Подноготная НДС: Часть 2

Фотография - Подноготная НДС: Часть 2

804 0

Основатель веб-портала uCount.kz Еркин Сагиев специально для Today.kz

В первой части статьи говорилось, что в хорошем НДС облагаются практически все товары и услуги, по одной ставке и плательщиками является большинство предприятий (это называется «НДС с широкой базой»). Справедливости ради надо ответить, что идеала нет даже в Европе (родоначальнице НДС), а дальше всего в этом вопросе продвинулась Новая Зеландия.

Почему так важно, что бы было больше плательщиков и больше облагаемых товаров? Потому что у неплательщика НДС весь налог, уплаченный поставщику, уходит в себестоимость продукции и дальше в расчетах НДС не участвует. Если он продаст свой товар плательщику НДС, то такой покупатель не только купит товар дороже, но и накрутит на него свой НДС по полной ставке. Для такого покупателя НДС превращается в налог с оборота, о котором говорилось в первой части статьи.

Все ради налогового контроля

Казахстанский НДС является результатом чаяний и желаний налоговых органов. В НДС сделано хорошо все, что облегчает жизнь Минфину и плохо все, что усложняет его работу.

С 2001 года в Казахстане единая ставка НДС. Разные ставки НДС позволяют сделать этот налог прогрессивным. Однако в налоговой системе есть более удобные налоги для создания прогрессии (подоходный налог, акцизы на роскошь, налоги на имущество), поэтому нагружать НДС излишними функциями, которые делают его сложным в администрировании, не очень разумный шаг. Таким образом, единая ставка НДС это плюс.

Если исключить пул льгот, связанных с отсутствием возмещения НДС (об этом ниже), то в Казахстане останется немного льгот по НДС и они несут классический характер (определены в 112 директиве ЕС), т.е. наносят теоретически минимальный урон преимуществам НДС  – медицинские и образовательные услуги и прочее. Минимум исключений это тоже плюс.

Однако, в Казахстане высокий порог регистрации для плательщиков НДС – 30 000 МРП или 55,5 млн. тенге (сумма реализации за год). Задача этого порога – исключить предприятия, которые не могут вести минимальный бухгалтерский учет. Учитывая, что все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет, а все индивидуальные предприниматели должны как минимум вести налоговый учет, значение порога несколько теряется. Однако высокий порог выгоден и налоговым органам и предприятиям. Для первых меньше работы, для вторых меньше контактов с налоговыми органами. Страдает только НДС.

Как видно, благодаря упорству и последовательности Минфина НДС, на первых взгляд, сложился не самым плохим образом. Однако есть одна большая проблема – в Казахстане нет полноценного возврата превышения НДС. Основная причина – налоговые органы не умеют это администрировать.

Когда река запружена

НДС это налог, который должен уплачивать конечный потребитель. Соответственно, для всех остальных необходимо его компенсировать. Естественным механизмом компенсации налога является включение его в цену (называется «перенос налога»). Каждый плательщик НДС должен компенсировать уплаченный налог из средств своего покупателя. Поскольку законом закреплено требование, увеличить цену на 12% НДС, то источник компенсации НДС вроде есть всегда. Однако на практике есть три случая, когда этого не происходит.

Первый вариант – клинический. Процесс переноса налога зависит от состояния рынка тех или иных товаров (рынок покупателя или продавца, регулируемый или свободный и т.д.) или проще говоря, может ли продавец увеличить цену на НДС или покупатель продавит скидку. Это врожденный недостаток НДС.

Второй вариант – нет НДС на свою продукцию. Такая ситуация возникает, если продукция предприятия облагается по ставке 0% (к примеру, экспорт).

Третий вариант – уплатили поставщику большую сумму НДС. Это может произойти при приобретении дорогостоящего оборудования, которое будет амортизироваться долгие годы, или при наполнении склада сырьем, поставка которого имеет сезонный характер. Предприятие уплатило большую сумму НДС, которую будет возмещать из средств покупателя в течение нескольких кварталов, а то и лет. В результате, в таком НДС заморожены оборотные средства, которые придется как-то рефинансировать.

Обещанного три года ждут

Ситуация со вторым и третьим вариантом может разрешаться только одни способом – из бюджета должны быть возвращены суммы НДС, уплаченные поставщикам, в части превышения над суммой НДС на свою продукцию (называется «дебетовое сальдо НДС»). Это позволит вернуть из бюджета те суммы НДС, которые еще не привели к конечному потреблению (излишнее сырье еще не переработано, оборудование еще амортизируется).

Вот здесь кроется ключевая проблема казахстанского НДС – возврат НДС производится только экспортерам (есть еще несколько случаев, но они частные и погоды не делают). При этом даже среди экспортеров получить возврат быстрее, чем за год, могут рассчитывать только их крупные представители. Для всех остальных вопрос не решен.

Пока вопрос возврата НДС не решен, его заменяет («протезирует проблему») различный спектр налоговых льгот, как «уплата НДС на импорт методом зачета», «освобождение от НДС импорта объекта лизинга и его последующей передачи», «освобождение товаров, произведенных в свободном складе» и т.д. Такие льготы приводят к перекосам в экономических стимулах.

Во-первых, в таких «протезах» делается акцент на льготирование импорта, поскольку массово освободить отечественные товары невозможно. В результате ущемлены интересы отечественных производителей. Списки освобождаемых товаров имеются, но туда включаются крупные группы товаров, что исключает возможность ювелирной настройки такой льготы.

Во-вторых, создаются специфические льготы. К примеру, для производителей, которые размещены на территории «свободного склада» и их товары включены в особый список. Это эксклюзивные льготы индивидуального характера, которые в рыночной экономике должны отсутствовать в принципе.

В-третьих, проблема с услугами и работами. К примеру, работы по сборке, монтажу и наладке могут быть достаточно дорогими. При этом, если иностранные подрядчики включают стоимость работ в цену льготируемого товара, то это становится вопросом конкурентоспособности отечественных подрядчиков (которые продолжают выставлять НДС).

Как видно, вопрос возврата НДС во всех случаях – это не просто вопрос удобства отдельных предприятий, это больше вопрос добросовестной конкуренции и создания единых благоприятных условий развития всех отечественных предприятий.

Вывод

Казахстанский НДС, в целом, формировался под влиянием налоговых органов. Удобство налогового контроля в нем превалирует. С одной стороны это дало нам единую ставку НДС и минимум льгот (если не считать тех, что «протезируют» отсутствие возврата НДС), но в тоже время есть завышенный порог регистрации и отсутствие нормального возврата превышения НДС. Последнее является самым важным, поскольку приводит к тому, что НДС негативно влияет на экономику плательщиков НДС.

Радует, что создание нормальной системы возврата превышения НДС, стоит на повестке дня (хоть и шестой год уже). Однако такая неторопливость уже много лет позволяет создавать в Казахстане неконкурентные преимущества для отдельных предприятий и импортных товаров, что не может благоприятно сказываться на экономике страны.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?