К вопросу об общении с детьми

Фотография - К вопросу об общении с детьми

Проблема общения с детьми, а тем более воспитания, кроется в традиционном отношении к этому взаимодействию.

746 0

Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов специально для Today.kz.

Когда-то у меня был офис, выходящий окнами на футбольное поле школы, и после обеда я часто наблюдал картину, как школьники в белых рубашках и черных туфлях азартно играли в футбол. И было им очень интересно и весело, а потом они внимательно отряхивали друг друга, размазывая пыль по одежде, и медленно расходились домой, за нагоняем. Но самое главное, что всего через каких-то пятнадцать лет эти же пацаны начнут безжалостно ругать своих детей ровно за то же самое - футбол в школьной форме - и встречать своих детей нагоняем.

Кто-то усматривает в этом естественный круговорот вещей, кто-то - извечную проблему отцов и детей, мне же кажется, что нет в этом ничего естественного, просто взрослые привыкли забывать себя в детстве. Ну, быть может, кроме добродушно-умиленного (в обществе взрослых) «Да, и я был таким же разгильдяем и хулиганом» или, наоборот, «А вот я таким не был».

Проблема общения с детьми, а тем более воспитания, кроется в традиционном отношении к этому взаимодействию. Взрослый должен учить, требовать и наказывать, ребенок должен слушаться, подчиняться и делать все хорошо и правильно. В этом и есть корень проблемы.

Когда мы разговариваем на уровне взрослых, то большинство согласны с утверждением, что все люди разные, и все согласны с собственной уникальностью. Как только вопрос встает о наших детях, то начинается: «Почему он(а) делает так, а не иначе», «Почему он(а) говорит позже, чем другие, почему он(а) не читает книжки, а бегает на улице» - и, короче говоря, «Почему он(а) не такой(ая), как другие, а самое обидное - почему не такой (ая), как я».

Если признать в ребенке личность, уже самостоятельную, со своими интересами и взглядами, увлечениями и наоборот, процесс общения и воспитания принимает увлекательнейшую форму. Сам факт такого признания открывает много нового и интересного.

Как-то мы гуляли по двору с дочерью поздно вечером – ей было меньше года. Я ей напомнил про коляску, которую тоже надо забрать. Дочь, находясь в другом конце двора, в сумерках уверенно повела меня к месту, где стояла коляска, ошибившись один раз, но самостоятельно исправив ошибку. Мне стало интересно, я попросил ее найти мяч, что она легко сделала. Самое смешное, что от нее не могли добиться все это время показать голову, мячик, коляску, и этой уже становилось причиной беспокойства и напрягов близких. Потом уже мы точно установили, что она просто не любит отвечать на глупые вопросы, когда ответ очевиден. Принести книжку с какой-то сказкой ей легко: даже если книги нет в общей горе, она показывала, где ее еще можно поискать. А любопытствующий вопрос «покажи мячик или коляску» - просто игнорируется.

Таких особенностей у каждого ребенка много, и если взрослый готов их открывать, замечать, интересоваться – то и общение становится интересным. Ведь готовы же мы интересоваться внутренним миром других людей, ведь взаимодействуем же мы на работе, в обществе, с друзьями, узнавая их точку зрения, не ломая и не навязывая свою, может, не соглашаясь, но выстраивая отношения. Так почему это трудно сделать с детьми?

Тем более что в общении с детьми родители имеют с самого начала огромную фору – ведь они родители. И дети, в отличие от многих взрослых, готовы открываться, готовы рассказывать, готовы давать свой взгляд на ситуацию, готовы делиться. Но очень часто, взрослые к ним не прислушиваются, мотивируя тем, что они «еще маленькие и не понимают», а еще хуже - начинают смеяться. Потом вдруг встает вопрос: «А почему же я не могу найти общий язык с собственным ребенком?».

И наконец, еще один важный, на мой взгляд, момент. Родители часто недооценивают детей. В силу того, что дети еще не «зашорены» стереотипами, они воспринимают мир таким, как он есть, и четко понимают эмоциональные оттенки, невыполненные обещания, несоответствие слов и дел. Они видят пока только это, они еще не привыкли слушать «в пол-уха», видеть «в полвзгляда», не верить, «все понимать»… Поэтому крайне важно быть честным с ребенком.

Конечно, у нас есть конфликты с периодичностью раз в полгода. Ну и правильно, это нормальные конфликты с переопределением границ и правил. Это естественно, ведь и ребенок растет, да и я не молодею… В последний раз, когда я вспылил, то услышал вполне серьезный аргумент: «Папа, ты злишься, ты две минуты злишься, так же нельзя…» После чего пришлось отложить книгу и провести увлекательную беседу с собственной дочерью, причем в каких-то аспектах она и для меня стала своеобразным тренингом.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?