570

«Друзья» как точка отчета

На этой неделе миллионы зрителей по всему миру отпраздновали 20-летие легендарного ситкома «Друзья».
Фотография - «Друзья» как точка отчета

Кинокритик Карим Кадырбаев о лучших сериалах нашего времени специально для Today.kz

На этой неделе миллионы зрителей по всему миру отпраздновали 20-летие легендарного ситкома «Друзья». Два десятилетия, десятки успешных телевизионных комедий, смена поколения зрителей, появление новых тем (от смартфонов до социальных сетей) не смогли вытеснить шедевр телеканала CBS из зрительских сердец. Более того, ежегодно армия фанатов «Друзей» только растет.

Фактически, в истории телевизионной комедии существуют две эры – до «Друзей» и после. Проект Дэвида Крэйна и Марты Кауфман обозначил эту точку отчета в сентябре 1994 года, когда в «Центральную кофейню» ворвалась Рейчел Грин в свадебном платье. Следующие десять лет на канале NBC без преувеличения можно назвать Эпохой «Друзей».

Как и все гениальное в мире, «Друзья» с одной стороны - просты до неприличия, с другой стороны - необъяснимы. Попытки создать ситком, базируясь на актерском ансамбле были и до (взять хотя бы не менее популярный сериал «Чертова служба в госпитале МЭШ»), и после («Клиника», «Как я встретил вашу маму», «Теория большого взрыва»), но в каждом из подобных проектов в конце концов вырисовывался лидер, который тащил на себе большую часть зрительской аудитории. В «МЭШе» это был Алан Алда, в «Как я встретил…» - Нил Патрик Харрис, в «Клинике», на равных, Зак Брафф и Джон К. Макгинли. В «Друзьях» явного лидера выделить было просто невозможно. Дженнифер Энистон, Мэтт Леблан, Мэттью Перри, Кортни Кокс, Дэвид Швиммер и Лиза Кудроу создали на экране именно ансамбль, своего рода хитроумный паззл, который теряет весь смысл, если вытащить из него хотя бы один элемент.

Не случайно тогдашний президент Warner Brothers Television Лесли Мунвес высказал следующее:

- В телевидении залог успеха - в подборе актеров, потому что телевизионные программы делают люди. Редко постановку с плохими актерами вытягивает хороший сценарий.

Впрочем, сказать, что «Друзья» держались исключительно на актерском составе, было бы несправедливо. Да, с одной стороны, в отличие от большинства ситкомов, сериал «Друзья» не движется из точки А в точку Z, его можно смотреть с любой серии, не изучая бэкграунда (который, по сути, малозначителен, за исключением двух-трех любовных линий). То есть никто не ждет окончания войны, не переходит из интернатуры в докторантуру, не ищет маму (это я про Теда Мосби, а не про мамонтенка), не исправляет грехи прошлого и так далее. Сериал держится не столько на сюжетных хитросплетениях, сколько на юморе. Причем «Друзья» - кажется, последний ситком, который основывался на добром, отчасти наивном юморе с минимальной долей цинизма и отсутствием пошлости, свойственном комедиям конца 80-х - начала 90-х.

Отдельного упоминания стоит проработка характеров главных героев. В частности, поистине гениальным персонажем можно назвать Фиби Буффе (в исполнении Лизы Кудроу). Объяснить в двух словах всю противоречивость этого персонажа просто невозможно, но это, действительно, самая странная и нелепая блондинка в истории американского телевидения.

Не менее прекрасно проработан и герой Мэтта Леблана Джо Трибиани - персонаж, в котором непроходимая глупость сочетается с невероятным обаянием. К слову, именно Мэтт Леблан получил от «Друзей» наибольший профит. Сначала вышел необязательный спин-офф «Джоуи», посвященный жизни Джо в Лос-Анджелесе, а пару лет назад Леблан успешно вжился в роль… Мэтта Леблана, стареющей звезды телесериала «Друзья» в остроумной драмеди «Эпизоды», которая продолжается до сих пор.

Все вышесказанное вряд ли сможет объяснить неиссякаемую зрительскую любовь к сериалу «Друзья». Впрочем, настоящая любовь тем и прекрасна, что не требует ни аргументов, ни причин, ни объяснений. Посему просто поздравлю себя и всех остальных фанатов «Друзей» с 20-летием крепкой и настоящей зрительской любви.

Загрузка...