Я все еще здесь

Фотография - Я все еще здесь

О нашумевшем фильме Ермека Турсунова "Жат".

2528 0

Кинокритик Карим Кадырбаев специально для Today.kz.

Пятая (а если считать, так и не вышедшие на экраны "Семь майских дней", то шестая) картина Ермека Турсунова "Жат" успела наделать шума задолго до своего выхода на экраны. Тут и премьера на кинофестивале в Торонто, и излюбленная отечественными кинематографистами формулировка "первый казахстанский фильм" (на сей раз в Dolby Atmos), ну и самое главное, внезапное выдвижение фильма на соискание премии "Оскар" невидимым казахстанским "оскаровским" комитетом, от лица которого почему-то в прессе выступает продюсер фильма "Жат".

Хотя с последним, все более-менее понятно: якобы равнодушный к "орехоколам" (как называет "Оскар" и другие кинонаграды сам Турсунов) режиссер исправно пытается этот самый орехокол получить и "Жат" станет третьей, и скорее всего снова безуспешной, попыткой.

Действие картины начинается в 30-е годы прошлого столетия. Юный Ильяс и его отец выживают в голодные времена, благодаря охоте. Параллельно Ильяс приобщается к высокому искусству, разглядывая "Данаю" в доме ссыльного старика Шамиса.

Голодное, но в какой-то степени счастливое, детство Ильяса закончится в ночь, когда за отцом придут из города люди в форме. Домой отец уже не вернется, а сам Ильяс решает уйти в горы и вести отшельнический образ жизни. Однако, через несколько лет герою предстоит вновь столкнуться с обществом, которое он покинул.

После двух безуспешных попыток поиграть в "зрительское" кино в картинах "Кенже" и "Кемпiр", философская драма о противостоянии личности и общества "Жат", выглядит попыткой Турсунова сказать "Я все еще здесь". Мол, жив еще тот самый Турсунов, который создал прекрасную "Келiн" и неплохого "Шала". В какой-то степени реабилитироваться режиссеру удается, что не мешает картине "Жат" создавать впечатление сумбурного, путанного зрелища, где личные философствования постановщика перемешались с попыткой создать достоверное историческое полотно о жизни казахов в первой половине прошлого века.

Нельзя не согласится с мнением, что "Жат" - не столько кино, сколько позиция Турсунова относительно общества и его роли в жизни человека. Однако, главная проблема картины заключается в том, что она до боли напоминает бесконечные письменные послания режиссера к народу и власти. Умных и глубоких мыслей, как в письмах, так и в картине хватает, но упорядочить их проблематично даже для самого Турсунова. Как говорил сатирик Аркадий Райкин "Сила в словах у тебя есть, но ты их расставить не можешь".

Понять, чем по факту является "Жат" - одой "выживающему в любых условиях" казахскому народу или гимном нонконформизму довольно сложно. Тут надо либо быть Турсуновым, либо думать, как Турсунов.

Что касается актерского состава, то тут тоже не все однозначно. Есть такая тенденция, что в фильмах Турсунова, чем больше актер молчит в кадре, тем талантливее он кажется. Может, именно поэтому, "Келiн" до сих пор самая лучшая картина в его фильмографии.

"Жат" исключением из этого правила не стал. В частности, Ержан Нурымбет блестяще отыгрывает все молчаливые сцены, но как только открывает рот, то фундаментальная школа казахского драматического театра, тут же дает о себе знать. То же самое касается и Куандыка Кыстыкбаева, и кыргызской актрисы Элины Абай кызы. Пожалуй, лучше всего в актерском составе смотрится Роза Хайруллина с ее молчаливым перфомансом.

Единственное, что не вызывает никаких нареканий в "Жате", так это операторская работа Мурата Алиева и музыка Куата Шильдебаева. Последний, к слову, удивил интересным миксом этнических мотивов с электронным саундом в сцене охоты (пожалуй, лучшая сцена во всем фильме).

В конечном итоге, мы имеем очередную работу самого переоцененного отечественного режиссера, в которой гражданская и философская позиции снова взяли верх над талантом художника.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!