Кинофестиваль "Евразия": Мустанг

Фотография - Кинофестиваль "Евразия": Мустанг

Об одной из наиболее титулованных картин нынешнего конкурса.

2743 0

Кинокритик Карим Кадырбаев специально для Today.kz.

На этой неделе в Алматы стартует XI Международный кинофестиваль "Евразия", в конкурсную программу которого в этом году вошли 10 картин. По мере возможности, мы будем знакомить вас с фильмами, которые будут представлены в программах фестиваля.

Одна из наиболее титулованных картин нынешнего конкурса "Евразии" - турецкая драма "Мустанг" - уже успела завоевать два приза в Каннах, стать обладателем гран-при Одесского кинофестиваля и фестиваля "Край света", прошедшего на Сахалине.

Действие фильма разворачивается в небольшой деревне на севере Турции. Пять сестер-подростков наслаждаются молодостью и резвятся с мальчишками-одноклассниками. Однако, невинные игры оборачиваются драмой. Консервативные родственники в лице бабушки и дяди (родители девочек погибли 10 лет назад) осуждают подростковые забавы и всерьез берутся за перевоспитание девочек. Дом становится для них тюрьмой, яркую одежду сменяют бесформенные платья, а основным занятием для героинь становится подготовка к семейной жизни. Вскоре девочек поочередно начинают выдавать замуж…

Балансирующая на грани между социальным высказыванием и мелодрамой, картина дебютантки Дениз Гамзе Эргювен уже неоднократно сравнивалась с первой режиссерской работой Софии Копполы "Девственницы-самоубийцы". Однако, если сходство в этих двух картинах и есть, то оно заканчивается где-то на уровне синопсиса.

Если вы помните, то в "Девственницах-самоубийцах" драма начинается с того момента, когда родители героинь насильно выпихивают их в общество сверстников. В "Мустанге" же напротив, основное действо закручивается, когда девочек насильно от этого общества отгораживают. Что примечательно, у Копполы рассказ о девочках шел извне (от соседских мальчишек), а Эргювен сделала основным рассказчиком младшую сестру Лале и в картине нет практически ни одной сцены без участия главных героинь. Таким образом, зритель становится не сторонним наблюдателем, а попадает в центр событий и остается запертым в огромном доме с девочками и их проблемами.

При этом общую атмосферу картины едва ли можно назвать депрессивной, она скорее нервозная или тревожная. Столкновение либерального мира девочек-подростков с консервативным миром взрослых нередко вызывает смех, но ощущение неминуемой трагедии не оставляет ни на секунду.

Безусловно, картина с подобным содержанием рисковала стать громким политическим (или если угодно феминистическим) высказыванием против патриархального турецкого (да и не только турецкого) общества. Однако, режиссер фильма в большей степени сосредоточилась на художественном аспекте своего детища и благодаря этому картина получилась довольно яркой и наполненной скрытым эротизмом, при этом не скатываясь в пошлость. Естественная красота юных тел и лиц здесь становится главным инструментом в руках режиссера и оператора.

Примечательно, что в картине нет главного героя или героиня. И хотя повествование ведется от лица Лале, эта история не о пяти разных судьбах, а о сплоченном женском сообществе, которое одновременно разрушается под напором более мощных сил и в то же время дает им отпор.  Поэтому выделить кого-либо в актерском составе довольно сложно. Можно лишь сказать, что весь актерский состав с поставленными задачами справился на все сто.

Резюме: "Мустанг" - яркий манифест, который, несмотря на общий феминистический настрой, не теряет своей художественной и эстетической ценности. Яркий образец качественного авторского турецкого кино. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!