Об информационной политике в текущих условиях Казахстана. Развитие предложения 5

Фотография - Об информационной политике в текущих условиях Казахстана. Развитие предложения 5

Та пропаганда, которую я вижу сейчас по государственным каналам, крайне неэффективна.

424 0

Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов специально для Today.kz.

Как обещал, продолжение моих тезисов об информационной политике Казахстана в текущих условиях.

Напомню суть предложения. Нужно усиливать пропагандистское давление, причем шаблонно-пропагандистское. Давление нужно усиливать, но изменить чуть формат и подачу.

Это наиболее сложное в реализации, но наиболее важное.

Сначала о пропагандистском давлении. Та пропаганда, которую я вижу сейчас по государственным каналам, крайне неэффективна и контрпродуктивна. В этом утверждении я полагаюсь на собственные, личные ощущения, которые подтверждаются имеющимися анекдотами о государственных СМИ – «Хочу жить в Казахстане, который по "Хабару" показывают».

Информационная политика заключается не в том, чтобы предоставлять «объективную информацию» - это не политика. Правды, равно как и объективной информации не существует, и ее и не было никогда. «Правд много, а Истина одна. Но ее никто не знает». Бывают объективные факты, но информация всегда субъективна, она всегда принимает субъективную окраску человека, который ее доносит, кто интерпретирует факты. Выпуск новостей с перечислениями фактов скучен донельзя, он интересен с комментариями.

Информационная политика задает формат дискуссии и обсуждения важнейших для общества тем, она заключается в формировании дискурса, она определяет дихотомии обсуждения, «программирует» выборы человека. Формируя дискурс и формат, задавая предмет дискуссии, именно информационная политика определяет эмоциональную окраску фактов, «спрос» на информацию и в конечном итоге - мировоззрение в обществе.

По моему мнению, сформулированной или хотя бы интуитивно выстроенной информационной политики в Казахстане нет. Это отдельная и большая проблема, так как по факту в стране нет идеологической оси, стержня формирования общества. Кстати, отсутствие национальной идеи, невзирая на спорадические всплески этой темы - это тоже результат отсутствия информационной политики. Тем не менее, вернемся к текущим оперативным проблемам, требующим решения здесь и сейчас. А здесь и сейчас возможна только пропаганда, причем пропаганда нового типа.

В короткий срок необходимо сильно сдвинуть дискурс в главном: в концепции и мировоззрении «вторичной страны». Совершенно вольное и мое личное определение, которое я разъясню подробнее.

В настоящее время сформировался образ и восприятие Казахстана как некой вторичной страны, которая богата от природы всякими полезными ископаемыми, но недоразвита. Есть как бы культура, есть как бы образованные люди, но все равно «все у нас не как в цивилизованном мире». Приведу факты, думаю, что через них мысль станет более понятной.

В области СМИ: «Наши СМИ не очень интересны», по сути, мы в российском информационном пространстве. Отсюда страхи колонизации, порабощения. В области экономики: «Экономика сырьевая, в стране нет конкурентоспособного производства». Отсюда рождаются страхи к вообще любым интеграционным процессам. В области политики: «Наше гражданское общество незрело, мы не доросли до настоящей демократии». Отсюда кривые выверты в понимании борьбы «за прогресс за общество» через свободу ЛГБТ и сомнительного качества флэшмобы. В области быта: «Традиционное сетование на то, что у нас нет общей культуры».

Такое мировосприятие формулировалось и формировалось достаточно долго, по сути, все годы независимости. На каком-то этапе оно отвечало интересам общества. После развала СССР и построения новой экономики, новой страны, действительно важно было сформировать ощущение «ученика» в новом мире. Необходимо было избавиться от гонора, гордости за прошлые достижения и учиться, учиться и учиться - впитывать новые отношения, новый взгляд на мир.

Но уже лет десять назад такая парадигма начала исчерпывать себя. Я писал отдельную статью об изменениях структуры общества, о новом поколении, вошедшем в возраст, который определяет тенденции и взгляды общества. Это новое поколение уже насмотрелось на заграницу, получило образование за рубежом, поработало долгое время с иностранцами, прошло перестроечную закалку - это зубастое поколение, которому важно и нужно определять свой путь.

В информационном пространстве же  все так же предметами гордости являются «привлечение иностранных инвестиций», создание благоприятного инвестиционного климата – «чтобы иностранцам было хорошо». Экономическая политика сформирована от «импортозамещения» - этакая бессмысленная и безнадежная борьба на собственном рынке с иностранными производителями. Тактические победы в этой борьбе преподносятся как успех.

Расхождение между потребностями общества, реальностями страны и предлагаемой инфополитикой стало нарастать. Информационное пространство зажило само по себе. Пропаганда так и катится по колее «молодого, нового и неопытного государства». В то время как бизнес и общество уже поняли, что и сами могут учить Запад, наши частные компании консультируют иностранцев, нанимают их на работу.

Такие же процессы происходят в обществе, что во многом определяет рост националистических настроений. Общество не может жить долго с осознанием «вторичной страны» - есть гордость, и в какой-то момент такая пропаганда вызывает отторжение. Если нет «канвы», канала, «трансляции» своей гордости, то это выливается либо в разложение, либо в активное противодействие, а гордость вспоминается, прежде всего, национальная, а не гражданская - это нормальная психологическая реакция. В отсутствии собственной политики невозможно дискутировать с оппозиционными идеями, а значит включается репрессивный механизм.

Итак, мои предложения по усилению пропагандистского давления.

Считаю важным формирование взгляда в условном формате «мир глазами казахстанского бизнеса», через истории обсуждения и дискуссии казахстанского экспортного бизнеса. В данном контексте под бизнесом я подразумеваю «дело» в широком контексте - это и собственно бизнес, и культура, и искусство, и наука.

Программа позитивных шагов. Формировать взгляд нужно на всех уровнях.

  • В новостных программах формировать минимальный обязательный объем по времени материалов по казахстанским экспортным продуктам и бизнес-деятельности за рубежом. «Казахстанские бизнесмены строят гостиницы, покупают активы, заходят на рынки, поставляют продукты, открывают новые рынки».
  • В дискуссионных программах формировать темы для обсуждений формате «что мешает и что помогает в ЕАЭС», «Как делать бизнес и развиваться в РФ, Китае, Киргизии, США». На площадку приглашать бизнесменов, представителей компаний, кто делает такой бизнес и в меньшей (или никакой мере) политологов, философов и экономистов. Такие программы будут интересны нашим гражданам и бизнесам.
  • На бытовом уровне в формате «Пусть говорят» вести обсуждения по качеству казахстанских товаров, но формировать дискуссию в ключе – «у нас есть отличные товары - против «всепропальщиков». Это и качество музыки, искусства, литературы, образования.
  • Интервью и «встречи с интересными людьми». Организовывать встречи, давать площадку успешным казахстанцам, их историям успеха за границей. Формат конечно должен быть, «я уехал не потому, что все плохо, а потому что там возможности, а у меня потенциал».
  • При освещении казахстанских экспортных проектов в СМИ нужно показывать и называть торговые марки. Я знаю, что политикой наших каналов при формировании программ является «сокрытие» торговых марок, потому что «это репортаж, обзор, программа, а не реклама». Но в отношении экспортных компаний и продуктов такое ограничение нужно убирать - пусть это будет социальной ответственностью СМИ. Да, это должна быть реклама, граждане должны знать и понимать, что вот этот конкретный продукт победил в конкуренции на других рынках. Таким образом будет оказана определенная поддержка успешному конкурентоспособному производителю, будет формироваться гордость за казахстанский продукт, будет стимул для бизнеса идти на такие передачи, программы, заявляться на них.

Программа игнорирования.

  • Определенные эпатажные акции необходимо игнорировать. В качестве примера приведу ситуацию с Хавас. Не призываю к запрету. Ту же рекламную «войну» между операторами мобильной связи можно с удовольствием пообсуждать. Ведь очевидна же цель грязного эпатажа - ПиаР, так зачем идти на поводу не совей политики.
  • По некоторым вопросам нужно подчеркнуто повествовательно (в формате скучного перечисления фактов) излагать новости.
  • Игнорировать события лишенные конструктива, создаваемые ради доступа к трибуне и несущие потенциал дестабилизации.

Программа противодействия. По определенным событиям необходимо обсуждение с различных точек зрения. Главная задача вывести дискуссию на уровень, где очень трудно свалиться в непримиримый раскол, а для этого нужно тщательно выбирать оппонирующую точку зрения и ее носителей.

Например, в попытках поиска истины по событиям в Украине, глупостью (а вернее навязанным форматом) является обсуждение в формате «конкуренции» мнений Российских и Украинских СМИ. Если уж искать баланса, то нужно сопоставлять мнение России и ЕС и США. Так правильно еще и потому, что украинские СМИ заведомо пропагандистские - там воюет регулярная армия - какая там может быть объективность? Если предполагать что в РФ идет жесткая пропаганда, то сравнение и трансляция двух пропаганд никогда не приведет к объективному мнению - оно просто расколет общество.

Работа в соцсетях. Я не вижу серьезной угрозы со стороны соцсетей с точки зрения информационной безопасности. При условии: 1. Контроля за тем, чтобы выплески не прорывались в СМИ. 2. Контроля наиболее одиозных блогеров и групп. 3. Быстрого и эффективного реагирования на вбросы, но в рамках соцсетей.

Необходимые дополнительные механизмы.

Для реализации всех таких механизмов, да и вообще формирования информационной политики необходимо создание Совета руководителей СМИ. Есть Совет инвесторов, есть Президиум национальной палаты предпринимателей, должен быть и Совет руководителей СМИ.

На этом Совете должны формулироваться основные вехи, принципы информационной политики, взаимодействие с политикой Правительства, выработка эффективных путей реализации той же свободы слова и стратегии и программ развития. Борцы за свободу слова могут расслабиться. Подобные Советы есть во всех демократических странах.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?