Про платные парковки, или люди vs. автомобили

Фотография - Про платные парковки, или люди vs. автомобили

На улицах есть тот самый особый дух коммуникаций, в отличие от ТРЦ.

373 0

Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов специально для Today.kz.

Побывал на втором Алматинском Инвестиционном форуме, послушал крутых городских планеров, управляющих, архитекторов и транспортных специалистов. Очень интересно, раньше был далек от урбанистики, а теперь открыл для себя целый мир. Радует то, что мои личные ощущения оказались в мировом тренде.

Я давно являлся убежденным сторонником того, что автомобиль в городе - это зло, а идея о том, чтобы сделать автомобиль в городе настоящей роскошью, является единственно верной. Был впечатлен емкой мыслью господина Пеньялосы, причем не я один, судя по аплодисментам в зале. Пеньялоса - один из топ-10 мировых урбанистов, который был мэром Боготы и в короткие сроки изменил этот город в лучшую сторону.

Мысль следующая, позволю себе вольный пересказ. Ни в одной конституции мира не записано право на парковку. Администрация города, государство не обязано предоставлять вам парковку, если вы решили купить автомобиль, точно так же как не обязано выдать вам жилье, если вы купили холодильник, или выдать вам холодильник, если вы купили еду. Автомобиль является частной собственностью, и его обслуживание и хранение является личным делом собственника. Государство обязано обеспечить только услуги по использованию дорог, причем эти услуги должны в равной мере предоставляться всем гражданам - пешеходам, велосипедистам, людям с ограниченными возможностями и автомобилистам. Поэтому и на дорогах автобус с 50 пассажирами должен в любом случае иметь приоритет перед автомобилем с одним-двумя, максимум пятью пассажирами. Это демократия и равноправие, один человек - один голос, все по честному, это то, к чему мы стремимся.

Я пришел к убеждению, что город должен быть неудобным для автомобилей, давно, лет 15 назад. Здесь же, на форуме, я получил дополнительные яркие обоснования такой позиции и поделюсь ими.

Решение проблем автомобилистов (увеличение числа парковок, строительство развязок, расширение дорог) не решает городских проблем пробок, загазованности, удобства жизни людей. Более того, эти меры усугубляют проблемы и ухудшают город, лишая его внутренней культуры, самобытности, колорита, счастья горожан. Решение проблем автомобилистов, на самом деле, стимулирует дальнейшую автомобилизацию города, создавая новые проблемы, требующие решения. Это бесконечная самоподдерживающаяся спираль.

Приведу пример по организации торговли. Из обзора " Рост рынка ТРЦ влияет на более мелких игроков, вытесняя рынок street-retail и заставляя его сокращаться. Часто можно заметить такую тенденцию, что игрокам приходится уходить с рынка, так как они не в силах справиться с экспансией крупных торговых центров".

Но, по сути, что означает вытеснение стрит-ритейл? Это означает, что становится меньше магазинов "на первом этаже" в тех районах, где живет человек, меньше небольших кафе и ресторанов, это означает, что теперь необходимо садиться в машину и ехать в ТРЦ, в том числе и за продуктами. То есть это означает увеличение числа поездок. Это означает, что автомобиль становится необходимым даже для поездки в магазин, новые автомобили паркуются в городе, загружая улицы, увеличивая автомобилизацию и снижая пространство для людей - пешеходов, велосипедистов, детей. Человек не может гулять по городу, а значит, нужно выбираться из города, а для этого нужен автомобиль, которому нужна парковка. А значит, исчезают детские площадки, дворы и так далее.

Стрит-ритэйл - это принципиально другая модель торговли в городе. Сегодня в городе 24 торгово-развлекательных центра, из них максимум десяток диктует правила игры в рознице. В стрит-ритейле нет лидеров – арендодателей, это конкурентный рынок. Стрит-ритейл - это собрание индивидуальности, в части оформления, визуализации магазинов и зданий, это та же самобытность кварталов и улочек.

И мы подходим к другой стороне: город теряет свою самобытность и культуру. Мне запомнилась в одном из докладов такая идея: "Все моллы и гостиницы мира похожи друг на друга - вы не посылаете родным открытки с такими фотографиями с надписью "здесь стоит побывать", вы посылаете открытки с людьми, событиями, картинками, где есть душа, особенность места".

Люди, картинки, впечатления, самобытность формируется среди людей, на улицах, но только на тех, где нет машин, где много места для уличных музыкантов, флеш-мобов, художников, пенсионеров за шахматами и с внуками, "клубов молодых мам", магазинов, магазинчиков и кофеен. Здесь формируется внутренняя культура и колорит города.

Именно самобытность привлекает туристов - это то, что есть только здесь, только в данном месте и данном городе. Сейчас туристы летят в наши горы, это прекрасно, но что делать членам семей горнолыжников? Шопиться и проводить время в наших развлекательных центрах, так похожих на любые центры мира? И что покупать? Итальянские бренды или французскую косметику? Вытесняя автомобили, мы создадим самобытную атмосферу Алматы (самобытную по определению, но будет ли она хорошей - это второй вопрос), мы сможем подарить туристу уникальный опыт, о котором можно рассказать и который возможно позовет его в город снова и снова.

Возвращаясь к платным парковкам - я категорически за это, я за платный въезд в город. Кстати, это нормальный мировой тренд.

P.S.: Уже после написания натолкнулся на статью. Итоги маркетингового исследования "Тайный покупатель" цитирую:

"Исследование сравнило магазины двух типов: street retail (уличная розница) и те, что расположены в торговых центрах. По результатам... советуют руководителям компаний направить силы на усиление техники продаж продавцов, особенно в торговых центрах. Это вообще очень слабое звено, поскольку продавцы в ТЦ уверены в наличии покупателей без использования специальных техник продаж и особых усилий для удержания клиентов благодаря постоянному большому потоку покупателей в торговых центрах".

Это все к тому, что на улицах есть тот самый особый дух коммуникаций, в отличие от ТРЦ. Там продавцы разговаривают с людьми, которые зашли в ЭТОТ магазин, а не с посетителями торгово-развлекательного центра.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?