578

В Казахстане НПО ориентированы на пропагандистскую работу

В большинстве европейских стран государство берет на себя обязательство финансировать социальные услуги независимо от формы собственности учреждения.
Фотография - В Казахстане НПО ориентированы на пропагандистскую работу

Главным критерием получения неправительственными организациями прямой господдержки является оказание услуг, входящих в обязанности государства. Но на приоритеты грантового финансирования влияет политика национального и местного уровней.

В большинстве европейских стран государство берет на себя обязательство финансировать социальные услуги независимо от формы собственности учреждения.

Но перечень обязанностей государства во многом зависит от национально-культурных традиций страны. Например, в ряде стран местные власти по закону обязаны организовать уход за пожилыми людьми на дому, а в других - нет. Вообще обязанности государства меняются по мере развития общества, причем рыночные страны целеустремленно уходят от патернализма. Стоит отметить, что в Великобритании, Евросоюзе чрезвычайно много внимания уделяется проблемам домашним животных, и там НПО также активно работают в этой сфере.

В западных странах сообщества НПО обладают серьезными возможностями лоббировать включение своей деятельности в законодательство и госбюджет или в число приоритетов государственной политики. Особенно это касается сферы экологии, образования и местного самоуправления.

При этом общая  проблема многих стран - конфликт интересов госучреждений и НПО, которых бюджетники воспринимают как конкурентов, а не партнеров. Особенно он обострился в последние годы на фоне экономического кризиса и свертывания многих социальных программ, резкого повышения уровня безработицы.

В Западной Европе широко распространен принцип субсидиарности - особое значение придается сотрудничеству на местном уровне. Субсидиарность также является общепризнанным принципом Евросоюза, цель которого - обеспечить принятие решений на уровне, наиболее близком к рядовому гражданину. Это означает, что Евросоюз не предпринимает действий (помимо сфер своей исключительной компетенции) иначе как в случаях, когда они более эффективны, чем действия на национальном, региональном или местном уровнях.

Например, широко распространена модель нетрадиционного и взаимовыгодного сотрудничества между местной властью и НПО в деле информирования и поддержки граждан в их повседневной жизни - бюро консультаций для граждан. Такие бюро предоставляют бесплатные, конфиденциальные, объективные и независимые консультации гражданам через НПО по любому вопросу. Модель увидела свет в Великобритании еще в 1939 году, и с тех пор и прошла путь до профессионального национального агентства. Сейчас более чем в 2 800  населенных пунктов этой страны постоянно действуют бюро консультаций для граждан.

А в Германии, где НПО традиционно сильны, бюджеты районов, получаемые из федерального уровня, обсуждаются вместе с группой активно работающих общественных объединений. Совместно определяются местные социальные приоритеты, формируются проекты, а затем НПО объединяются в группы для их реализации. Причем, контроль за проектами, финансируемыми из местного бюджета, ведется также общественными объединениями.

В целом в глобальном аспекте очевидна следующая тенденция - зарубежные общества финансово стимулируют общественную инициативу на оказание профессиональных услуг для решения конкретных экономических и социальных проблем. В Казахстане же НПО ориентированы на различные виды пропагандистской работы. По данным экспертов, лишь менее 10 % казахстанских НПО занимаются реальным делом - то есть, оказывают услуги по решению конкретных проблем населения. Это, к примеру, работа с трудными подростками, содержание хосписов, реабилитационных центров.

Новый законопроект об НПО, предложенный Гражданским альянсом Казахстана, учитывает положительный мировой опыт в этой сфере. Он  направлен на повышение  общественной полезности НПО и расширение его финансовых возможностей.  В частности, речь идет о новых формах финансирования - выделение грантов и премий из госбюджета.  При этом будет повышена прозрачность деятельности НПО для широкой общественности.  Наконец, при регистрации НПО в Уставах необходимо будет указывать главный вид деятельности, как это делается в развитых западных странах. И конечно, назрела необходимость  введение института общественной стандартизации деятельности НПО на основе профессионального подхода к работе в социальной сфере.

Все это позволит казахстанским неправительственным организациям работать на уровне мировых стандартов.

Бек Аргынов

Загрузка...