487

Национальная черта

Новые формы, в которые оказался обличен современный театр, в каждой стране приобретают особенности.
Фотография - Национальная черта

Журналист Ольга Малышева о главных событиях театрального сезона специально для Today.kz

Новые формы, в которые оказался обличен современный театр, в каждой стране приобретают особенности. Ментальность, климат, возможности, политическая и экономическая ситуация накладывают отпечаток на все, что в конечном результате зритель видит на театральной сцене. И международный фестиваль театров в Алматы лишний раз доказал, что даже в пределах СНГ театры отличаются друг от друга чуть более, чем полностью.

Современный российский театр многогранен. Он уже совсем не то явление, что громадина «русский театр», хотя Россия и по-прежнему находится в тройке стран по уровню развития театра в мире. Труппы, создающие стопроцентные эксперименты, как московские «Практика» и «Театр.doc», на российском театральном пространстве разбавлены и академическими коллективами, и театрами, стоящими на грани между тем и другим. Даже театры в регионах могут себе позволить приглашать именитых режиссеров – что из столиц, что из-за рубежа. Так, новосибирский «Старый дом» вместе с итальянским режиссером Антонио Лателлой представил на собственной сцене зрителям уже два экспериментальных спектакля, с одной стороны созданных в европейской манере, с другой - оказавшихся бесспорно «русскими душою».

Современный армянский театр лиричен. Small Theater, приехавший на фестиваль, представил «Записки сумасшедшего» по Достоевскому в особой манере, которая свела на нет депрессивность и обреченность текста русского классика. В исполнении артистов из Еревана история потери рассудка вылилась в сказочное, едва не мультипликационное повествование. Минимум изобразительных средств и утонченность, а временами и наивность в манере игры молодых актеров конфликтует в мыслях зрителя со стереотипом о кавказской ментальности. Впрочем, разговор об отличительных чертах был уместен во времена, когда мы все были одной большой нацией. Теперь мы все уже просто – разные.

Современный узбекский театр храбр. Единственная частная труппа, представляющая современный театр во всем Узбекистане – это «Ильхом». Театр, который знают в десятках стран мира и который, по всей видимости, на родине боятся и ценят, потому как - не трогают. В следующем году «Ильхом» отметит 40-летие, за это время театр вырос из молодежного уличного театра в крепкую труппу, участники которой оказались нарасхват по всему миру. Несмотря на непростую политическую обстановку в стране, «Ильхом» может себе позволить говорить со сцены о власти, коррупции, наркомании, сексуальных извращениях, религии. Из-за спектакля «Подражание Корану» был убит основатель театра Марк Вайль, на которого исламисты напали с ножом у подъезда его собственного дома. После гибели худрука театру прочили забвение, но «Ильхом» живет уже восемь лет с новым главой – учеником Марка Вайля Борисом Гафуровым.

Современный украинский театр – за мир и любовь. Компактный коллектив из Киева PaperWall в буквальном смысле из подручных средств создал простой, но милый любовный сюжет. Картонная коробка, рулоны бумаги и искренность – вот все, что понадобилось трем молодым артистам, чтобы без слов рассказать зрителю трогательную историю создания одной семьи. Вообще же о театрах Украины за ее пределами практически не слышно, что в свете событий последних лет в стране не вызывает удивления. Тем ценнее факт, что едва ли не единственный коллектив, выбравшийся на зарубежные гастроли (а до Алматы спектакль театра PaperWall видели в Москве), обошелся на сцене без войны и политики.

Современный казахстанский театр уникален и не отличается пока большой численностью. Единственной труппой, ставшей полноценным участником международного фестиваля, оказался ARTиШОК, показавший в конкурсе спектакль «Прямопотолеби» и вне конкурса – «Аккомпаниаторшу». Наблюдатели однозначно назвали оба спектакля ярчайшими впечатлениями всего фестиваля, признав артистов и постановщиков ARTиШОКа бесспорными лидерами театрального процесса в стране. За годы жизни театр переживал смену состава, финансовые трудности, бытовые неурядицы, но ничто это не сказалось на качестве проектов. В 2015 году первый в Казахстане независимый театр отпразднует открытие уже пятнадцатого сезона.

Загрузка...