В Казахстане продолжат практику проведения экономической экспертизы законопроектов

Фотография - В Казахстане продолжат практику проведения экономической экспертизы законопроектов

В мировой практике существуют различные способы определения оценки возможного влияния от введения в действие нового правового регулирования.

617 0

В Стратегии «Казахстан-2050» главой государства были поставлены перед страной новые задачи, требующие обновления действующей системы управления экономикой, согласно которой экономическая политика нового курса должна основываться на всеобъемлющем экономическом прагматизме с применением принципов прибыльности, возврата инвестиций и повышения конкурентоспособности. Вследствие этого, принятие всех экономических и управленческих решений в Казахстане должно осуществляться с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов.

По мнению директора Центра научной экономической экспертизы  Салтанат Ахметжановой, переход к новому подходу в принятии экономических и управленческих решений усиливает значение оценки социально-экономических последствий действия принимаемых законопроектов Республики Казахстан, которая является неотъемлемой частью законотворческого процесса и выступает основой качественной продуманной регуляторной среды. Ее проведение вносит существенный вклад в экономическое развитие и устойчивый рост страны, повышая открытость международных рынков и создавая бизнес-среду для развития инноваций и предпринимательства. Следовательно, особую значимость для государственного регулирования приобретает процесс совершенствования оценки возможного влияния от введения в действие нового регулирующего нормативного правового или законодательного акта.

В мировой практике существуют различные способы определения оценки возможного влияния от введения в действие нового правового регулирования. Однако в настоящее время значительное внимание уделяется оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ), которая представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов для достижения этих целей. Оценка способствует разработке наиболее адекватной политики для сфер общественной жизни, в отношении которых предполагается введение регулирующих норм. При проведении ОРВ используются специальные научные методики, учитываются мнения экспертов, а также возможные издержки и выгоды от выбранных альтернативных вариантов, применение которых способствует снижению административных барьеров для бизнеса, затрат для государства, увеличению национальных и иностранных инвестиций, повышению производительности, росту конкурентоспособности и макроэкономической стабильности.

Под действие ОРВ в большинстве стран попадают как законы, так и подзаконные акты, несмотря на степень их охвата по видам и сферам регулирования, которые достаточно неоднородны. На проведение ОРВ оказывают влияние особенности, связанные с социально – экономическим, правовым развитием государства. Так, в Великобритании, Германии, Швеции особое внимание уделяется нормативным правовым актам (НПА), регулирующим малый бизнес, торговлю и конкуренцию. В США, как правило, наибольшее внимание концентрируется на тех законодательных, правовых актах, принятие которых может оказать влияние на вопросы развития общественного благосостояния и т.п.

Следует отметить, что процедура ОРВ также постепенно внедряется и в постсоветских странах под разными названиями. Так, на Украине – это «Анализ влияния регуляторного акта»; в Кыргызской Республике – «Анализ регулятивного воздействия нормативных правовых актов»; в Узбекистане – «Система оценки воздействия актов законодательства»; в Республике Казахстан – «Оценка социально-экономических последствий законов»; в Российской Федерации – «Оценка регулирующего воздействия»; в Республике Беларусь – «Экономическая экспертиза».

При этом следует отметить, об отсутствии в данных странах единой модели оценки и, соответственно, каждая страна учитывает свои институциональные, социальные, культурные и правовые особенности при проведении процедуры ОРВ.

На сегодняшний день в связи с интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза наиболее важным является основательное изучение соответствующего опыта по применению процедур оценки государственного регулирования применяемого в странах-участницах союза.

Так, ОРВ в Российской Федерации в качестве эксперимента стал осуществляться с 2006 года, а в 2010 году правительственная комиссия по административной реформе приняла решение о наделении Министерство экономического развития РФ полномочиями по разработке методики ОРВ и внедрения этой процедуры в нормотворческую практику, включая создание нового департамента.

Наряду с этим, в России была разработана Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы (далее - Концепция), которая определила дальнейшие перспективы развития системы ОРВ «…развитие института оценки регулирующего воздействия нельзя признать завершенным. Для его эффективного применения целесообразно расширить сферу оценки регулирующего воздействия». Согласно Концепции в последующем предполагалось осуществление перехода к ведомственной системе ОРВ, создание и обеспечение нормативных и организационных условий для распространения ОРВ на региональные и муниципальные уровни, а также возникла необходимость обеспечения проведения процесса ОРВ органом, разрабатывающим правовой акт. При этом полномочиями по проверке правильности проведения ОРВ, выработке государственной политики и координации в этой сфере должно быть наделено Министерство экономического развития Российской Федерации.

Согласно поставленным задачам вышеуказанной Концепции в России были произведены изменения касательно всего процесса ОРВ. Так, до 1 июля 2013 года процедуре ОРВ подвергались проекты федеральных законов, проекты указов Президента РФ, проекты постановлений Правительства РФ, проекты НПА и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти. В 2012 г. были внесены изменения в Регламент Правительства РФ в части расширения перечня областей, на которые направлено регулирование нормативных правовых актов.

Кроме того, ОРВ до 1 июля 2013 года проводилось Министерством экономического развития РФ, а после - федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, в настоящее время приоритетными направлениями в развитии системы ОРВ в Российской Федерации являются: расширение сферы ОРВ и переход к ведомственной системе; распространение практики ОРВ на все уровни публичного управления и в субъектах РФ; повышение уровня информационной открытости процедуры ОРВ.

В Республике Беларусь ОРВ не получила широкого распространения, однако, ряд элементов в процессе осуществления нормотворчества присутствует. Согласно законодательству экспертиза в нормотворческом процессе в Республике Беларусь подразделяется на юридическую, криминологическую, финансовую, экономическую, экологическую и иную (в зависимости от тематического характера экспертизы).

При этом к обязательным видам экспертизы в нормотворческом процессе относятся юридическая и криминологическая экспертизы. В зависимости от вида правового акта и по решению нормотворческого органа, данный проект, может быть подвергнут и иной экспертизе, в частности, финансовой, экономической, экологической и т.д.

Таким образом, в Республике Беларусь экономическая экспертиза не является обязательной и проводится при необходимости, определяемыми соответствующими компетентными органами. Регулирование данной системы как части нормотворческого процесса характеризуется фрагментированностью законодательства.

В тоже время, в Республике Беларусь при разработке правового акта осуществляется подготовка обоснований необходимости его принятия, а также финансово-экономические обоснования. Проводится оценивание влияния правового акта на бюджеты разных уровней и типов, а также выявление последствий для доходов и расходов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц.

Следовательно, на сегодняшний день перед Республикой Беларусь стоит задача изменения самой парадигмы проведения ОРВ, так как элементы оценки уже разрозненно применяются для обоснования принятых решений, при этом эффективность результатов ОРВ была бы более актуальной и весомой в процессе их принятия.

В Казахстане появление процесса анализа и оценки воздействия законопроектов началось с принятия Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213, в котором были закреплены основные принципы проведения научной экспертизы (антикоррупционная, правовая, лингвистическая, экологическая, финансовая и другая) проектов НПА.

Следующим основным этапом развития системы анализа и оценки НПА стало утверждение Правил проведения научной экспертизы Постановлением Правительства Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» от 30 мая 2002 года № 598, в котором был изложен процесс проведения научной экспертизы НПА, в частности, следующих видов: правовой, криминологической, лингвистической, антикоррупционной, экологической.

Вместе с тем, основные процессы, связанные с непосредственным внедрением элементов ОРВ, начались в 2011 году с момента внесения изменений и дополнений в Правила, согласно которым была введена обязанность государственного органа-разработчика, осуществлять оценку социально-экономических последствий действий принимаемых законопроектов. Кроме того, было предусмотрено проведение научной экономической экспертизы проектов законов РК независимой научной организацией, а ее организатором было определено Министерство экономики и бюджетного планировании РК, ныне Министерство Национальной экономики РК.

По итогам проведенной государственным органом-разработчиком оценки социально-экономических последствий действий принимаемых законов составляется документ отражающий ее результаты - Паспорт по оценке социально-экономических последствий действия принимаемых законопроектов Республики Казахстан, соотвествующий практике стран ОЭСР.

Паспорт заполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке социально-экономических последствий действия принимаемых законопроектов, утвержденными приказом Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 3 мая 2011 года №12 и должен содержать следующие основные разделы:

- оценку соответствия законопроекта стратегическим целям государства;

- оценку социально-экономических последствий, рисков и допущений;

- анализ выгод и издержек групп интересов;

- источники финансирования;

- предполагает ответы на ключевые вопросы, рекомендованные ОЭСР при проведении ОРВ.

Паспорт вместе с другими документами представляется:

  • в организацию, осуществляющую экономическую экспертизу законопроектов;
  • в заинтересованные государственные органы при согласовании законопроектов;
  • в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства.

«На основе оценки социально-экономических последствий законопроекта, осуществляемой государственным органом-разработчиком, проводится научная экономическая экспертиза законопроекта РК. При этом следует отметить, что действующий организационный порядок оценки государственного регулирующего воздействия на социально-экономические процессы в Казахстане (оценка социально-экономических последствий действий принимаемых законов и научная экономическая экспертиза) проводится только по первичному законодательству.

Процесс проведения научной экономической экспертизы в Республике Казахстан затрагивает основные аспекты взаимоотношений государства, бизнеса и общества, в том числе социальные, экономические, экологические и другие вопросы.

Резюмируя выше изложенное, следует отметить, что на сегодняшний день в мировой практике серьёзных альтернатив ОРВ не существует, поэтому предлагаемая система оценки является гибкой, так как может существовать в различной степени полноты и охвата, и ее применение в странах Евразийского экономического союза должно происходить под влиянием институциональных, социальных, культурных и правовых особенностей развития данных стран», - отметила директор Центра научной экономической экспертизы Салтанат Ахметжанова.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?