Защита бизнеса в ЕАЭС (видео)

Фотография -  Защита бизнеса в ЕАЭС (видео)

Функции Евразийской экономической комиссии как органа наднациональной защиты бизнеса в ЕАЭС.

685 0

Президент АО «Центр развития и защиты конкурентной политики», кандидат экономических наук Алдаш Айтжанов специально для Today.kz

С 1 января, как известно, вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Теперь граждане и субъекты бизнеса четырех государств – России, Беларуси, Армении и Казахстана - живут в одном экономическом пространстве. Что это означает? Этот договор описывает, в целом, основные принципы и правила для передвижения товаров, услуг, рабочей силы в рамках этих государств.

Статья 76 договора показывает правила и принципы конкуренции, которые приняты на территории Единого экономического пространства и, наряду с другими правилами и принципами, она предусматривает статьи, за нарушение которых этим договором предусмотрены штрафные санкции. Необходимо отметить, что статья 76 договора является единственной, за нарушение которой предусматриваются штрафы. Вопрос: за какие нарушения они могут быть наложены? Если в двух словах - это правила добропорядочности ведения бизнеса, правила добросовестной конкуренции. Статья показывает, что субъекты бизнеса, как индивидуальные предприниматели, так и крупные компании, должны вести свой бизнес на территории Единого экономического пространства в рамках прописанных четких правил. Что запрещается? Запрещается согласовывать свои действия, заключать антиконкурентные соглашения. Например, если два или три субъекта бизнеса договариваются между собой и поддерживают свои цены, либо ставят монопольно очень высокие цены, либо наоборот, скоординировано ставят очень монопольно низкие цены, чтобы избавить себя от других конкурентов - такие действия признаются действиями против конкуренции, антиконкурентными. Или, скажем, есть большой субъект бизнеса – доминант или монополист. Он занимает на этом рынке доминирующее положение, то есть может быть на нем единственным продавцом. В отношении таких субъектов этой статьей договора предусмотрены запреты.

Эта статья запрещает монополистам злоупотреблять своим доминирующим положением, чтобы они не отказывали без обоснованных причин в продаже своей продукции каким-то клиентам либо не ставили монопольно высоких необоснованных цены. Также этой статьей договора предусмотрены запреты на недобросовестную конкуренцию, которая может выражаться в виде предоставления ложной информации покупателям. Например, мы часто видим упаковки с надписью «без ГМО», но, возможно, данная продукция содержит ГМО. Это недостоверная информация, которая вводит в заблуждение покупателей.

В Евразийском экономическом союзе одним из органов управления является Евразийская экономическая комиссия. И у этой комиссии именно по статье 76 есть функции – при наличии признаков нарушений этой статьи проводить расследования. Для этого у комиссии есть полномочия направлять запросы государственным органам, субъектам бизнеса, некоммерческим предприятиям, физическим лицам - всем, кого это касается. Когда комиссия расследует такие нарушения? Когда правила конкуренции нарушаются на территории двух и более государств-членов союза.

В случае обнаружения факта нарушения комиссия имеет право наложить штраф. Также необходимо отметить, что этим договором предусмотрено: любой государственный орган стран союза либо субъект бизнеса, либо физическое лицо, если к нему пришло письмо-запрос от этой комиссии, обязаны на него ответить. Потому что за отказ предоставления информации или за несвоевременное ее предоставление, либо за предоставление недостоверной информации комиссии предусмотрен штраф.

Таким образом, с 1 января в Казахстане за соблюдением правил конкуренции наряду с антимонопольным органом Казахстана появилось еще дополнительное учреждение – в виде наднационального органа Евразийской комиссии. Но опять же, есть разграничения: если правила нарушаются только субъектом Казахстана и только в Казахстане, это компетенция казахстанского антимонопольного органа. Но если эти нарушения влекут последствия для двух и более государств Евразийского союза, например, России и Казахстана, то здесь компетенция Евразийской комиссии.

В приложении к договору предусмотрены конкретные суммы штрафов за каждый вид нарушения. Штрафы указаны в российских рублях. Местом расположения Евразийской комиссии по договору является город Москва. Они будут сидеть только в Москве, его структурные подразделения также будут проводить работу, сидя в Москве. Но для расследования нарушений, предусмотренных статьей 76, у них есть право совершать процессуальные действия на территории, где совершено правонарушение.

Евразийская комиссия имеет право начать расследование или рассмотрение таких нарушений в случае, если к ним обращается государство-член союза, их уполномоченные органы либо юридические лица членов союза, физические лица, а также по своей собственной инициативе. Что это означает? Казахстанский субъект рынка может пожаловаться в комиссию в Москве и, если комиссия увидит в этом признаки нарушения правил конкуренции, задевающие два или три государства, она начинает расследование. Но комиссия также проводит собственный обзор состояния конкуренции на рынках стран Евразийского союза или заказывает, допустим, на тендерной основе проверки посторонним организациям. Если она видит, что на рынке есть нарушения, что крупные субъекты, доминанты и монополисты нарушают, либо есть сговор цен - это основание для начала процедуры расследования.

Это общие правила конкуренции на трансграничных рынках, где задеваются интересы двух и более государств. Под этот раздел попадают и межгосударственные авиаперелеты, допустим, Москва-Алматы, Москва-Астана. Когда российский субъект летает к нам, а наш субъект летает туда, получается, что два рынка практически объединены, и появляется трансграничный рынок. Аналогично с железнодорожными перевозками грузов и пассажиров Россия-Казахстан, Россия-Казахстан-Беларусь – они тоже становятся трансграничным рынком.

Здесь вопрос не в суммах, а в том, является ли этот субъект рынка крупным поставщиком и занимает ли он на этом рынке большую долю.  Например, Air Astana и «Трансаэро» - на их маршрутах всего лишь 2-3 компании и компании этот рынок делят между собой. У каждого доля по 30-50%, они доминанты. Но если, например, тем же молоком торгуют с российской стороны 100 компаний и с нашей стороны 100 и у каждого доля, скажем 1%, то они не доминанты.

Такие случаи недобросовестной конкуренции, как неправильная информация на упаковке или ложная реклама, может касаться любого субъекта рынка, вплоть до индивидуальных предпринимателей. Потому что это общие правила и общие законы - нельзя обманом продавать свою продукцию. Штрафы комиссии касаются даже физлиц, в частности, если они будут отказывать в предоставлении информации по ее запросу. Здесь уже не зависит - субъект ты рынка или нет. Пришел запрос - будь добр, ответь на него, не ответил – на тебя могут наложить штраф.                   

 

 

 

 



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?