По написанному

Фотография - По написанному

Самым сложным вопросом, возникающим применительно к современному театру в Казахстане, остается работа с драматургией.

1916 0

Журналист Ольга Малышева специально для Today.kz.

Самым сложным вопросом, возникающим применительно к современному театру в Казахстане, остается работа с драматургией. Обеспечивать себя литературным материалом приемлемого качества отечественный театр не в состоянии.

Иногда на помощь приходят драматурги из России, особенно когда дело касается русскоязычных театров. В Москве и Петербурге, а в последние годы, с развитием новой драмы, и во многих провинциальных российских городах, спектакли по текстам молодых соотечественников – дело привычное. Наряду с театральной классикой ставят Ивана Вырыпаева и Михаила Дурненкова, Максима Курочкина (который, кстати, украинец) и Павла Пряжко, Василия Сигарева и Ярославу Пулинович.

В Казахстане же, например, усредненный образ современного русскоязычного драматурга – все еще Надежда Птушкина.

Но есть исключения, причем не только в столицах. Так, например, молодой худрук петропавловского драмтеатра Тимур Каримжанов уже дважды ставил Ивана Вырыпаева – "Кислород" и "Валентинов день". За вторую пьесу брался и русский театр драмы имени горького в Астане – "Валентинов день" выбирал для инсценировки заслуженный артист Казахстана Бекпулат Парманов. Вообще у столичной драмы весьма разнообразный репертуар: тут и Шекспир, и Чехов, и Вебер, и та же Птушкина. Но в одном ряду с ними, помимо Вырыпаева, например, Яблонская. "Язычников" украинского драматурга Анны Яблонской в театр имени Горького поставил приглашенный режиссер Йонас Вайткус, и, несмотря на то, что спектакль был принят прохладно из-за ненормативной лексики и неудобной тематики, он до сих пор в репертуаре.

В русском театре в Алматы Вырыпаева не ставят. Самым большим экспериментом за последние годы в театре Лермонтова стала постановка по Евгению Гришковцу, тем более удивительно внимание к нему худрука театра Рубена Андриасяна. Однако несмотря на любовь к классической драматургии, постановщик продолжает обращать внимание, пусть и не слишком активно, но – на молодых авторов. Так, чуть больше полугода назад "лермонтовка" договорилась о сотрудничестве с московским драматургом Олжасом Жанайдаровым, переехавшим в Россию из Казахстана еще ребенком. Его пьеса "Джут" посвящена голодным 30-м годам прошлого века, действие разворачивается в двух временных плоскостях – во времена джута и в современности. Ожидается, что в новом сезоне спектакль по "Джуту" пополнит репертуар лермонтовского театра.

Но "Джут" уже представляли на театральной сцене в Алматы – осенью прошлого года художник по свету театра ARTиШОК Илья Никитинский, принявший участие в режиссерской лаборатории театра "Ильхом", поставил ридинг "Джута" по ее итогам. Вообще ридинг для ARTиШОКа – привычный жанр, и для него выбирают, как правило, современную драматургию. Так, в прошедшем сезоне худрук театра Галина Пьянова предложила артистам почитать на публику пьесы Натальи Ворожбит и Любови Стрижак.

Вообще ARTиШОК – пока единственный театр в стране, который современную драму инсценирует регулярно. В новом XV театральном сезоне театр уже запланировал сотрудничество с Натальей Ворожбит и Михаилом Дурненковым, причем в обоих случаях драматургия будет создаваться специально для ARTиШОКа. Ворожбит адаптирует для сцены книгу "Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи", которую написали несколько отечественных политологов, в том числе Досым Сатпаев, Данияр Косназаров, Расул Жумалы, Андрей Чеботарев и другие. Дурненков же займется пьесой для двух актеров – Вероники Насальской и Бориса Гафурова – для проекта под рабочим названием "Казанова".

Очевидно, что независимым театрам интереснее работать с новой драмой. Уже исчезнувший с театральной карты города diWEl в позапрошлом сезоне представил спектакль «Сны» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева. Ставил его Сергей Тейфель, и при всей своей простоте постановка выглядела очень достойно. К сожалению, «Сны» ушли в небытие вместе с театром diWel.

Тем не менее, часть труппы, оставшейся от diWel и основавшей театр в арт-убежище "Бункер", продолжила работу с современной русской драматургией. Первым спектаклем нового театра стала "Банка" по пьесе екатеринбургского драматурга (которая родом, кстати, из Западного Казахстана) Таи Сапуриной "Банка сахара, или Сказка о стране розового перца". Да, театр в "Бункере" на летние каникулы не уходил, и спектакль можно смотреть без привязки к номинальным датам окончания и старта театрального сезона. Следите за расписанием.  


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!