В поисках среднего

Фотография - В поисках среднего

Любая крупная реформа налогообложения физических лиц в Казахстане всегда зациклена на экстремумах общества.

360 0

Еркин Сагиев, основатель веб-портала uCount.kz специально дляToday.kz.

Любая крупная реформа налогообложения физических лиц в Казахстане всегда зациклена на экстремумах общества. Обычно поднимается вопрос о том, кто вообще не способен нести налоговую нагрузку, и о тех, кто живет слишком красиво на фоне местной действительности. Такая методика обречена на провал, поскольку обладатели низких доходов получают, чего не жалко, а обладателей больших доходов в принципе найти не могут.

К примеру, от подоходного налога освобождается доход в размере минимальной заработной платы. Она вроде не является чем-то гипотетическим и устанавливается на уровне прожиточного минимума – минимальной потребительской корзины. Однако, во-первых, она не учитывает наличие детей или престарелых родителей на попечении. Во-вторых, это оторванные от реальности 19 966 тенге в месяц.

Что касается определения уровня доходов состоятельных представителей общества, то это еще более бесперспективное занятие. Регулярные попытки реформировать налог на имущество показывает, что богатыми могут считаться только те, кто имеет доходы большие, чем у членов правительства или депутатов парламента. Как и минимальная заработная плата, это уже особая степень абстракции.

Получается, что все проводимые реформы налогообложения физических лиц,возможно, имеют неверную точку отсчета. Возможно, имеет смысл искать не крайнего, а среднего.

Реальный и мнимый средний

Почему так важно найти реальный минимально необходимый доход и средний доход? Все дело в снижении маржинальной полезности дохода. Доход, который покрывает потребность в полноценном питании, жилье и хозяйственных товарах, облагать налогами нельзя. Иначе государству придется все равно оказывать социальную помощь таким гражданам. Ведь в реальной жизни, в отличие от статистики, чудес не бывает. За насущными потребностями следуют расходы менее важные, но необходимые для цивилизованного человека. Соответственно, часть дохода, которая покрывает такие расходы, уже имеет меньшую полезность, чем первая категория, но все же более необходима, чем та часть дохода, которая может быть потрачена на ювелирные изделия и виллу в Испании.

Таким образом, налоги предполагают реальное изъятие части доходов в пользу бюджета, и такое изъятие оказывает различное влияние при различном уровне достатка. От неприятного для состоятельных до фатального для бедных. Если лишение социальной помощи можно оправдать курсом на исключение государственного патернализма, то лишитьдохода, который являлся источником покрытия жизненно важных расходов - все равно, что вешать гирю на ноги утопающему. Разница как между бездействием и соучастием.

Средняя месячная заработная плата за август 2014 года, по данным Агентства РК по статистике, составила 121 763 тенге. Вроде выходит, что средний работающий казахстанец получает в шесть раз больше, чем нужно ему для существования. Можно сказать, что он купается в излишествах. Вот только, в отличие от статистики, налоговая политика не может опираться на гипотетические цифры.

В 2013 году агентство РИА Рейтинг, которое входит в российскую группу РИА Новости, провело интересный анализ соотношения минимальной заработной платы к средней заработной плате в пределах стран Европы, включая Казахстан.

График 1

Сколько нужно человеку денег для достойного существования без излишеств – дело субъективное. Однако, если сравнивать данные по странам, то получается, что минимальная заработная плата должна быть на уровне 50% от средней заработной платы по стране. В Казахстане минимальный прожиточный минимум явно занижен, а ведь к нему приравнен размер дохода, необлагаемый подоходным налогом.

В результате получается, что в Казахстане в настоящее время налоги платят те слои общества, которые платить, по логике,должны по минимуму. При этом надо понимать, что налоговая нагрузка формируется не только из индивидуального подходного налога, но и налога на имущество, налога на транспортные средства, земельного налога и прочих обязательных платежей. Учитывая нововведения 2014 года, налоговая нагрузка на них только растет.

К примеру, налог на имущество в 2014 году был поднят минимум в два раза для всех проживающих в городах за счет увеличения базовой стоимости квадратного метра. Однако прогрессия в шкале ставок была изменена таким образом, что ставки налога на дорогое имущество снизились, а вновь введенная повышенная ставка 2% должна облагать жилую недвижимость, которая в Казахстане, скорее всего, просто не существует.

Благополучие – величина кратная

Как видно, правительство явно завысило налоговую нагрузку на среднюю заработную плату. Однако возникает закономерный вопрос: кто должен испытывать полную налоговую нагрузку? Для этого можно обратиться к такому показателю, как соотношение средней заработной платы к уровню дохода, к которому применяется максимальная ставка индивидуального подоходного налога (выбраны ставки набессемейных). В приведенном графе исключены страны с единой ставкой подоходного налога, поскольку в их случае прогрессия достигается индивидуальными налоговыми вычетами.

График 2

Как видно, наиболее распространенным подходом является установление верхней ставки прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога на доход, который превышает среднюю заработную плату в четыре раза. К примеру, в Казахстане это бы означало месячный доход, превышающий 484 000 тенге. До введения единой ставки налога максимальная ставка индивидуального подоходного налога применялась к доходам более 600 МРП, что в 2014 году равняется 1,1 миллиона тенге. Получается, что пологость прогрессии в Казахстане до 2006 года была ближе к США.

Вроде мы нащупали максимум в полмиллиона тенге в месяц для холостого человека, о котором большинство казахстанцев может только мечтать. Однако законы утверждает не большинство казахстанцев, а меньшинство, для которых доход в полмиллиона тенге, скорее, ближе к прожиточному минимуму.

Среднее - враг хорошего

Проблема в том, что сама по себе сложившаяся средняя заработная плата в Казахстане не обеспечивает уровня жизни развитых стран. Если оценивать среднюю заработную плату по покупательской способности, то, к примеру, во Франции при крутизне прогрессии в 2,1 раза средний занятый может приобрести в 11 раз больше товар и услуг, чем обладатель средней заработной платы в Казахстане.

Таким образом, такой разрыв в покупательской способности средней заработной платы делает риторическим вопрос определения состоятельных людей в Казахстане для уплаты повышенных налогов. По стандартам развитых стран в 17-миллионом населении республики их будет так мало, что проще их пересчитать поголовно и установить персональные ставки налогов.

В итоге

Простой анализ показал, что обладатели доходов в размере средней заработной платы и ниже в настоящее время переплачивают налоги. При этом введение повышенных ставок налогов для состоятельных лиц имеет смысл только в разумных пределах (значительно ниже европейских стандартов). Однако это возможно только в том случае, если лица, принимающие законы, наконец-то признают, что размер их официальных доходов явно выше тех, что имеет подавляющее число казахстанцев.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?