Казахстанцы критикуют карточную систему оплаты за пользование лифтом

Жизнь
6292
В Астане стоимость одной поездки в лифте варьируется от пяти до семи тенге.

"Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения", - заявлял великий комбинатор Бендер. С точностью да наоборот можно сказать в Казахстане о лифтах. Подъемная кабина превратилась в золотую жилу многочисленных ТОО и ИП, обслуживающих многоэтажки - на сегодняшний день только по Астане зарегистрировано около 30 подобных контор, сообщает корреспондент Today.kz

Сегодня стоимость одной поездки в "чудо кабине" варьируется от пяти до семи тенге. Сумма вроде бы небольшая. Тем не менее, в Казахстане нарастает критика карточной системы оплаты за пользование лифтом.

Этой теме даже посвящен постановочный ролик на Youtube. В кадре женщина умирает, потому что "скорая помощь" не успела вовремя прийти на помощь, так как на лифтовой карточке закончились средства. Автор ролика Абильбек Нарембаев живет в многоэтажке и каждый день пользуется платным лифтом.

"Эта система очень неудобная, – говорит он. - Лифтовую карточку нужно всегда иметь при себе, за гостями нужно спускаться вниз, да и деньги на карточке могут закончиться в любой момент. Во многих домах эту систему установили без разрешения жильцов, то есть незаконно. Оплата за пользование лифтом должна идти в общем счете за услуги КСК. Получается, что человек каждый раз вынужден платить, чтобы попасть к себе домой. Заставлять платить за каждое пользование лифтом – это юридический нонсенс", -  заявил Абильбек Нарембаев.

Однако, по словам юриста Ануара Капезова, взимание платы за проезд вполне законно. Дело в том, что в Казахстане нет закона, который запрещал бы обслуживающим компаниям брать деньги за свою работу. Однако, жильцы домов вправе выбирать систему оплаты.

"Лифты и лифтовые шахты входят в жилищный кондоминиум, то есть в состав общей долевой собственности. Обслуживающие компании вправе взимать оплату за обслуживание. Однако, только жители домов на правах общей собственности могут выбирать компании, которые будут их обслуживать. И перед тем как установить карточную систему оплаты, фирма, должна собрать либо общее собрание жильцов, либо членов правления дома. Просто никто не хочет бегать и у каждого собирать подписи. Жильцы могут отказаться от этой системы и требовать, чтобы оплату включали в абонентскую плату", - отметил он.  

Так почему же эту оплату не хотят включать в общую сумму коммунальных услуг? Просто это не выгодно. Оказалось, что это своего рода страховка обслуживающей компании, чтобы ежемесячно не "выбивать" долги с неплатежеспособных жильцов. А как вы будете подниматься, скажем, на 10 этаж, если вдруг потеряли карточку или забыли ее пополнить, уже никого не волнует. Однако, как заявил директор компании "Акмола-лифт" Евгений Шишковский, шанс об отмене платы за проезд все-таки есть.

"Если все это будет решено на государственном уровне, будут выделяться бюджетные деньги на ремонт, на эксплуатацию лифтов - все станет бесплатным. Но честно говоря, никто такие переговоры не ведет, так что поэтому лифты остаются платные. И по закону, ремонт и обслуживание собственники обязаны оплачивать. Например, в нашей фирме можно не только по карточкам оплачивать проезды, но и через ЕРЦ, жильцы сами выбирают. Мы просто обслуживаем лифты, за эти деньги.", – пояснил Евгений Шишковский.

По сути, частные обслуживающие компании быстро нашли лазейку в законе и успешно это используют. Интересен тот факт, что даже если многоэтажный дом строится за бюджетные деньги, то потом лифты в таких домах все равно обслуживают частные компании. 

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить