Куда уходит зритель

Фотография - Куда уходит зритель

Я временами вижу, как со спектаклей, не дожидаясь антракта, уходят люди.

2178 0

Журналист Ольга Малышева специально для Today.kz.

Я временами вижу, как со спектаклей, особенно с премьерных, не дожидаясь антракта, уходят люди. 

С гастрольных показов ТЕАТРА.DOC уходили, человек по пять-шесть с каждого. Вроде бы немного, но если учесть небольшой зал театра ARТиШОК, то получается, что вышел каждый десятый. По всей видимости, это из-за неоправданных ожиданий.

Так, в спектакле "24 плюс" сценой, после которой из зала потянулись парочки, стал эпизод, где трое главных актеров раздеваются. Догола, то есть даже не до белья, а полностью. Те, кто уходил, цокали языками и подхихикивали.

Михаил Угаров, худрук ТЕАТРА.DOC, общаясь с журналистами в день начала алматинских гастролей, признался, что ожидает чего-то подобного: рассказал, что и в Москве для публики, привыкшей к театру с колоннами, бархатными сидениями и занавесом, спектакли DOCа могут показаться как минимум странными. Никаких декораций, живая речь, человеческие истории. Рассказывают, что в Алматы одна зрительница со спектакля "Акын-опера" ушла со словами "да я такое могу в поезде послушать". Для Угарова же подобные претензии – скорее комплимент. "Театр – это все, что нас окружает", - считает он.

Чем меньше пафоса в театре, тем с большим пафосом публика такой театр ругает. К примеру, спектакль "Наш городок" в театре имени Лермонтова бранят за лаконичность декораций, хотя постановка в общем и целом более чем традиционалистская. Любая мелочь, идущая вразрез с классическим пониманием о театре, способная выбить почву из-под ног зрителя, воспитанного на буржуазных театральных основах.

О противостоянии традиционалистов и постмодернистов в театре часто говорят представители российской "новой драмы". Художественный руководитель московского театра "Практика", режиссер и драматург Иван Вырыпаев считает попытки цепляться за традиционализм признаком отсутствия целостной духовной основы в обществе. В этом случае альтернативный взгляд на вещи – религиозные, семейные, культурные ценности – воспринимается зрителем как покушение на истоки и всячески отвергается.

Постмодернизм испытывает публику. В первую очередь, на готовность прислушаться к чужому мнению, принять чужие взгляды. Тот же ТЕАТР.DOC имеет в репертуаре спектакль "Молчание на заданную тему", в котором актер выходит на сцену, садится на стул и молчит полтора часа. И зритель молчит вместе с ним. Разумеется, в Алматы такой спектакль везти поостереглись, здесь нужна однозначно подготовленная аудитория.

Вырыпаев называет отношение современной публике к театру "цыганским": "я заплатил — давай танцуй". В этой связи сложнее всего попытки уйти от традиционализма будут даваться государственным театрам с большим залами больших государственных зданий. Если, например, ARTиШОКу не представляет особой сложности заполнить до отказа понимающими зрителями зал на 65 мест, то в той же "лермонтовке" даже на камерной сцене мест в два с половиной раза больше, и аншлаг собрать в два с половиной раза сложнее.

Проверкой может стать и ненормативная лексика в спектакле. Во всех постановках DOCа, которые привозили в Алматы, она была. И несмотря на то, что в России вот уже несколько месяцев действует закон, запрещающий ругаться со сцены, многие режиссеры видят в этом серьезные противоречия. Во-первых, само обозначение "нецензурная лексика" не имеет права на существование, так как цензура в стране запрещена. Во-вторых, если мат прописан драматургом в тексте, то его исключение из спектакля станет нарушением авторских прав. Таким образом, обсценная лексика продолжает звучать в театрах, но перед спектаклями зрителей предупреждают: если вас это может оскорбить, лучше сразу покиньте зал.

До конца месяца алматинского зрителя ждут четыре заметные премьеры: моноспектакль актера ARTиШОКа Чингиза Капина "Проба" в постановке Кати Дзвоник, новый спектакль Сергея Тейфеля под брендом "Кофейня #6" – "В рай" и сразу два спектакля в лермонтовском театре – "Джут" на камерной сцене и "Ромео и Джульетта" на основной. В абсолютной мере традиционалистским не обещает быть ни один из них. Осталось наблюдать за реакцией зрителя.  


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!