Госдолг Казахстана вырос. Время экономить? (видео)

Фотография - Госдолг Казахстана вырос. Время экономить? (видео)

К чему приведет страну раздутый госдолг?

1701 0

Основатель веб-портала uCount.kz Еркин Сагиев специально для Today.kz.

В свете падающих цен на нефть я хотел бы поговорить про государственный долг. Конечно, статистика минфина всегда приходит с задержкой, но мы уже сейчас можем сказать, что на начало года, скорее всего, наш госдолг равен 5,6 триллионам тенге, это примерно 14% ВВП.

Подчеркну сразу, что разговор идет о госдолге, а не обо всем внешнем долге Казахстана – то есть только о том, что занимает само правительство и под гарантии правительства. Что такое 5,6 триллионов? Это не так много в действительности. И 14% ВВП - это не так много, на фоне того, что занимают правительства во всем мире. Они занимают и 100% ВВП, и больше. Надо также понять, что это мало и относительно того, что было в Казахстане, в истории.

В девяностых годах были совсем сложные условия, и к началу двухтысячных годов мы вышли с долгом 60% ВВП. Но благодаря росту экономики, росту цен на нефть, благодаря некоторой бюджетной стабильности, строгой бюджетной дисциплине у нас уже к 2007 году госдолг ВВП составлял всего 7%. То есть правительство провело достаточно серьезную работу, чтобы мы жили более умеренно. Но уже сейчас долг снова начинает раздуваться и составляет уже 14%. Вопрос просто заключается в том, к чему нас приведут эти тренды.

Соответственно, мы должны оценить бюджет и наши перспективы по госдолгу, в плане того, насколько мы готовы и способны жить умеренно, в соответствии с получаемыми доходами. В последние годы у нас были высокие цены на нефть, мы к ним очень сильно привыкли. Высокие цены на нефть начались к 2010 году где-то. До 2014 года были высокие цены на нефть. Мы к ним привыкли, как к данности, бюджетные расходы были очень серьезно раздуты. Финансировались они во многом благодаря нефтяным доходам, даже откровенно из национального фонда. То есть, мы каждый год получали как минимум полтора триллиона тенге из нацфонда в бюджет. Наш не-нефтяной дефицит достигал 30% всех госрасходов. 30% - это очень большая сумма, которая в случае падения цен на нефть и, соответственно, падения финансирования из национального фонда нужно будет либо сокращать, либо искать, заимствовать.

Здесь возникает вопрос. Если даже сейчас мы имеем 14% госдолга и 5,6 триллионов, если далее мы не проведем какую-то более сбалансированную бюджетную политику, мы просто начнем наращивать госдолг, как многие страны, финансировать. И тут есть один интересный момент. Дело в том, что уже сейчас прогнозируется, что цены будут на уровне 50 долларов. Многие аналитики из энергетического сектора предполагают, что уже начинается эра низких нефтяных цен, то есть, 50 долларов - это в лучшем случае, возможно, даже ниже будут. Это уже, предполагается, начнется с 2015 года. Что интересно, правительство к началу года об этом говорит, но по бюджету не видно, что мы начинаем жить умеренно.

То есть, если вдруг с 2015 года у нас цены будут на уровне 50 долларов и ниже, и наш бюджет начнет трещать по швам, потому что в него заложены очень много нефтяных доходов, то нам придется постепенно снижать расходы за счет нашего нацфонда. То есть, грубо говоря, мы жили всё это время в какой-то прострации, в долг. Теперь, когда у нас упали цены на нефть, мы будем жить за счет подушки, нажитой в нацфонде, постепенно сдувать расходы несколько лет, потому что резко это сделать нельзя - это будут слишком большие последствия для экономики, поскольку госбюджет, расходы бюджета – это не только социальные выплаты. Многие предприятия живут на эти тендеры, на услуги, которые закупает государство.

Такое резкое сокращение бюджета, в любом случае, очень сильно ударит по экономике. В то же время было бы намного более разумно, предполагая, что цены когда-то станут все равно ниже, начинать экономить уже в период высоких цен. Тогда бы мы сберегали неизрасходованную часть, предположим, в том же самом нацфонде и подошли бы подготовленными к периоду низких цен. Это было бы более разумно, чем сначала жить на широкую ногу, а потом просто в долг -  потому что было ясно, что музыка закончилась, а мы продолжаем танцевать.

У нас в бюджет 2015 года заложено 2,4 триллиона тенге – поступления национального фонда. При этом весь размер расходов республиканского бюджета -7,9 триллионов. То есть, мы видим, что у нас уже на треть расходы республиканского бюджета обеспечены чисто Нацфондом. Плюс у нас еще один триллион тенге – это дефицит в классическом понимании, который будет финансироваться из госдолга. То есть мы уже говорим даже не про 2,4 триллиона, мы уже говорим про 3,4 триллиона. О чем это говорит? Это говорит о том, что бюджет на 2015 год излишне раздут, учитывая текущую ситуацию. Его надо было сокращать, по-хорошему, еще в 2014 году, когда его утверждали и корректировали. Плюс, надо понять, что там, в принципе, немножко завышены и обычные доходы.

Давайте оценим в этом плане бюджет 2015 года, а именно - республиканский бюджет, который уже утвержден и параметры которого мы знаем.

Поступления из национального фонда. Чтобы поступления из национального фонда были стабильные, нам необходимо, чтобы сам национальный фонд пополнялся тоже стабильно в больших объемах. Поступления в национальный фонд очень сильно зависят от цен на нефть – это вполне естественно и предсказуемо. Более того, если мы проанализируем динамику за все время существования национального фонда и в привязке к тем ценам, которые были в этот период на нефть, в привязке к средненалоговой нагрузке на тысячу тонн нефти, то мы поймем, что изменения поступлений в нацфонд строго пропорциональны цене на нефть, темпам изменения цены на нефть.

Соответственно, когда у нас упадут цены до 50 долларов с того уровня, который сейчас (в 2014 году все равно зафиксировалась цена на нефть в среднем где-то 100 долларов), если в этом году у нас в среднем будет цена на 50 долларов и ниже, то и поступления в нацфонд упадут. Упадут так же пропорционально, на 40-50%. Но даже республиканский бюджет в этом плане предполагает, что мы будем использовать 90% налоговых доходов в национальный фонд. То есть уже в 2015 году наши аппетиты выросли настолько, что мы готовы потратить 90% национального фонда, текущих годовых поступлений. И падение на 50% поступлений в национальный фонд приведет к тому, что нам необходимо будет сокращать трансферты из национального фонда.

Если государство не сократит трансферты из национального фонда, он начнет уменьшаться. А ведь у нас есть целевые показатели сбережения к нацфонду, то есть, неснижаемый остаток нацфонда не должен быть меньше 30% от ВВП. Ведь тогда не будет исполняться основная функция нацфонда, а именно - сбережение на будущие поколения, на более тяжелые периоды, когда у нас, грубо говоря, и хлеба не будет.

Получается, что поступления в нацфонд сократятся примерно на полтора триллиона, а может, и больше, все зависит от решимости правительства. Потому что, в принципе, при цене 50 долларов трансферты из национального фонда брать не стоит - поступления будут недостаточно большие, чтобы их расходовать.

Мы видим, что, таким образом, нацфонд нас при 50 долларах уже не спасает. Его надо самого будет реанимировать, его самого надо будет удерживать. Поэтому бюджет на 2015 год по всем параметрам очень оптимистичный. Сейчас правительство, судя по всем заявлениям, начинает давать задний ход и объявлять о том, что будет, скорее всего, экономить. Но объявляет оно об этом в начале 2015 года, когда уже ясно, что, скорее всего, цены на нефть будут очень низкие.

Предположим, что цены обратно вырастут в этом году. Они все равно в среднем повторят 2014 год, несмотря на то, что в начале года было падение, в среднем по году будет, предположим, 100 долларов. Предположим, что правительство не намерено экономить. Ну кто гарантирует, что в 2016 году цена на нефть не будет ниже? Это вещь непредсказуемая, она не находится в руках правительства. Именно ради этого и создали национальный фонд в 2001 году. И при этом мы не поняли, что пора бы уж бы и за ум взяться.

Возможно, даже если цены на нефть в 2015 году не станут такими низкими, как предполагают аналитики, возможно, это тот звонок, который нам стоило бы слышать. Стоит признать: цены на нефть могут быть низкими, нам пора включать режим разумной бюджетной экономии и начинать сокращать бюджетные расходы, сокращать это разумно, постепенно, чтобы это не дало больших негативных эффектов в целом на экономику и на экономический рост.

Если и далее будет идти резкий обвал котировок и придется постепенно снижать расходы бюджета, нам придется финансировать расширяющийся дефицит из государственного долга. И никто не гарантирует, что этот госдолг у нас не вырастет и до 30%, и до 50% ВВП в ближайшие годы, особенно если обвал котировок на нефть будет очень резкий. Несмотря на то, что государство гордилось тем, что евробонды были выпущены в октябре с низкой процентной ставкой – до 4%, но она обратно плавающая. Но, на тот момент, когда объявляли, было около 3,5 процентов. Чем хуже будет наше бюджетное состояние, тем больше будет госдолг, тем дороже нам придется занимать, тем меньше будет доверия к нам. И это плохо. Плохо, что мы начинаем рассчитывать на госдолг, когда у нас в руках было всё для того, чтобы жить разумнее и тратить разумнее, эффективнее.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?