1282

Нудные сказки Гильермо дель Торо

В минувшее воскресенье завершился первый сезон сериала "Штамм".
Фотография - Нудные сказки Гильермо дель Торо

Кинокритик Карим Кадырбаев о лучших сериалах нашего времени специально для Today.kz

Сегодня выдающемуся мексиканскому рассказчику страшных сказок Гильермо дель Торо исполнилось ровно 50 лет, однако вместо того, чтобы поздравить несомненного гения жанра, я решил высказаться на тему его дебюта на телевидении – хоррор-сериала «Штамм», первый сезон которого завершился в минувшее воскресенье.

История появления сериала «Штамм» весьма забавна. Гильермо дель Торо изначально писал сценарий к телесериалу, но достаточно долго не мог найти источники финансирования. Промаявшись с материалом некоторое время, автор внял совету своего агента и решил адаптировать «Штамм» в серию романов. Правда, для этого ему пришлось подключить к работе профессионального писателя Чака Хогана (к слову, автора романа «Город воров», экранизированного Беном Аффлеком). Книга пользовалась успехом, многие критики отмечали отличную динамику развития сюжета и кинематографичность материала. Ну и, собственно, конечная цель была достигнута, телеканал FX дал «зеленый свет» экранизации книжной трилогии «Штамм». И вот ведь парадокс, кинематографичность и динамика развития сюжета при переносе на экран внезапно испарилась.

Начинается все достаточно бодро: в Междунардном аэропорту имени Джона Кеннеди приземляется красавец «Боинг 777», но экипаж на связь не выходит, а шторки иллюминатора плотно задернуты. Наряду со всеми спецслужбами на место происшествие выезжает группа эпидемиологов во главе с доктором Эфраимом Гудвезером. В это время на другом конце Нью-Йорка пожилой торговец антиквариатом Авраам Сетракян понимает, что это начало ожесточенной борьбы с эпидемией вампиризма.

Первый эпизод воодушевил многих. Мол, наконец-то появился сериал о настоящих «олдскульных» вампиров, без глянцево-гламурных артистов, типа Йена Сомерхолдера или Нины Добрев и излишней романтизации кровососов. Эстетика дешевого ужастика добавляла сериала шарма, и за нее можно было простить избитый киношаблон про папашу, который так много работает, что пропустил пятьсот бейсбольных матчей страдающего сына. Настораживала лишь чрезмерная перегруженность действа персонажами. Собственно, это и есть первый недостаток сериала, который разрушил ту самую расхваленную динамику литературного первоисточника. Возможно, что в книге несколько десятков персонажей вполне себе уживались и не напрягали читателя (в конце концов, книга «Песнь Льда и Пламени» включает в себя несколько сотен основных героев, что не мешает сериалу «Игра престолов» заманивать многомиллионную аудиторию), но в экранизации «Штамма» за всеми ними уследить просто нереально. То ли дело в кастинге (большинство второстепенных героев абсолютно не запоминаются), то ли в адаптации, но суть в том, что половина существующих на экране персонажей можно было безболезненно выкинуть, и сериал бы от этого только выиграл.

Еще одним существенным недостатком сериала стала тяга дель Торо к цитированию самого себя. Одно дело оставаться верным своей уникальной стилистике (а у дель Торо она есть!), и совсем другое - заниматься наглым копипастом, то есть выдергивать наиболее удачные фишки из своих предыдущих работ и вставлять их в нынешнюю. В «Штамме» отчетливо проглядываются элементы «Блэйда-2», «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна», причем расставлены эти элементы очень топорно.

Подкреплено все это дело безумным количеством ненужных сериальных штампов, типа формирования команды из абсолютно противоположных личностей или мечущегося между спасением мира и воспитанием сына-подростка мужика.

Конечно, свои плюсы в проекте «Штамм» есть. К примеру, достаточно неплохие экшн-сцены и колоритные персонажи, типа армяно-еврея Авраама Сетракяна или украинского охотника на паразитов Василия Фета, однако эта небольшая ложка меда не компенсирует медленное развитие сюжета, перегруженность штампами и самоповторами и невероятное количество абсолютно лишних персонажей. Возможно, при создании второго сезона авторы сериала «Штамм» учтут и исправят свои ошибки, а пока творение Гильермо дель Торо, Чака Хогана и канала FX попадает в список главных разочарований 2014 года.

Загрузка...