Пропавшие, но не забытые

Фотография - Пропавшие, но не забытые

22 сентября одному из самых значимых телевизионных феноменов XXI века исполнилось ровно 10 лет.

555 0

Кинокритик Карим Кадырбаев о лучших сериалах нашего времени специально для Today.kz

22 сентября 2004 года самолет рейса 815 компании Oceanic Airlines, летевший из Сиднея в Лос-Анджелес, потерпел крушение в районе Океании. Катастрофа лишила сна десятки миллионов зрителей во всем мире на следующие шесть лет. Так началась новая веха в истории современного телевидения, получившая название LOST (или «Остаться в живых», если угодно). 22 сентября одному из самых значимых телевизионных феноменов XXI века исполнилось ровно 10 лет.

Многосерийная фантастическая драма, создателями которой выступили перспективные авторы Джей Джей Абрамс, Джеффри Либер и Дэймон Линделоф, получила статус культовой практически сразу после окончания первого сезона. Именно LOST стал первой (после «Твин Пикса» Дэвида Линча) попыткой сделать из телесериала не столько зрелище для семейной аудитории, сколько интеллектуальный продукт, который не просто будет еженедельно привлекать зрителей к телеэкрану, а построит вокруг основной истории свою отдельную мифологию - которая фактически оказалась куда интересней самого сериала, который (увы) оставил зрителю больше вопросов, нежели ответов. Попробуем разобраться в причинах культовости пропавших, но не забытых героев телесериала «Остаться в живых».

Джей Джей Абрамс (сегодня один из самых авторитетных продюсеров и режиссеров, перезапустивший культовые «Стар Трек» и «Звездные войны») и его команда сценаристов стали новым поколением авторов американского телевидения. Тем самым поколением, которое говорит на одном языке с современным молодым зрителем, воспитанным не на классической литературе, а на компьютерных играх. По своей структуре LOST стал не столько телевизионной драмой, сколько многоуровневым квестом, где каждая новая подсказка создает еще более запутанную загадку. Фишка в том, чтобы заставить зрителя думать над разгадкой не во время просмотра сериала, а между выходами новых эпизодов. И в большинстве случаев зритель оказывался неправ. Любовь зрителя к квестам и детективным линиям дала возможность авторам сериала создать набор «артефактов», греющих душу любого LOSTомана до сих пор. В частности, вряд ли кто-нибудь из фанатов сериала даже спустя несколько десятилетий забудет загадочное сочетание цифр 4,8,15,16,23,42 или название Dharma initiative.

Numbers048

Второй элемент успешности сериала – его жанровая неопределенность. В LOSTе удивительно органично сочетаются и драма, и фантастика, и философская притча, и триллер, и боевик, и мелодрама, и размышления на тему религии, и еще с десяток жанровых отступлений, замешанных на основной детективной линии. При этом режиссеры проекта очень быстро реагировали на мнение зрительской аудитории: как только зритель уставал от нагнетаемого саспенса, сценаристы вбрасывали пару эпизодов, посвященных романтическим взаимоотношениям. Надоедали «сопли» - тут же всплывал конфликт, заканчивающийся трагической гибелью одного из персонажей и так далее.

Ну и, наконец, ключевой элемент, позволивший сериала «Остаться в живых» в сердцах многомиллионной аудитории, – его герои. Есть мнение, что здесь авторы проекта взяли за основу модель комикс-гигантов развлекательной индустрии MARVEL и DC Comics, а именно - создали целый ряд персонажей, из которого каждый зритель смог бы выбрать своего и следить именно за его сюжетной линией. Пока одни следят за мужественными и благородными поступками Джека Шеппарда (Мэттью Фокс), другие с нескрываемым обожанием наблюдают за циничным и опасным Сойером (Джош Холлоуэй), в то же время третьи заинтригованы личностью Джона Локка (Терри О’Куинн), который в каждом следующем сезоне раскрывается с новой стороны. В LOSTе нашлось место почти всем комиксоидным архетипам. Здесь есть и падшие герои, типа бывшего палача Саида (Нэвин Эндрюс), и религиозно-мифологические персонажи, как Дезмонд (загримированный под Иисуса Генри Йен Кьюсик), и типичные дамы с «железными яйцами» (Анна-Люсия – Мишель Родригес). В общем, мнение, что именно актерский состав позволил авторам сценария довести сериал до логического конца, вполне справедливо. В определенный момент загадок в LOST-е скопилось столько, что зрители устали их разгадывать и решили просто следить за полюбившимися персонажами.

Попытаться уместить телесериал LOST в одно короткое резюме достаточно проблематично. Особенно учитывая финал, который не понравился никому. Впрочем, это, наверное, проблема большинства культовых явлений, которые со временем перестают принадлежать автору и становятся собственностью аудитории. У каждого LOSTомана есть мнение, как нужно было завершить сериал, но ни одно из них не сходится с мнением создателей.

По факту, «Остаться» в живых» - не просто культурологический феномен, культовое явление или рейтинговое телешоу. LOST – это пророк нового витка в бесконечной спирали шоу-бизнеса, в которой центральное место занимает фан-сервис и развитие героя внутри отдельно взятой Вселенной, ну и, конечно, сама отдельно взятая Вселенная, не признающая ни временных, ни пространственных рамок. Кто знает, быть может, именно благодаря LOSTу и появилась киновселенная «Мстителей», и перекочевала на экраны «Песнь Льда и Пламени» в виде сериала «Игра престолов». Хотя сдается мне, что «Игра престолов» - это уже следующий виток той самой спирали, о которой я расскажу чуть позже…



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?