И снова Достоевский

Фотография - И снова Достоевский

Неутомимый классик разговорного кино Вуди Аллен в очередной раз доказывает, что его рановато списывать со счетов.

1874 0

Кинокритик Карим Кадырбаев о специально для Today.kz.

Неутомимый классик разговорного кино Вуди Аллен в очередной раз доказывает, что его рановато списывать со счетов. После проходной и необязательной авантюрной мелодрамы "Магия лунного света", режиссер возвращается на экраны с ироничной полудетективной драмой "Иррациональный человек".

В центре сюжета немолодой, но все еще вызывающий интерес у женщин профессор философии Эйб Лукас, который совершенно утратил интерес к жизни. Даже отношения с двумя совершенно разными женщинами – коллегой Ритой и студенткой Джилл - не могут пробудить Эйба от состояния хронической депрессии.

Долгое время Эйб глушит собственную печаль в виски, однако случайно подслушанный разговор в забегаловке переворачивает жизнь профессора с ног на голову.

Вот уже в третий раз за последние десять лет Вуди Аллен обращается за вдохновением к бессмертному роману Федора Достоевского "Преступление и наказание". Однако если в "Матч-пойнте" и "Мечте Кассандры" очень четко вырисовывался портрет Раскольникова с его экзистенциальными переживаниями, то "Иррациональный человек" густо замешан на фрейдистских теориях о разнице между Эго и Супер-эго.

В отличие от большинства режиссеров, Вуди Аллена (равно как и Достоевского) интересует не столько сама суть убийства, а переживаний с ними связанных, однако никакого "Тварь я дрожащая или право имею…" в "Иррациональном человеке" нет. И, несмотря на то, что образ мышления у Раскольникова и Лукаса во многом схож, мотивы преступления абсолютно разные. Равно как и последствия для психического состояния.

В данном случае Эйб ближе к героям хичкоковской "Веревки" и другим самонадеянным кинематографическим антигероям. Задумав "идеальное преступление", герой пробуждается ото сна и, кажется, впервые за долгое время по-настоящему живет.

Хоакин Феникс отлично вписался в образ потасканного жизнью интеллектуала с целым набором комплексов и психологических проблем. Примечательно, что Вуди Аллен очень тонко рисует портрет профессора. О прошлом героя известно крайне мало, но становится понятно, что всю жизнь Лукасом  находился под влиянием людей его окружавших (матери, бывшей невесты и друга, погибшего в Ираке). Актер создает очень яркий контраст между Эйбом, всю жизнь проведшим в тени других и Эйбом, решившем взять жизнь в свои руки.

Однако, если весь психологизм (достаточно легкий по сравнению с тем же "Матч-пойнтом") "Иррационального человека" строится вокруг героя Хоакина Феникса, то художественная составляющая фильма как будто заточена на Эмме Стоун.

Сложно не обратить внимания на явную стилистическую схожесть построения кадра, музыкального сопровождения и цветовых гамм в "Иррациональном человеке" и "Магии лунного света". Все это в совокупности создает мир, в котором живут героини новой музы Вуди Аллена.

Тандем Аллен-Стоун на все сто процентов противоположен тандему режиссера с предыдущей музой Скарлетт Йоханссон. Центральной движущей силой героинь Йоханссон был животный магнетизм и сексуальная притягательность, а в героинях Стоун сексуальность иного толка – не столько физиологического характера, сколько интеллектуального. И именно в "Иррациональном человеке" отношение Аллена к Стоун раскрывается полностью.

И если чуть глубже копнуть в различия отношений режиссера к Йоханссон и Стоун, то можно заметить, что в экранные партнеры к первой Аллен выбирал сексуальных альфа-самцов Джонатана Риса-Майерса, Хавьера Бардема и Хью Джекмана, а Стоун делит экран с интеллектуально-невротичными (равно как и сам Аллен) Хоакином Фениксом и Колином Фертом.

Безусловно, "Иррациональный человек" - далеко не шедевр и едва ли войдет в десятку сильнейших картин Вуди Аллена, однако в ней есть все то, за что зрители смотрят и любят фильмы режиссера последние 50 лет – ирония, философия, остроумные диалоги, красивая женщина и далекий от идеала мужчина, Фрейд,  Достоевский и то самое чеховское ружье, которое обязательно выстрелит в конце. 


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!