482

Я - робот

Человечество часто размышляет о будущем, когда все станут выполнять роботы. Кто-то об этом мечтает с воодушевлением, кто-то со страхом. Но такого будущего не будет никогда. Потому что оно уже наступило.
Фотография - Я - робот

Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов специально для Today.kz.

Человечество часто размышляет о будущем, когда все станут выполнять роботы. Кто-то об этом мечтает с воодушевлением, кто-то со страхом. Но такого будущего не будет никогда. Потому что оно уже наступило.

Технический прогресс принес огромный вал информации, принес множество различных взаимодействий - телефон, электронная почта, телевидение, радио, интернет, множество вещей, которые "культурный, современный человек" должен знать. При этом способность абсорбировать и переваривать информацию осталась на уровне времен фараонов. Эта способность воспринимать, запоминать есть физиологическая часть, наряду с ростом, весом, физической силой и так далее.

В результате такой ситуации критическое мышление человека атрофируется. Снижается пространство самостоятельных решений, потому что человек живет по инструкциям. Инструкциям по эксплуатации телевизора, телефона, микроволновки, автомобиля, компьютера, трактора... И человека. Да-да, человека. Должностные инструкции в офисе, брачные контракты, трудовые договоры - это ведь тоже инструкции. Инициатива стала наказуемой, равно как и критическое мышление. Человеку не нужно думать, нужно просто жить и поступать так, как за него решили. Права заключаются в том, чтобы не выполнять обязанности, которые не описаны в инструкции.

Зачем конструировать искусственный интеллект, если можно естественный интеллект ужать до состояния искусственного? Сложнее научить компьютер распознавать образы, воспроизводить эмоции, чувствовать юмор, творить и обучаться, чем готовый материал, способный ко всему этому ограничить функционалом робота.

При этом важно поддерживать иллюзию этого материала в том, что он важен, что он - человек

Разберем тезис по пунктам:

Заводы по производству роботов.

Рост численности человечества связывают с улучшением в здравоохранении, успехами медицины. Снизилась детская смертность, снизились масштабы эпидемий и пандемий, развивается ЭКО, дети из пробирок. Я согласен со всем этим. Но почему бы не связать это с распространением средств массовых коммуникаций?

При всем уважении к Луи Пастеру вполне могу допустить, что прививки были известны задолго до него. Просто прививочный опыт "одной деревни около озера Чад" не получил распространения, а вернее, остался неизвестным в отсутствии СМИ, как и многие другие методы. По сути, и рецепты народной или, по современному названию, альтернативной медицины также получили свое второе рождение через СМИ. Они распространились позже только по причине стоимости доступа к СМК. Государственные или коммерческие программы тратят деньги, потому что это инвестиции в увеличение продаж. На заре средств массовой коммуникации цена доступа к ним была высокой, так что производитель аспирина мог его продвигать, а акупунктурщику или травнику доступ туда был закрыт. При этом производитель прививок мог "жечь напалмом" народных конкурентов, ведь он "современный" и вещает через "современные" массовые каналы, и жители "деревни около озера Чад", триста лет прививающие детей, готовы все забыть и бросить, чтобы купить "современные" прививки.

Итак, биомасса (роботы) стала расти в геометрической прогрессии с возникновением средств массовой информации. Но робот нуждается в программном обеспечении.

Драйвер.

Драйвером является пропаганда. Информационная обработка роботов, внушение им, что хорошо, а что плохо, внедрение основных целей и задач, смысла жизни - в общем, всего того, что называют идеалами.

Пропаганда была, есть и будет во всем мире - это нормальный инструмент политики. Приветствие триумфаторов в Древнем Риме, Сын Неба в Японии, Срединная империя в Китае, Сын Солнца в Египте. В общем, пропаганда есть нормальная составляющая внутренней политики. Распространение СМК (радио, ТВ) сделало возможной пропаганду вне внутренней политики. Рожденные в СССР помнят, как на самодельных приемниках ловили "Голос Америки". Именно массовые коммуникации изменили ландшафт пропаганды.

Итак, массовые коммуникации позволили наращивать биомассу, и они являются программирующим драйвером.

Программное обеспечение.

В чем ключ программы? Ключ в том, что "потребление - это хорошо, жить нужно в кайф, а кайф - это потребление". Почему так? Потому что потребление - это то, что заставляет человека тратить деньги, которые, соответственно, можно заработать. Причем работа ведется просто и очень эффективно, потому что апеллирует к самым низменным инстинктам.

Пункт первый. Вы - личность, и являетесь высшей ценностью в мире.

Отсюда вытекают: Право частной собственности, право быть педерастом, вором, убийцей, насильником - но вы личность, а значит, ваши права неоспоримы.

Служение обществу и общественные интересы автоматически исключаются, ибо служить можно только чему-то более высокому. Но тогда в чем смысл жизни? И вот рецепт: потребляй, живи "не хуже, чем сосед", а на самом деле - лучше, чем он. Личный успех - вот главное (по Кальвину - это знак Божий, что в рай попадешь). Но как измерить личный успех? Легко его можно измерить - деньгами. "Если ты такой умный, то почему такой бедный?". Деньги есть объективное мерило успеха. Но сами по себе они ничто, потому что успех нужно демонстрировать, а демонстрировать можно только вещи. Ведь "встречают по одежке".

Пункт второй. Чтобы зарабатывать деньги, нужно жить по определенным правилам. Для этого мы создали должностные инструкции. Пока вы в них, у вас все хорошо. Они разные - от дресс-кода до регулирования взгляда (а то сексуальный харассмент случится). Вы живете по инструкциям - мы вам обеспечиваем еду, одежду и проживание. Это в буквальном смысле. Клерк за 70 тысяч тенге ходит в костюме, галстуке, живет в квартире и приезжает на машине. Босс делает то же самое. Только его костюм, галстук, машина и квартира в десять раз дороже... Но по смыслу то же самое ведь? Поэтому на любой должности человеку платят на еду, одежду и проживание. Свободное перемещение людей, конкурентный рынок? Согласен, и именно поэтому человеку платят как рабу - на самое необходимое. Просто уровень рабов (роботов) разный, но это сути не меняет.

Пункт третий. Очень важный. Пересборка сообщества. Ради поддержания статус-кво нужно поделиться определенными свободами. "Вы личность, вы высшая ценность, но ради сохранения этого мира нужно добровольно поделиться свободами". Чтобы не было бунтов, а это нехорошо, мы будем просматривать всю корреспонденцию, подавлять полицией, экипировать полицию по нормативам армии, стрелять и убивать при подозрении. Это же для защиты вас, "бесценной личности". Порядок - это же правильно? Вы же, бесценный индивидуалист, согласны? А взамен у вас всегда будет пиво/виски/французское вино/шампанское, автобус/машина/Бентли/самолет, гамбургер/стейк/креветки/фуа-гра (в зависимости от уровня раба/робота)". И бесценный индивидуалист согласен поделиться свободами. Всеми свободами. Свободой переписки, свободой воспитания детей (ювенальная юстиция), свободой вероисповедания (запрет хиджабов), свободой брака (самый козырный бизнес на Западе - бракоразводные процессы). Но при этом он будет убежден, что он самый свободный человек, просто общественно ответственен. Забывает, что он "свободен", пока живет по инструкции, то есть пока он раб. Но роботу это счастье.

Практические примеры:

Свободная страна:

Просмотр корреспонденции, прослушивание (всех, без каких-либо даже оснований), содержание в тюрьме без предъявления обвинения неограниченно долго (без оснований), смерть от рук полицейского (за неверный взгляд), тюремный срок за ношение масок в момент массовых шествий.

Тоталитарный режим:

Просмотр корреспонденции, прослушивание только с разрешения прокуратуры и по конкретному делу. Задержание без обвинения не более 72 часов. Ментов за убийство затаскают так, что "мама не горюй" - в рамках была ли самооборона не превышена или был ли предупредительный выстрел вверх, маски - да это просто безобидный флешмоб.

В нормальном обществе человек понимает, что общественное (семейное, родовое, страновое) важнее, чем он. И человек готов, и поступается личными свободами в пользу семьи, рода, страны, вековечных традиций, культуры и опыта. В современном рабском западном обществе человек поступается своими свободами в бОльшей мере, чем в "тоталитарных режимах", но в пользу не семьи, рода, племени и страны, а в пользу Хозяина, который получает прибыль. Чертовская разница.

Тем, кто меряет качество жизни машинами, телефонами и тряпками, стоит задуматься. Может, доступ к джинсам и "жувачке" - не совсем ключевое измерение в жизни человека? Вспомним, что мы Homo Sapiens, а не Homo Consumens.

Загрузка...