Это не шансон

Фотография - Это не шансон

Судьба актрисы Марины Клещевой едва не самая удивительная, о которых мне приходилось слышать.

2437 0

Журналист Ольга Малышева специально для Today.kz.

В день открытия гастролей ТЕАТРА.DOC в Алматы я увидела в Инстаграме Ксении Собчак фото с Мариной Клещевой – актрисой спектакля "Лир-Клещ". Клещева вела церемонию вручения премии журнала "Сноб" - "Сделано в России".

Марина Клещева прилетела в Алматы в день своего спектакля, 1 октября. Михаила Угарова в Алматы уже не было, он отправился с частью труппы театра на другие гастроли, в Санкт-Петербург. Про Клещеву по-доброму пошутил, что она "пошла вразнос": ведет церемонии, снимается у Кирилла Серебренникова. Последний, кстати, на том самом "снобском" мероприятии заявил публике: вы, мол, о Клещевой еще услышите.

Перед тем, как смотреть спектакль "Лир-Клещ", я очень много прочла о нем: не то чтобы отзывов, но фактического материала – точно. Судьба играющей в нем актрисы (а "Лир-Клещ" - это автобиографический монолог) – едва не самая удивительная, о которых мне приходилось слышать. У Марины Клещевой за спиной два тюремных срока за разбой. Когда она отбывала второй срок, громадный, двенадцатилетний, в ее жизни появился театр. И изменил все.

Про Марину говорят, что если бы она в молодые годы стала актрисой, а не разбойницей, то уже была бы народной артисткой и играла на лучших сценах мира. Я, когда читала это, считала рекламой, вымыслом, преувеличением. Но стоило увидеть ее на сцене, поняла: эта актриса действительно масштаба великих.

В "Лире-Клеще" героиня рассказывает о своей жизни с самого рождения, за спектакль, охватывая временной промежуток в 50 лет. Ориентировочный хронометраж монолога – час, но с алматинцами Марина Клещева разговаривала почти два. Ее история не может не тронуть, хотя вроде и понятно, что в произведении искусства, пусть и документального жанра, всегда есть место домыслам, умолчаниям, приукрашиваниям. Но в актрисе нет ни капли фальши, поэтому ей хочется верить безоговорочно.

Я не открою Америку, если скажу, что в Казахстане, как и в России, как и во многих других бывших советских странах, принято романтизировать тюремную культуру. Необъяснимая и непонятная (лично мне) повальная любовь к русскому шансону, который по факту – блатняк, повлекла за собой целый пласт людей, живущих по мифическим "понятиям". Так вот, Марина Клещева и ее "Лир-Клещ" (если вы еще не догадались, Клещ – тюремное прозвище Клещевой) – это вообще не про шансон. Несмотря на то, что она весь спектакль поет песни собственного сочинения, которые в ту самую эстетику прекрасно вписываются. Но если, слушая расстроенную гитару и несложный текст смотреть конкретно на Марину, а не на фотографию женщины с ненастоящей фамилией на обложке компакт-диска, нельзя не проникнуться симпатией. Не к блатной песне, нет, ни в коем случае. К актрисе, к героине. Эта женщина необъятного обаяния.

По большому счету, "Лир-Клещ" и не про тюрьму вовсе, хотя суммарный срок по приговорам Клещевой превысил 15 лет (отсидела она меньше, освободившись по УДО). И хотя в спектакле она рассказывает и о быте, и о любви, и о конфликтах, и все аутентичными словами – мусора, зэчки, шконки – совсем не этим ценна ее история.

История Марины Клещевой в первую очередь о том, как от самовосприятия зависит судьба человека. Если девочке с малых лет твердить, что она некрасивая и бездарная, это приведет ее в интернат для трудных подростков, к неудачному раннему замужеству, а потом в тюрьму, снова и снова. А если ей же позволить раскрыться, услышать ее песни, дать выйти на сцену, пусть и тюремного театра, но – в спектакле по Шекспиру, прославить на всю Россию, отправить на песенный конкурс, где она станет лауреатом, то у нее начнется другая жизнь. И пусть ей к тому моменту уже будет 40, она решит для себя, что зэчки по прозвищу Клещ больше не будет, а будет большая артистка Марина Клещева.

Сейчас Клещевой уже 50. И она блистает в роскошном красном платье на церемонии вручения премии журнала "Сноб" в окружении Ксении Собчак и Сергея Николаевича. А 11 октября, в ТЕАТРЕ.DOC у нее бенефис, где Клещева дебютирует в качестве драматурга. Пьесу "Женщины в ее жизни" готовит к постановке режиссер Игорь Стам. Но это только после гастролей в Санкт-Петербурге, куда актриса летит сразу же после спектакля в Алматы. А уже в следующем году будет готов новый фильм "(М)ученик" режиссера Кирилла Серебренникова, который пообещал сделать из Клещевой настоящую звезду. Впрочем, она уже звезда. Это понятно любому, кто видел Марину Клещеву на сцене.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!