549

О детях, которые наше все

Это только циничные наброски возможностей и будущей картины, которые открывают дети.
Фотография - О детях, которые наше все

Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов специально для Today.kz.

У меня есть дочь, которой 7 лет. На протяжении всего этого времени я убедился, что она принадлежит поколению беби-бума. Вижу острую нехватку детских садов, мест в школе. Когда она пошла в первый класс, в ее школе было 8 или 10 первых классов, и администрация была в шоке. В этом году первых классов уже 12 или 14. Взрывной рост.

Передвигаясь по городу, я часто замечаю объявления о частных детских садах, которые растут как грибы, порою даже в неожиданных местах. Сейчас стали снимать помещения и открывать там детский сад. Знаю о проблемах с нянечками, которых стало катастрофически трудно найти, а хорошие или хотя бы нормальные на рынке порой стоят дороже, чем менеджеры среднего звена.

Решил изучать этот феномен чуть пристальнее и сделал для себя определенные открытия, которые также интересны с точки зрения бизнеса.

Во-первых, беби-бум начался задолго до 2007 года, еще в 2003 году, и продолжается сейчас. В 2013 году детей родилось практически в два раза больше, чем в 2001, и все эти дети требуют яслей, детских садов, детского питания, нянечек, воспитателей.

Во-вторых, трудности, которые проявились на поколении рожденных в 2006-2007 году, стали заметными, потому что символизируют определенный пороговый переход. Любое производство можно чуть-чуть нарастить на имеющихся мощностях (извините за циничность сравнения детской индустрии с производством). Чуть теснее в группах, чуть больше нянечек, чуть больше детей на одного воспитателя - и вроде все справляются.

Но в какой-то момент наступает качественный скачок, когда вопрос требует системного решения, когда существующая индустрия в принципе не может удовлетворить текущий спрос. Тогда ситуация становится проблемной и в явном виде выходит в общество. Понятно, что проблема школ и детских садов является специфической, поэтому она с трудом находит пути в массовое обсуждение. Но от этого она не исчезает.

В-третьих, я вижу множество интересных возможностей для бизнеса и людей в текущее неспокойное время.

Но обо всем по порядку. Ниже приведен график количества родившихся детей (с учетом младенческой смертности).

Граф1

В 2013 году детей родилось больше, чем в 1991 году. И в два раза больше, чем в 2001-м. Количество родившихся детей - это одна из немногих величин, которые в Казахстане в физическом выражении больше, чем соответствующие показатели 1991 года, причем существенно больше.

Даже в Советском Союзе была проблема с детскими садами, а текущая ситуация усугубляется тем, что с 1991 по 2001 годы рождаемость упала практически в два раза. Уменьшающееся количество детей, в том числе, являлось оправдательным фактором для сокращения (приватизации) детских садов и школ, переквалификации учителей и воспитателей в другие специальности. Что делать, если "рынок" сжимался столь катастрофическими темпами? Это также отразилось и на сокращении спортивных, танцевальных, драматических кружков, молодые люди не выбирали специальность преподавателя, спортсмены не тренировали детей.

Сейчас ситуация изменилась. Даже если рождаемость сохранится на текущем уровне, нехватка воспитателей детских садов, самих детских садов останется. Более того, продолжится рост спроса на учителей начальных и старших классов.

Ниже я привел еще один график, где собрал количество детей в возрасте от 0 до 7 лет и в возрасте от 7 до 14.

Рост числа "детсадовских детей" начался в 2004-2005 годах, и в 2008 году число их стало больше, чем было в 1997. Это рост не прекращается, и от этого никуда не денешься.

Еще более интересно то, что число детей в школьном возрасте (7-14 лет) только начало свой рост. И этот рост также никак не остановить, просто потому что это законы демографии, каждый год уже рожденные дети будут взрослеть, дружно переходя в очередную возрастную категорию. Поэтому я смело и продлил прогнозы по количеству детей 7-14 лет до 2020 года.

Граф 2

Выводы:

  1. Уже сейчас есть проблема с квалифицированными воспитателями детских садов, да и вообще с детскими садами, и она будет нарастать. Исходя из опыта постановки и решения социальных проблем в Казахстане, предполагаю, что:

    1. начнется массовое обсуждение этой проблемы,
    2. затем ужесточится контроль над этой сферой,
    3. в конце концов, начнутся "гонения" на частные детские сады. Предлагаю владельцам таких заведений готовиться и первыми инициировать такие ужесточения, с тем, чтобы начать выдавливать конкурентов.
    4. В рамках государственно-частного партнерства сейчас предлагаются помещения под такие объекты, так что "старым игрокам" можно укрупняться - перспективы рынка беспроигрышные, а барьеры для входа новым участникам на рынок можно искусственно поднять, и моральные аспекты здесь играют в пользу таких барьеров.

  2. В ближайшие годы начнутся проблемы с учителями средних классов. Разовьется пышным цветом рынок репетиторов. Он и сейчас уже развивается, но через два-четыре года репетиторы станут самыми востребованными специалистами, и такая ситуация практически гарантированно продержится еще лет десять.
  3. Отсюда вывод - переквалифицировавшимся учителям рекомендую вернуться в профессию, так как ценность резко повысится. А выпускникам рекомендую поступать на педагогические отделения или всякие специальности, связанные с подростковой психологией. Хлеб будет обеспечен лет на 15 точно.
  4. В вузах в ближайшие несколько лет будут продолжаться проблемы, связанные с уменьшением количества студентов, но уже скоро ситуация исправится.

Вырастет спрос на всякого рода кружки, драматические театры, спортивные секции. Рекомендовал бы смещать акцент фитнес-индустрии на детский и подростковый фитнес. Предложения программ, учитывающих школьное расписание, в комбинации с пространством для уроков, могут дать серьезные прорывы в бизнесе.

В общем, я вижу особый сегмент, который характеризуется важными особенностями:

  1. Количество потребителей гарантированно растет и будет расти еще в течение 7-10 лет, на 5-7% в год;
  2. Затраты в том сегменте являются "трудноснижаемыми" даже в кризис. "Все лучшее детям" – родители, скорее, будут меньше есть и экономить на себе, но не на детях.
  3. Достаточно специфический сегмент, который часто выпадает из поля зрения, хотя уже сегодня аудитория в возрасте от 0 до 14 лет составляет 4,5 миллиона человек - четверть населения страны. А в 2020 году, по самым консервативным оценкам, станет 5,6 миллиона человек.

Это только циничные наброски возможностей и будущей картины, которые открывают дети.

Загрузка...