Вернуть историю

Фотография - Вернуть историю

Первый в Алматы плейбек-театр, труппа "И.Л.И.", этим летом вышел за пределы арт-пространства "Not Balet".

1893 0

Сорок лет прошло с того момента, как в США в качестве театрального эксперимента родился плейбек-театр. Вобравший в себя принципы рассказывания историй, импровизации и психотерапии, такой перфоманс стал едва ли не простейшим способом для обычного человека приблизиться к искусству. "Театром соседей" называют плейбек-театр.

Схематично принцип работы плейбек-театра (термин можно дословно перевести как "театр воспроизведения") выглядит так: зритель рассказывает свою короткую историю, артисты на сцене ее моментально разыгрывают, "возвращая" рассказчику. Главный профит от такого зрелища, безусловно, получает автор сюжета – он просматривает свою историю со стороны, в то время как актеры эту историю "присваивают". В этом состоит психотерапевтическая ценность плейбек-театра, хотя если не углубляться настолько, достаточно ограничиться принятием другого эффекта: зрелище получается как минимум забавное.

Первый в Алматы плейбек-театр, труппа "И.Л.И.", этим летом вышел за пределы арт-пространства "Not Balet". Несколько перфомансов были отыграны в культурном пространстве ArtPoint, и театр продолжает появляться со своими импровизациями в разных точках города (ближайшие выступления, кстати, пройдут 15 и 16 августа на фестивале FourЭ). Состоит "И.Л.И." из непрофессиональных актеров, что, впрочем, хоть и не обязательное, но довольно частое условие в плейбек-театре. Поэтому перфомансы "И.Л.И." вряд ли могут стать удовлетворением для эстетических потребностей, но развлечь и отвлечь вполне способны.

Любопытна публика, которая приходит на выступления "И.Л.И.": это, как правило, очень молодые люди, открытые для новых впечатлений и готовые к интерактиву. С последним, к слову, большая беда у алматинского театрального зрителя – что в академическом театре, что в современном – зал пугается приглашений быть вовлеченным в игру. Это еще зачастую дополняется неготовностью профессиональных актеров к импровизации, поэтому в такой ситуации плейбек-перфомансы ощущаются еще более свежими и увлекательными.

Плейбек иногда называют "гражданским театром", и если провести доступную аналогию, то "И.Л.И." в алматинском театральном пространстве - это как блогеры на фоне писателей. То есть однозначно менее профессиональные, но не обязательно менее талантливые, а зачастую и работающие с большей самоотдачей. Обаяния, во всяком случае, им точно не занимать.

В Москве вот уже пять лет подряд проводится фестиваль плейбек-театров, на котором темы импровизаций задаются в том числе и политические (политизированность - это вообще один из главных трендов современного российского театра), а общее количество таких театральных трупп в стране близко к сотне.

В Алматы же "И.Л.И." - пока единственный "гражданский театр", который заявил о себе. Он вырос и тренингов, скорее психологических, чем актерских, и его представления по степени воздействия на публику тоже сродни тренингу. Что же до места труппы в театральном срезе культурной столицы, то вряд л уже можно говорить, что традиционному театру стоит беспокоиться. Но однозначно у "И.Л.И.", несмотря на молодость коллектива, уже есть чему поучиться. Искренности, заинтересованности и душевности – точно. Их временами профессионалам и не хватает.     



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!