Двенадцать театральных месяцев

Фотография - Двенадцать театральных месяцев

На Today.kz сложился обычай подводить культурные итоги не за традиционный сезон, а за календарный год.

2503 0

Журналист Ольга Малышева о главных событиях театрального сезона специально для Today.kz

На Today.kz сложился обычай подводить культурные итоги не за традиционный (театральный, концертный, телевизионный) сезон с сентября по май, а за календарный год. Не стану ее нарушать.

Для казахстанского театра 2014 год оказался удачным: были новые спектакли и деньги на них, случались гастроли в стране и за границей, приезжали иностранные постановщики, происходили скандалы, которые все равно оборачивались позитивными переменами, появлялись новые интересные имена.

Сразу несколько крупных театров пережили смену руководства. Так, уже под конец года стало известно, что пост главы «Астана Опера» покинул Тулеген Мухамеджанов, а его место занял замдиректора театра Толеубек Альпиев. До перестановок в главном театре страны скандалы затронули казахский ТЮЗ и театр кукол в Алматы: труппы жаловалась на руководство. В результате из театра для детей и юношества имени Мусрепова ушел директор и худрук Талгат Теменов, глава же кукольного Оразалы Акжаркын-Сарсенбек сумел с актерами помириться. Перемены не обошли и театр «Жас Сахна», где на посту худрука Евгения Жуманова сменил Булат Шанин. Самыми неожиданными перестановки оказались в государственном немецком театре. Семь лет руководившую DTK Ирину Симонову попросили с должности, назначив на место директора Александра Дедерара, который в свою очередь позвал худруком в театр актрису и режиссера Наталью Дубс.

Осенью 2014-го в Алматы прошли сразу два театральных фестиваля, один из которых раскрыл публике молодые казахстанские театры, другой позволил увидеть спектакли лучших трупп из стран СНГ. Театральные смотры породили череду споров о преимуществах современного театра перед академическим и наоборот, которые, впрочем, достаточно быстро затихли.

Едва не пережили крупную реформу государственные республиканские театры. В сентябре началась очередная волна слухов, что восемь алматинских театров передадут из ведения министерства культуры в акиматы. Худруки и директора забили было тревогу, но революция не случилась.

Зато случилось много интересных и приятных проектов, о лучших из которых я расскажу, разделив на традиционные номинации. В 2014 году в номинации «Открытие года» самым знаковым оказался театр «СВОЙ», который заявил о себе весной этого года. Худруком новой труппы стал Дмитрий Дягилев, экс-актер ARTиШОКа и педагог студии «Дом Q». Самостоятельно обучив десяток молодых артистов, Дягилев составил из них театр, который уже обзавелся собственным зданием и небольшим репертуаром. «СВОЙ» представил зрителям два спектакля: «Игру в прощание» на ночи в театре и «Вещь. Женского рода» - на театральном фестивале «Откровение».

«Дебютом года» в 2014 году отмечу сразу пятерых актеров – выпускников курса Рубена Андриасяна, которых с нового театрального сезона приняли в лермонтовский. Роман Жуков, Виктория Павленко, Дмитрий Багрянцев, Алина Руденко и Илья Бобков уже заимели крупные (а некоторые и главные) роли в государственной русской драме, а в свободное от «лермонтовки» время заняты в арт-проекте Feel.IN, который был награжден спецпризом жюри на театральном фестивале.

Не одного артиста хочется назвать лучшим и в категории «Актер года». Обладателями это звания стали два именитых и любимых актера, которые почти двадцать лет шли к тому, чтобы сыграть на одной сцене. Дружба вылилась в совместную работу только в 2014 году, когда на сцене театра «Жас Сахна» в Алматы появился спектакль «Косметика врага». Главные роли в нем сыграли звезды театра, кино и телевидения Евгений Жуманов и Сергей Погосян, постановка шла с неизменными аншлагами полтора месяца, пока не закрылся театральный сезон. В новом же сезоне Жуманов покинул пост худрука «Жас Сахна» и забрал с собой собственноручно поставленную «Косметику». Можно ли будет еще увидеть спектакль с самым заметным актерским дуэтом года, пока так и не решено.

Номинация «Актриса года» уходит в театр ARTиШОК Анастасии Тарасовой, которой 2014 год принес две главные роли – в «Аккомпаниаторше» новосибирского режиссера Анны Зиновьевой и спектакле «Ехал Грека через реку…», поставленном артишоковцами Галиной Пьяновой и Вероникой Насальской при поддержке проекта «Вместе против рака груди» компании AVON. И пианистка Сонечка, и жена философа Кена Уилбера Трейя в исполнении Тарасовой – средоточие эмоций и чувств и настоящее испытание для восприимчивого зрителя.

Говоря о спектакле «Ехал Грека через реку», нельзя не отметить исполнителя главной мужской роли и художника-постановщика Сергея Мельцера, который уже одной этой работой заслужил звание «Художник года». Она рассказал историю умирающей девушки при помощи клочков бумаги и нескольких камер, и это оказалось страшно и трогательно одновременно. Вместе с тем, «Грека» был не единственной работой Мельцера в 2014 году: среди других заметных спектаклей художника и уже упомянутая «Косметика врага» в «Жас Сахна», и моноспектакль Ирины Лебсак «Я жду тебя, любимый» в театре Лермонтова.

В номинации «Режиссер года» за особое видение лучшим становится со-основатель театра diWel Сергей Тейфель. В 2014 году он поставил спектакль «Сны» по пьесе Ивана Вырыпаева, который стал первой постановкой популярного российского драматурга в Казахстане, первой работой diWel в качестве театра, а не студии, и просто смелым и качественным продуктом. Продолжив быть в авангарде современного театра в Алматы, Тейфель задумал инсценировать пьесу «Джут» московского казахского драматурга Олжаса Жанайдарова, на которую уже после обратили внимание ARTиШОК и «лермонтовка», правда, осенью не нашел на это средств. Ну и наконец, поставив практически «на коленке» самоироничный спектакль «Рэнт: рождение панк-мессии», Тейфель стал победителем театрального фестиваля «Откровение», доказав, что более целеустремленных, чем он, в современном театральном процессе страны постановщиков нет.

И наконец, главная номинация – «Спектакль года». В ней я отмечу театральный эксперимент, который, несомненно, удался по многим параметрам, но был и раскритикован по разным причинам. Немецкий режиссер Марсель Крон был приглашен в Казахстан поставить пьесу израильского драматурга Йешуа Соболя «Гетто», из которой получился полноценный мюзикл. Спектакль «Гетто» в Deutsches Theater Kasachstan просуществовал всего несколько месяцев и был снят с репертуара после смены руководства театра и ухода части труппы. Но те, кто успел увидеть мюзикл о жизни евреев в вильнюсском гетто, запомнят его за музыкальность, лиричность и пронзительный драматизм.

На будущий год у казахстанских театров новые большие планы. ARTиШОК готовится к юбилейному XV театральному сезону, «лермонтовка» планирует впервые за много лет поставить свежий спектакль для детей, немецкий театр будет обживаться с новым руководством и по-прежнему решать вопрос со старым зданием, уйгурский – обратится к историческим мотивам, а театр Ауэзова продолжит отстаивать свое право на участие в фестивалях попыткой играть на английском языке. Это будет проходить под эгидой новой концепции культурной политики и в ожидании возрождения в стране художественных советов. Впрочем, культурная среда будет развиваться и благодаря политическим векторам, и вопреки им. И пусть все получится.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?