2116

Национальный и языковой вопрос Индии

В последнее время ожесточились споры на языковую и этническую тему. В этой связи представляется интересным международный опыт, например, индийский.
Фотография - Национальный и языковой вопрос Индии

Политолог Адиль Каукенов специально для Today.kz

В последнее время ожесточились споры на языковую и этническую тему. В этой связи представляется интересным международный опыт, например, индийский. Межэтническая и межконфессиональная ситуация в Индии представляет собой уникальный пример сосуществования в рамках единого государства грандиозного множества этнических, языковых, религиозных и других социальных общностей. В частности, интересно то, как в Индии сосуществуют различные языковые группы, особенно два самых крупных государственных языка этой страны - хинди и английского. Другой немаловажный вопрос - какие уроки может подчерпнуть казахстанское общество из опыта Индии?

Этно-лингвистические характеристики

Согласно данным переписи 2011 года, в настоящее время в Индии проживает 1210,2 млн человек. Это, как уже было упомянуто выше, выводит страну на второе место в мире по численности населения. Также стоит отметить положительный прирост населения. Так, с момента прошлой переписи в 2001 году население Индии выросло на 1,76%. На 1000 мужчин в Индии приходится 940 женщин, средний возраст составляет 24,9 лет

Индия является одним из самых многонациональных государств мира, ее населяют сотни этносов, народностей и племенных групп различного расового происхождения, говорящих на языках, относящихся к различным лингвистическим семьям (современная индийская статистика выделяет 1562 языка). Кроме того, более чем миллиардное население Индии, исповедующее различные религии, разбито на десятки тысяч каст и подкаст.

Согласно Конституции Индии, для работы национального правительства используется два языка: хинди и английский. Кроме того, существует утвержденный руководством страны список из 22 «зарегистрированных языков» (scheduled languages), которые могут использоваться правительствами индийских штатов для различных административных целей. В целом же, в Индии в обиходе существует около 450 различных языков и более 2000 диалектов.

Необходимо отметить особую консолидирующую роль английского языка в современной Индии. После обретения Индией независимости в 1947 году в конституции 1950 года национальным языком Индии был утвержден хинди. Однако по той причине, что еще не все население достаточно хорошо им владело, ведение государственных дел, а также судебных заседаний допускалось и на английском языке в течение ближайших 15 лет. По истечении данного срока конституция должна была действовать так, будто слова «или на английском языке» выпущены из нее.

Однако по сей день английский язык продолжает оставаться одним из официальных языков страны. Принято считать, что сферы его употребления ограничиваются управлением, юриспруденцией и частью образования и средств массовой информации, некоторыми формами литературы, а в остальных сферах используется родной язык. Однако, по мнению ряда экспертов, английский язык распространил свое влияние на сферы чисто формального общения, включая формальное общение внутри группы (коллеги по работе), а в сферах неформального и личного общения доминирует родной язык либо хинди. В местные индийские языки вошло много слов из английского языка и наоборот. Такое взаимное проникновение постепенно снизило количество случаев чистого полилингвизма и размыло границы диглоссии. (Диглоссией называется ситуация, когда в обществе параллельно действуют два языка, применяемые их носителями в различных функциональных сферах. Как правило, диглоссия характеризуется несбалансированностью, когда один из языков занимает позицию «высокого», а другой - «низкого».)

Карта распространения основных языков Индии

indian-languages

Источник: Энциклопедия языков www.langopedia.ru

Несмотря на то, что планировалось к 1965 году английский язык лишить статуса государственного и называть «дополнительным государственным языком, пока не закончится полномасштабный переход на хинди, оба языка остались государственными. Это связано с протестами некоторых штатов, в которых хинди не получил распространения. Из-за быстрой индустриализации и многонационального влияния в экономике английский язык продолжает оставаться популярным и влиятельным средством связи в государственном управлении и бизнесе.

Что касается остальных языков, на которых разговаривают народы Индии, то они относятся к пяти языковым семьям: это индоевропейские языки, дарские, дравидийские, тибето-бирманские языки и языки мунда.

Межэтнические конфликты в современной Индии.

Конфликтом, который может быть квалифицирован как межэтнический, является конфликт между жителями Индии и бихарцами. Жители Бихари в течение последних лет часто подвергаются нападениям и притеснениям в других регионах Индии. Бихари является одним из наиболее экономически отсталых регионов с высоким уровнем коррупции в правительстве и крайне низким уровнем жизни граждан. Как следствие, с 1990-х годов множество бихарцев мигрировали в другие штаты Индии в поисках работы. Однако за пределами собственного региона они все чаще становились объектом ксенофобии, этнической дискриминации, предрассудков и насилия. На бихарцев часто смотрят свысока, высмеивают их акцент. В начале 2000-х годов антибихарские настроения привели к гибели более 200 бихарцев и появлению десятков тысяч внутренних беженцев. Последний инцидент датируется 18 января 2014 года, когда четверо молодых людей из штата Бихар были убиты боевиками движения NDFB в штате Ассам. Трое других бихарцев в результате этого инцидента получили серьезные ранения.

Нападения на людей монголоидного типа на северо-востоке Индии также набирают силу в последние годы. Многие люди, являющиеся традиционным населением северо-востока, подвергаются дискриминации со стороны индоарийского населения провинций - в частности, в штате Ассам с 2007 года действует горячая линия, призванная помогать людям, подвергающимся расовой и этнической дискриминации.

В 2012 году в попытке предотвратить подобную дискриминацию в отношении людей с северо-востока индийское правительство призвало жителей всех штатов и территорий извещать власти о любых актах насилия и жестокости по отношению к людям из этого региона. Лица, признанные виновными в таких актах жестокости, могут быть наказаны лишением свободы сроком до 5 лет.

С другой стороны, в самой северо-восточной Индии нередки случаи нападения на неавтохтонное население. Так, в 2007 году тысячи «хиндиязычных» рабочих вынуждены были бежать из штата Ассам после серии массовых убийство и взрывов. В мае 2007 года девять из них были убиты и еще двадцать получили ранения в результате нападения представителей местного населения. В августе 2007 года погибли 26 человек из других регионов Индии в течение шестидневной серии погромов в Ассаме. Полиция обвинила в случившемся организации Объединенный фронт освобождения Ассама (ОФОА) и Национальный фронт Кабри Лонгри. В целом в Ассаме в 2007 году погибло 98 приезжих.

В марте-апреле 2008 года местными жителями было убито 16 человек из числа приезжих в штате Манипур. PHS утверждает, что экстремисты в Ассаме проводят непрерывную кампанию ненависти и насилия против хинди-говорящего населения штата. В мае 2009 года девять таких граждан были убиты и, по официальным данным, около 70 домов были сожжены.

В период 8-10 ноября 2010 года в Ассаме фракцией Национального демократического фронта Бодоленда был убит 21 человек из числа хинди-, бенгало- и непалоязычных граждан.

Религиозные конфликты в современной Индии.

Большинство наиболее кровопролитных конфликтов в Индии происходит не столько в сфере межэтнических отношений, сколько на почве разделения по религиозному признаку. В период с 2005 по 2009 годы в Индии ежегодно погибают в ходе беспорядков в среднем 130 человек ежегодно и 2200 получают ранения.

В 2012 году в Индии было зафиксировано 93 случая гибели людей в ходе общественных беспорядков. Из них 48 человек были мусульманами, 44 - индуистами и 1 - полицейским чиновником. Ранения получили 2067 человек, из которых 1010 были индуистами, 787 - мусульманами, 222 полицейских и 48 других.

За 2013 год погибли 107 человек во время религиозных беспорядков (или 0,008 всех смертных случаев на 100000 человек), из которых 66 были мусульмане, 41 - индусы. Различные массовые беспорядки в 2013 году - ранены 1647 человек, включая 794 индусов, 703 мусульман и 200 полицейских.

Одним из наиболее кровопролитных является длительный конфликт между мусульманами и индуистами. Отношения между представителями этих двух конфессий на протяжении всей своей истории пережили ряд очень напряженных моментов. Конфликты начались еще в VIII веке, когда в 711 году произошел джихад Омейятов в Синде. Преследование индуистов сопровождалось разрушением храмов, до сих пор история хранит память об анти-индуистской деятельности императора Аурангзеба из династии Великих Моголов.

После раздела Британской Индии в 1947 году на Индию и Пакистан пришелся новый виток межрелигиозной розни. С этих пор отмечено несколько витков масштабного насилия, исходившего с обеих сторон конфликта. К наиболее кровопролитным инцидентам относятся беспорядки в Гуджарате в 1969 году, в Бхиванди в 1970-м, резня в Нелли в 1983-м и в Бхагалпуре в 1989 году. Катализатором к развязыванию насилия служат, с одной стороны, индуистский национализм, а с другой - исламский экстремизм.

Самые последние крупные беспорядки прошли в 2010 году в индуистских районах Деганга, Картикпур и Белиагхата. 6 сентября 2010 года исламисты прибегли к поджогам и насилию в индуистских населенных пунктах. Погромы начались поздно вечером и продолжались до следующего утра. Полиция собственными силами не смогла остановить насилие, и инцидент пришлось ликвидировать силами подразделений внутренних войск.

Особого внимания заслуживает также конфликт между индуистами и христианами. Среди последних наиболее ожесточенных столкновений необходимо отметить христианские погромы в Ориссе.

В 2008 году волна насилия охватила северо-восточный штат Орисса. Поводом для насилия стало убийство лидера индуистских националистов Свами Лакшмананды Сарасвати, которое произошло 24 августа. Вина за убийство была возложена на местную христианскую общину, поскольку годом ранее он уже получил ранение в стычках с христианами. Индуистские экстремисты сожгли христианские церкви и изгнали со своих мест тысячи христиан. При этом христиане подвергались унижениям и побоям. В результате погромов около 60 христиан были убиты и около 25 000 остались без крова.

В латентном состоянии в настоящее время находятся мусульмано-сикхский и мусульмано-буддистский конфликты, наиболее жестокие стадии которых пришлись на вторую половину ХХ века.

Политика правительства Индии в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений

Статус меньшинств предусматривает обладание особыми правами, которые, согласно Конституции Индии, подразделяются на два вида. Первый из них закреплен в статье 29 индийской Конституции. Данная статья распространяется на всех граждан, составляющих меньшинство в различных областях страны, и гарантирует защиту их интересов. Например, представители индусской общины, проживающие в штатах Пенджаб или Нагаленд, имеют право на защиту своих языковых и культурных прав, будучи так называемым меньшинством в этих штатах.

Если действие статьи 29 распространяется на всех граждан Индии, то статья 30 предусматривает особые права религиозных и лингвистических меньшинств, которые состоят из двух частей: одна часть — открытие, вторая — управление образовательным заведением по своему выбору.

На первый взгляд, данные основные права выглядят достаточно просто, однако с момента обретения независимости и принятия индийской Конституции 30-ю статью часто оспаривали в Верховном суде и среди разных слоев общества.

В Индии существуют государственные учреждения защиты прав меньшинств, в частности, мусульман. Первый институт защиты прав меньшинств — Комиссия по меньшинствам — был создан в 1978 году.

Рассматривая эту сферу, необходимо особое внимание уделить политике позитивной дискриминации, проводимой индийскими властями для консолидации всех слоев общества, а также привлечения всех граждан к процессу управления страной. Главной целью политики позитивной дискриминации, проводимой в современной Индии, является консолидация всех слоев многонационального и многоконфессионального индийского общества, а также привлечение всех граждан к процессам управления страной. Суть ее заключается в резервировании мест в государственном секторе экономики и в высших учебных заведениях для «отсталых классов» и в проведении мер, направленных на преодоление социально-экономической и культурной отсталости этих слоев населения.

Согласно индийской конституции 1950 года, «отсталыми классами» признаны упоминавшиеся выше «зарегистрированные касты», «зарегистрированные племена» и «прочие отсталые классы».

Первоначально, конституция Индии закрепила право на резервирование только за зарегистрированными кастами и племенами, которые были занесены в специальные списки, включенные в текст конституции. Для них была определена квота в 22,5% мест в государственных учреждениях и учебных заведениях (15 %-для зарегистрированных каст, 7,5 %-для зарегистрированных племен), которая примерно пропорциональна их доле населения.

****

Как было показано выше, Индия является одним из самых полиэтничных и многоконфессиональных государств мира. Эти группы образуют сложную систему, малейшие сбои которой способны привести к крайне серьезным осложнениям в социальной и внутриполитической жизни страны. В этой связи, регулирование жизни индийского общества требует от руководства государства глубокого понимания всех тонкостей взаимоотношений между этносами и конфессиями, равно как и между кастовыми группами.

Вместе с тем, конфликты между представителями различных этносов и последователями различных религий-довольно частое явление. Несмотря на то, что, в целом, ситуацию можно охарактеризовать как стабильную, существует множество латентных конфликтов, способных довольно быстро перейти в активную фазу. Что касается последних, то они в Индии отличаются высокой степенью жестокости в противостоянии сторон. Нередки погромы, убийства, поджоги и другие проявления крайнего насилия.

При этом поводом для возникновения конфликтов могут стать лингвистические факторы. Так, в ряде штатов сохраняется неприязненное отношение к хинди и его носителям. Именно поэтому индийские власти проявляют большую толерантность и осторожность при формировании языковой политики внутри страны.

Важно, что Индия крайне аккуратно относится к формированию общей стратегии в исторической науке и не допускает резких или дискриминационных оценок роли других народов в своей истории. В рамках инцидента, имевшего место в середине 2000-х годов, когда в учебниках истории для средней школы были допущены оскорбительные оценки в адрес мусульман, пришедших на территорию Индии в VIII веке, власти вынуждены были под давлением недовольства последователей ислама изъять весь тираж и принести извинения мусульманской общине.

В этом плане индийский опыт может быть крайне полезен для Казахстана, который также объединяет в своем составе значительное количество этносов и конфессиональных групп и течений. Разумеется, надо помнить, что Индия-крайне специфичная страна и ее пример может послужить прямым руководством к использованию или неиспользованию лишь в некоторых государствах Южной и Юго-Восточной Азии. Тем не менее, будучи второй по численности населения страной мира, Индия демонстрирует впечатляющие темпы роста социально-экономических показателей и относительно стабильное социальное и внутриполитическое развитие. Все это, разумеется, невозможно без эффективной политики по поддержанию мира и стабильности в отношениях между различными этническими и религиозными группами. И поэтому опыт Индии, в том числе, и отрицательный, обязательно должен быть изучен казахстанскими экспертами, сосредотачивающими свои усилия на оптимизации межэтнической и межконфессиональной ситуации в стране.

Загрузка...