все жители китайцы. Однако вопреки подобному стереотипу ситуация в Поднебесной далеко не так проста, а китайская национальная (этническая) политика является плодом длительного сосуществования разных народов под одной крышей.

В Китайской Народной Республике официально признаются 56 народов: это крупнейший этнос – хань (именно его называют китайцами) и другие народности, официально называемые «шаоши минцзу» - «национальным меньшинствами» («этническими меньшинствами»).

Нужно отметить, что наименование ханьцев китайцами в русском языке - это следствие исторического недоразумения. В 9 веке н.э., северная часть Китая была покорена кочевым народом - китаями, получившим в китайской историографии наименование династии Ляо. В казахстанской науке этот народ получил название Киданей, чтобы избежать путаницы.

В число 55 этнических меньшинств, проживающих на территории Китая, входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба (расположены в порядке убывания численности). И каждый из данных этносов, естественно, по-своему влияет на межэтническую ситуацию в стране.

Среди этнических групп самая большая — чжуан, насчитывающая 13,38 млн. человек, а самая маленькая — лоба, численность которой составляет 1 тыс. человек. 15 групп национальных меньшинств имеют население свыше миллиона человек, 13 — свыше 100 тыс., 7 — более 50 тыс. и 20 — менее 50 тыс. человек. Кроме того, в Юньнани и Тибете есть несколько этнических групп, которые еще не идентифицированы.

Важно отметить что все вместе жители Поднебесной именуются «джунгожэнь» или «джунхуа», хотя государственнообразующий этнос именуется «хань» («ханьцы»). Эта связано с тем, что Китай еще в древности столкнулся с  необходимостью вливания в единую общность разных этносов. Важно отметить, что если, например, в России термин «россиянин» в последние годы жестко критикуется радикальными русскими националистами, то в Китае ханьцы принимают термин «джунгожэнь» положительно. Кстати говоря, «казахстанец» в этом смысле выполняют ту же роль что и «джунгожень» в Китае, являясь гражданским символом без яркого этнического окраса, что благожелательно воспринимается всеми этносами Казахстана.

Ханьцы являются количественно доминирующим этносом, составляя порядка 92% от всего населения страны. Кстати, в казахстанском политическом дискурсе лидеры национал-патриотов периодически высказывают мысль о том, что государство, в котором какой-либо этнос доминирует, составляя свыше 90% населения, должно считаться мононациональным. Однако именно китайская межэтническая практика полностью опровергает этот тезис, так как, с одной стороны, этнические меньшинства составляют огромную цифру - порядка 104 млн человек, а с другой, даже более важной, в Китае существует острая необходимость учитывать географическое расположение этнических меньшинств. Проживая компактно длительный исторический период в конкретном месте, этносы сохраняют свою идентичность и способны бороться за свои права. Причем этот факт руководство Китая не может не учитывать. Не говоря уже о том, что национальные автономии этнических меньшинств охватывает 63,75% территории современного Китая.

Поэтому КНР, несмотря на численное превосходство ханьцев, является полиэтничным государством, в котором на государственном уровне уделяют большое внимание регулированию вопроса этнических взаимоотношений.

Этнические автономии делятся на несколько уровней административного управления. Самые крупные – это автономные районы, равные по статусу провинциям. Их на данный момент всего пять, но в совокупности они охватывают 47,3% территории КНР. Далее идут округа, потом уезды и наименьшей административной единицей являются хошуны. Законодательно эта система автономных районов основывается на Конституции КНР от 1982 г. и «Законе о национальной районной автономии» от 1984 г., которые были более лояльны к этническим меньшинствам после прессинга в ходе «Культурной революции» Мао Цзедуна.

Автономные районы КНР

Название региона Дата основания Площадь (1000 км2) Численность населения (млн) Численность этнических меньшинств (млн) Доля этнических меньшинств (%)
Гуанси-Чжуанский автономный район 15.03.1958 236 49,25 19,0 38,4
Внутренняя Монголия 01.05.1957 1183 23,9 5,2 21,6
Нинся-Хуэйский автономный район 25.10.1958 66,4 5,96 2,1 35,98
Тибетский автономный район 01.09.1965 1228 2,76 2,6 93,48
Синьцзян-Уйгурский автономный район 01.10.1955 1650 20,1 12,1 60,4

Источник: China Statistical Yearbook 2013

Самый густонаселенный автономный район КНР – это Гуанси-Чжуанский автономный район (ГУАР), созданый в 1958 году, со столицей в Наньин. Титульным этносом ГУАР считается крупнейшее этническое меньшинство – чжуаны, общая численность которых насчитывает свыше 16 млн человек, что сопоставимо со всем населением Казахстана. Несмотря на то, что район назван чжуанским, при общем населении 49 млн, непосредственно чжуанов проживает всего порядка 15 млн человек. Т.е. около 30%, остальные 70% составляют ханьцы.

Понятно, что при таком тесном межэтническом взаимодействии чжуаны хорошо интегрированы в китайское общество: практически все представители владеют южным диалектом китайского языка, а молодежь хорошо овладевает государственным языком Китая – путунхуа. Вместе с тем среди чжуанов распространен чжуанский язык.

Несмотря на отсутствие острых противоречий между чжуанами и ханьцами, тем не менее, есть межэтничские сложности другого характера. Так, имелась исторически сложившаяся неприязнь с другим этническим меньшинством - маонань. Это актуализирует другую проблему – проблему сложности во взаимоотношениях не только между титульным этносом и этническим меньшинством, но и среди собственно меньшинств.

Следующим по численности идет автономный район Внутренняя Монголия со столицей Хух-Хото и населением порядка 25 млн человек. Несмотря на то, что титульным этносом района провозглашены монголы, здесь, как и в Гуанси-Чжуанском АР, подавляющим большинством являются ханьцы, насчитывающие 19 млн человек. Тогда как самих монголов всего  3,9 млн.

Внутренняя Монголия считается относительно стабильным регионом, где беспорядки на этнической почве происходят нечасто. Тем не менее, в мае 2011 года в окрестностях г. Шилин-Хот прошли крупнейшие за последние 20 лет протесты монгольского населения. Демонстранты требовали наказать виновных в гибели лидера монгольских скотоводов по имени Мерген, который пытался перекрыть проезд грузовикам с углем, защищая пастбищные земли.

Причиной протестов этнических монголов является угроза исчезновения их традиционного образа жизни – выпаса скота. Это связано с экономическим развитием региона, так как центральное правительство видит Внутреннюю Монголию «энергетической базой Китая». В связи с этим, горнодобывающие компании проводят активные работы до добыче угля, открывают новые шахты, строят соответствующую инфраструктуру, что негативно сказывается на традиционном скотоводстве монголов, так как разрушаются пастбища, затрудняется подход к водоемам или их загрязнению. Все это провоцирует недовольство местного населения, которое стремится бороться с компаниями за доступ к пастбищам.

Власти страны, которые к тому моменту получили серьезный урок во время событий 5-7 июля 2009 г. в г. Урумчи, отреагировали на смерть монгольского активиста незамедлительно. Была проведена всесторонняя проверка в угольной индустрии. Только по предварительным данным проверки 4 угледобывающих предприятия были закрыты и у 34 отозваны лицензии. В том числе была закрыта шахта, сотрудники которой виновны в смерти пастуха. Виновник аварии, приведшей к смерти Мергена, был приговорен к высшей мере наказания и летом 2011 г. расстрелян. Тем не менее, в апреле 2012 года, по сообщениям прессы Монгольской республики, опять произошло столкновение в местечке Тули между монголами и полицией, возникшее из-за возмущения местными жителям действиями государственной лесной компании.

В целом, во Внутренней Монголии остается скрытый потенциал для межэтнических конфликтов, нарастающий в связи с проходящими в регионе экономическими процессами. Но центральные власти и руководство АР проводят активную политику чтобы предупредить все возможные масштабные волнения.

Занимающий 3-е место по численности среди других АР Нинся-Хуэйский автономный район в социально-экономической плоскости относится к дотируемым западным регионам, поэтому еще в 2000 году был включен в план развития «большого запада». В этническом отношении этот район, как и предыдущие, на данный момент на большую часть состоит из ханьцев, которые из 6,22 млн человек населения района насчитывают 62 %, а хуэйцы (известные в Центральной Азии как дунгане), считающиеся титульным этносом района, -  34 %. Но нужно заметить, что хуэйцы широко расселены по всему Китаю и в АР проживает приблизительно только пятая часть всех хуэйцев.

Отношения между хуэйцами и ханьцами несколько противоречивы, так как, с одной стороны, хуэйцы легко интегрируются в китайское общество, в силу того, что родным языком являются диалекты китайского и проблем в изучении государственного диалекта путунхуа не возникает. Но с другой, основным маркером хуэй является их конфессиональная принадлежность – ислам, что достаточно легко позволяет противостоять ханьской ассимиляции и четко разделяться по принципу свой/чужой. Несмотря на сложную историю взаимодействия, многовековая близость и языковая общность позволяет хуэйским сообществам достаточно комфортно проживать практически на всей территории Китая, а Нинься-Хуэйский район относится к спокойным в межэтническом плане местом.

Но все же взаимодействие таких крупных этносов, да еще со столь четким водоразделом не может проходить совсем без проблем, поэтому периодические конфликты наблюдаются. Так, в начале января 2012 года прошли столкновения в Нинься-Хуэйском АР в связи со сносом мечети. Местные власти, объявив недавно построенную на деньги от благотворительности мечеть нелегальной, снесли ее, что вызвало беспорядки среди местных мусульман.

Но и непосредственно между хуэй и хань вспыхивают конфликты. В 2009 году в провинции Хэбэй практически 2000 полицейских были вынуждены разгонять массовую драку между ханьцами и хуэйцами. Другим крупным столкновением, приведшим к массовым беспорядкам и жертвам, стал конфликт между ханьским и хуэйским поселением в провинции Хэнань. Даже на получившем мировую известность китайском курорте Хайнань в 90-х годах были вооруженные столкновения между уцулами, входящими в состав хуэй и ханьцами.

Автономный район Тибет получил широкую мировую известность в немалой степени за счет сепаратистских настроений, которые проистекают вследствие сложных межэтнических отношений. Тибет – на сегодняшний день единственный автономный район, в котором количественно преобладают неханьцы. Из 3 миллионов населения Тибета 90,3% составляют тибетцы и 6,1% ханьцы. Нужно отметить, что в целом все равно наблюдается рост ханьского населения, но он далеко не такой интенсивный, как в других районах. Это происходит в силу тяжелого климата, отсталости экономического развития и слабости транспортной инфраструктуры, объединяющей Тибет с остальным Китаем, вследствие горного рельефа. Последние масштабные волнения в Тибете прошли относительно недавно в 2008 году, в преддверии Олимпиады в Пекине.

Проблема межэтнических взаимоотношений в Тибете затрагивает непосредственно ряд плоскостей. Во-первых, это историческое наследие. Китай обосновывает свою легитимность нахождения Тибета в своем составе, упирая на то, что Тибет неоднократно находился под контролем китайских династий в различные исторические периоды, например в период расцвета династий Цинь и Мин. Сепаратисты в свою очередь утверждают, что к 1949 году Тибет был независимым государством, к тому же имеющий древние корни, апеллируя к периоду, когда Тибетское царство находилось на стадии расцвета.

Исторический аспект плавно перетекает во внешнеполитический. После крупномасштабных волнений 1959 года, политический и духовный лидер тибетцев Далай-лама бежал из Тибета, начав борьбу против китайских властей за рубежом. Получению симпатий за рубежом, поспособствовала и жесткость при подавлении беспорядков, которая в итоге вызвала реакцию от ООН, в виде резолюции 1723 с требованиями уважать права и свободы тибетцев, в том числе и право на самоопределение. Необходимо заметить, что восстание носило серьезный межэтнический аспект, так как протестующие объединялись под лозунгом «все поедатели тсампа должны объединиться» (тсампа – это тибетское традиционное блюдо).

Политическая борьба Далай-ламы сумела получить широкую известность во всем мире и немало симпатий на Западе. Например, на пути шествия факела Пекинской Олимпиады-2008 во всем мире проходили массовые демонстрации, предпринимались попытки (небезуспешные) затушить огонь и т.п. Более того, «тибетская карта» служит точкой уязвимости для давления на Китай, что используется США и другими геополитическими игроками.

Тем не менее, под впечатлением экономических успехов Китая, Далай-лама все же публично признал Тибет частью КНР, и высказал мысль, что тибетцы могут извлечь выгоду из стремительного экономического роста Китая, при условии «сохранения тибетской культуры, духовности и окружающей среды». Более того, в 2011 году Далай-лама отказался от звания «политического лидера» тибетцев, оставив за собой только миссию «духовного лидера». Правда официальный Пекин на подобные заявления отвечает, что это не более, чем попытка обмануть мировую общественность, а не способ реально найти компромисс. Подобный активный внешнеполитический компонент является серьезным фактором, влияющим на межэтнические отношения в Тибете.

Собственно, экономическое развитие, которое оказало влияние даже на такого непримиримого борца за независимость Тибета как Далай-лама, является другим основополагающим фактором, влияющим на межэтническую ситуацию в Тибете. Понятно, это достаточно многогранный вопрос, но если коротко, то политика центрального правительства Китая достаточно понятна: мощные инвестиционные вливания и подстегивание экономического развития в обмен на политическую лояльность. Развивается инфраструктура, увеличиваются возможности по получению медицинской помощи, образования, а соответственно, личной благоустроенности для тибетцев. По большому счету, эта формула работает, но для подобной экономической активности привлекаются специалисты ханьцы из внутренних районов, в результате меняется этнический баланс, повышается экономическая конкуренция между этносами.

В целом, говоря об общих тенденциях в межэтнической политики Китая, то ее отличает четко выстроенная теоретическая база, в основе которой лежат, во-первых, тысячелетний опыт взаимодействия ханьцев с народностями, населявшими Китай, во-вторых, идеологические обоснования, почерпнутые из трудов классиков марксизма-ленинизма, и наконец, практические знания, полученные в процессе взаимодействия с этноменьшинствами.

Анализ межэтнической политики Китая в автономных районах позволяет сделать сделать вывод, что в настоящее время в КНР налицо стремление центральной власти постепенно полностью (экономически, политически, культурно) инкорпорировать территории компактного проживания национальных меньшинств в состав единого Китая. Это достигается за счет комплекса мер, которые, как представляется, работают довольно эффективно.

Сюда относится экономическая интеграция автономных районов, которые являются дотационными регионами; активное управление миграционными процессами (как по привлечению ханьцев, так и по расселению представителей нацменьшинств по всему Китаю); пресечение создания неконтролируемых властью этнических организаций; образовательная политика и др.

Особняком во всех этих процессах стоит Синьцзян-уйгурский автономный район. Однако сложность межэтнической ситуация в этом районе, степень его важности для Казахстана и влияния многих факторов на самых разных уровнях, что эта теме будет посвящена отдельная колонка.

Загрузка...