О сурах Корана

Фотография - О сурах Корана

381 0

Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов специально для Today.kz

Этот текст о сурах Корана, которые прозвучали в Ватикане, совместном служении католиков, православных и мусульман.

Июнь 2014 года. "Ватикан в воскресенье объединил три религии.... Вечером на поляне в Ватиканских садах состоялась молитва о мире на трех языках. Раввины прочитали псалмы из Торы, католические священники – из Нового Завета, а имамы – суры из Корана. А затем понтифик и его гости посадили оливковое дерево".

Отмечу, что также присутствовал и патриарх Константинопольский Варфоломей. Встреча была названа исторической, хотя эксперты не ждут политических итогов этой встречи.

Несмотря на возможное отсутствие политических итогов, я считаю, что это не просто историческая встреча. Эта встреча отражает текущие стремительные процессы, происходящие в мире и символизируют те многие переломные моменты текущей истории человечества.

Чтобы оценить масштабы события и динамику взаимоотношений религий необходимо совершить краткий экскурс в историю.

4 век от Р.Х. - признание христианства религией.

5 век - начало противоречий между Восточным и Западным христианством.

6 век - непримиримая конкуренция между Александрийским и Римским патриархатами

9 век - Контакты между Восточным и Западным христианством редки и случайны

11 век - Взаимное предание анафеме православия и католицизма.

11-13 века - Крестовые походы (религиозные войны) католиков против мусульман и православных.

Итак, противостояние православия, католицизма, ислама по сути продолжается на протяжении тысячелетий (иудаизм стоит несколько особняком), посмотрим, что же произошло буквально в последние годы.

1965 год. Отмена взаимных анафем между Константинопольской православной церковью и католичеством. Да, еще остается много противоречий, ведутся большие дискуссии, но еще далеки церкви от единства, еще много догматических и базовых противоречий, но во всяком случае начался диалог.

2001 год. Впервые Папа Римский (Иоанн Павел Второй) посетил мечеть. "За 14 веков существования ислама это первый визит главы римско-католической церкви в мусульманскую мечеть.... Он сказал, что они должны молить бога о прощении им времен вражды. Мечеть Омейядов возникла на месте храма Иоанна Крестителя. В ней до сих пор сохранилась часовня с его мощами".

2006 год. Папа Римский Бенедикт XVI посетил в Стамбуле мечеть Султанахмет, или Голубую мечеть. "Понтифик и кардиналы сняли обувь перед входом в мечеть, как того требуют нормы ислама. Глава римско-католической церкви произнес в стенах мечети молитву по христианскому образцу, но в сторону Мекки".

2012 год. Визит Патриарха Московского и Всея Руси в Польшу. "Эксперты называют визит "историческим прорывом во взаимоотношениях католической и православной церквей" и считают, что следующим шагом на пути к сближению может стать встреча патриарха Кирилла с папой римским Бенедиктом XVI".

2014 год. Заключительный день паломнического визита на Святую землю понтифик начал с восхождения на Храмовую гору, которая почитается мусульманами как третья по значимости святыня после Мекки и Медины. "Перед входом в мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы), где до Франциска был только его предшественник Бенедикт XVI, Папа Римский в знак уважения к традициям ислама снял свои красные туфли". 

2014 год. Впервые в истории прозвучали суры из Корана в Ватикане.

Мировые религии, которые имеют за спиной тысячелетние противостояния и войны, начали стремительно сближаться, искать точки соприкосновения, взаимопонимания. Понятно, что есть много вопросов, понятно, что есть много противоречий и дискуссий, очевидно, что оказывает влияние на процессы и текущая политика. Но очень важно то, что за последние 10 лет пройден такой путь, какого не было за последние тысячу лет.

Когда есть одно "знаковое событие и прорыв" - это действительно может ничего не значить. Но когда таких исторических и знаковых событий накапливается так много и в такой короткий промежуток времени, то можно говорить и о реальном духовном переформатировании взаимоотношений религий.

Причем речь идет о переформатировании отношений между как минимум 2,7 миллиарда людей в мире (1,2 миллиарда католиков, 1,3 миллиарда мусульман, 200 миллионов православных и 30 миллионов иудеев), а с учетом влияния собственно верующих на окружение, то и около 40% населения в мире. И это переформатирование оказывает влияние не только и не столько на политику, сколько на мировоззрение, психологию, человеческие отношения, отношения между народами.

Теперь о самой истории взаимоотношений. Я приведу просто исторические факты без осуждения, обсуждения и оценок.

Сначала об истории взаимоотношений католицизма и православия. Расхождения между ними (между Восточным и Западным христианством) были далеки от идеальных, а точнее, эти две ветви были в противостоянии практически с момента выхода христианства из разряда секты. До 313 года на христианство было под запретом и подвергалось гонениям. В 313 году Константин и Лициний в Миланском Эдикте признают христианство как одну из признанных религий и культов. Христианам возвращаются конфискованное имущество и церкви. Константин разрешил исповедание христианства в пределах Империи.

В 325 году прошел первый Вселенский Собор (Никейский) на котором христианство было институционализировано. Принят Символ Веры, определены основные "региональные подразделения": Римское, Александрийское, Антиохийское и Иерусалимское.

А уже в 425 году начались первые признаки противоречий, которые только нарастали. С 476 году Папа Римский начал требовать своего первенства над остальными Патриархами, что вызывало много сопротивления и споров. Начался период кроме того с этого времени началась проявляться разница между подходами к роли Церкви в государстве. Кроме того, примерно в это время произошло разделение на Западное и Восточное христианство в связи с ростом влияния Александрийского патриархата. По сути, примерно с 6 века и началась непримиримая конкуренция этих патриархатов.

На западе сформировался "папецезаризм" (когда Папа по сути узурпировал светский функции императора, более того начал их назначать впоследствии), на Востоке - "цезарепапизм" или духовный симфонизм (разделение светской и духовной власти). То есть на Западе церковь стремительно подминала под себя светскую власть, на Востоке в большей степени оставалась "прибежищем духа". наступил период "христологических", богословских споров. В 7 веке уже появились значительные отличия в обрядах, догмах и традициях Западного и Восточного христианства. В целом временные расколы христианства были 5,7, 8 и 9 веке.

С 886 года и по 1054 год - год окончательного раскола церкви взаимодействие Запада и Востока было случайным и эпизодическим. В июле 1054 года Папа Римский и Патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме. Кстати, замечу по ходу, что раскол начался фактически по инициативе Запада: в 1043 году Папа Леон IX, стремясь подчинить себе подвластное Константинополю духовенство Южной Италии, назначил Сицилийским архиепископом своего кандидата. В ответ на это патриарх Константинополя Николай Церулярий закрыл все находящиеся в Византии церкви и монастыри западных обрядов.

Весь такой долгий экскурс в историю приводится для того, чтобы подчеркнуть, что расколы, противоречия и трения между православием и католицизмом начались задолго до 1054 года, а по сути практически через 150 лет после официального признания христианства - религией и церковью, даже задолго до появления ислама в 622 году.

Еще более сложными были взаимоотношения католицизма и ислама. Подчеркну, что именно католицизма, а не просто Христианства. С 1096 по 1270 годы было восемь крестовых походов на Восток. История изобилует войнами, захватами земель разными народами, рождением, ростом и гибелями Империй. но Крестовые походы отличаются тем, что это по сути целенаправленные религиозные походы, именно религиозная война за веру.

История началась с обращения византийского императора Папе Урбану II с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков. Но Урбан II, откликнувшись на просьбу, произнес к Клермоне речь, намеренно отодвинул политический элемент на задний план перед элементом религиозным: Урбан II проповедовал поход для освобождения от неверных Святой земли и Гроба Господня. Так началась история крестовых походов - по сути официальной войны за веру. Отметим, что Восточное христианство практически не принимало участие в них. И более никто не вел столь целенаправленной длительной и межконфессиональной религиозной войны.

Интересный факт: в четвертом крестовом походе, организованном Папой Иннокентием II в 1204 году, были изменены цели и был захвачен Константинополь. Это окончательно разъединило православие и католицизм уже и на политическом уровне.

Крестовые походы были также и против Руси. Александр Невский как раз и отразил один из таких походов, объявленных католиками. В 1232 году папа римский Григорий IX призвал крестоносцев к походу против Новгорода. При этом Русь уже была крещеной, но церковь еще не была автокефальной и относилась к Константинопольскому Патриархату. "Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой... В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский... проявил талант полководца и дипломата, ... отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии".

В отношениях же между исламом и православием таких жестких страниц в истории не было. Православие никогда не вело религиозных войн против ислама, равно как и ислам не вел религиозных войн против кого-либо. Были войны государств, завоевания, возникали и исчезали империи, были войны за независимость, но это были светские войны, в которых духовенство, религия занимала отстраненную позицию, безусловно где-то вдохновляя и помогая войнам, но никогда не объявляя и не подготавливая их. Официальные религиозные войны вел только Рим (Ватикан).

Протестантизм - доминирующее сейчас течение в современной Европе и США - вырос из католицизма в 16 веке, но, в отличие от православия, оно никогда не предавалось анафеме. Да, были гонения на протестантов, были их преследования, но даже, Кальвина, Нокса, Цвингли не предали анафеме. Анафема - это окончательное отлучение с проклятием, в то время как отлучение - вполне может быть временным. Многих видных протестантов даже не отлучали от церкви.

Эти записки были созданы не для оценок той или иной религии, практики и веры. Это просто перечисление исторических фактов. Мир стремительно меняется, более того, мировоззренческие изменения начинают опережать политические. Это важно понимать.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?