Перспективу упразднения дорожной полиции в Казахстане прокомментировали эксперты

Фотография - Перспективу упразднения дорожной полиции в Казахстане прокомментировали эксперты

Автолюбители активно обсуждают вопрос необходимости упразднения дорожной полиции в Казахстане.

6059 0

Казахстанцы активно обсуждают вопрос о том, нужны ли стране дорожные полицейские. Поводом для дискуссии послужил пост жителя Минска Евгения Шапошникова, побывавшего в Алматы и возмущенного "абсолютной дикостью на дорогах". Известный казахстанский общественный деятель Мурат Абенов предложил разогнать гаишников, которые, по его мнению, охотятся на водителей. "Как в Грузии, надо распустить эту никчемную службу", - написал Абенов в Facebook. Подогрела казахстанцев и новость о возможном возобновлении практики скрытого патрулирования на дорогах. "Есть же предел беспределу? Не надо покрываться безопасностью на дорогах и высокой смертностью. Это вопрос воспитания, и он штрафами не решается, как мы видим. Правильно говорит Абенов - упразднить ДПП", - высказался общественник Денис Кривошеев. 

О плюсах и минусах такого революционного шага корреспондент Today.kz спросил бывшего министра внутренних дел, экс-начальника управления дорожной полиции Алматы и общественных деятелей. 

Экс-глава МВД, депутат Мажилиса Парламента РК Каирбек Сулейменов сразу напомнил, что дорожная и патрульная службы были реорганизованы еще 1 ноября 2013 года в административную полицию. Реформа отвечает западным стандартам, уверил Сулейменов. Между тем вопросы об эффективности универсальных полицейских есть у общественников. Безопаснее на дорогах не стало, считает председатель казахстанского Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. По его мнению, стражи порядка не работают над предотвращением нарушений, мол, "просто калымят", пользуясь служебным положением.

"Лично я был участником ДТП. Несколько патрулей проехало мимо, совершенно не обратив внимания. При вызове дорожной полиции (у меня был конфликт из-за поборов на незаконной парковке) я прождал около часа, на экстренную службу не дозвониться. Недавно остановили в том месте, где дорожная полиция не должна в принципе находиться. Очень часто вижу патрульных полицейских, которые, на мой взгляд, просто калымят. Сейчас они выступают в роли котов, которые охотятся за мышами. Их задача сводится к "поймать, наказать - и желательно без протокола", - поделился мнением Эдоков.


Но он уверен, что полностью отказаться от дорожных полицейских все же не получится. Их число, по мнению Эдокова, нужно снизить - многое можно сделать с помощью видеокамер. "Я руками и ногами за то, чтобы камер было как можно больше, чтобы они висели на каждом перекрестке, на каждом столбе, доме. Чем больше камер, тем можно меньше полицейских. Чем меньше полицейских, тем меньше контакта человека с человеком. У нас же любой контакт с полицейским превращается в танцы с бубнами: полицейский пытается навесить на вас всяческих собак, а водитель пытается оправдаться. Если есть камера, никаких лишних разговоров не нужно: нарушил – плати! В следующий раз тысячу раз подумаешь, стоит ли превышать скорость или парковаться на пешеходке", - прокомментировал эксперт и привел пример европейской полиции.

Хаос в случае исчезновения полицейских с дорог предрекает и бывший начальник УДП Алматы Арман Сарбасов. По словам полковника в отставке, он по просьбе горожан освобождал полицейских от работы на отдельных участках мегаполиса, все заканчивалось транспортным коллапсом. "Люди не могли буквально разъехаться. Культура наших водителей не позволяет им друг друга пропускать. Водители до 11-12 дня не могли доехать на работу", - вспоминает Арман Сарбасов. 

Он против сокращения числа дорожных стражей порядка. "От количества машин на дорогах и от численности населения зависит их число на дорогах. В Алматы, по официальной статистике, проживают один миллион 800 тысяч человек, реально же - около 3,5 миллионов. До двух миллионов машин было три года назад. Сейчас каждый студент ездит на машине. При наличии полицейских люди хамски водят машины, грубо нарушают ПДД. А если их не будет, вы думаете, на культуре водительской далеко уедешь?" - заключил он. 


С позицией Сарбасова согласен эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РК Владимир Левин. Он разделяет негодование автолюбителей относительно поборов на дорогах и больших размеров штрафов. В качестве причин Левин называет некомпетентность депутатов и низкие зарплаты полицейских. "Все упирается в зарплаты. В 1990-е годы сделали участковым хорошую зарплату, недавно - спецназу. А остальным добавили только за звание. 50 тысяч тенге - основной оклад. Старшине на 12 тысяч повысили заработную плату, сержанту – семь тысяч добавили, а основной оклад - 50 тысяч тенге. Вот и прибавьте. Все они не местные, живут на съемных дачах, а за нее платить надо 30 тысяч в месяц. Поэтому за 20 лет наши полицейские научились сами выживать. Предпосылки для взяток создают не сами полицейские. Полицейские, может, и мерзавцы, но штрафы такие заоблачные придумывают не они: девять, 16, 90 тысяч. Это бессмысленно. Когда такие штрафы, проще водителю на месте отдать три тысячи и ехать дальше. И это уже выработалось", - пояснил Владимир Левин. 

Он предупреждает: упразднение службы приведет к всплеску бандитизма на дорогах: "Если уберут дорожную полицию, начнутся 90-е, когда разрулировать ситуацию будут бандиты на дорогах. Районы поделят группировки и будут "крышевать" граждан". 

Категорически против идеи об упразднении гаишников Каирбек Сулейменов. Он поднимает вопрос культуры вождения. "При подготовке в автошколах, на мой взгляд, мало уделяют внимания воспитанию будущих водителей: не учитывается моральная ответственность, нет элементарной культуры уважения водителем водителя, говорят лишь о карательной стороне вопроса. Езда в городах крупных стала более агрессивной, сигналим, нервничаем, кричим. В Европе такого не встретишь. Я бы больше уделял внимание воспитанию культуры граждан. Но это длительный процесс", - считает депутат.  


Между тем эксперты высказались против возобновления практики скрытого патрулирования на дорогах, ссылаясь на возможность злоупотребления полномочиями со стороны полицейских.  

"На частных машинах ловить нарушителей нельзя. Начнутся злоупотребления на дорогах", - уверен Арман Сарбасов. 

"Учитывая не кристальную честность наших доблестных полицейских, начнутся злоупотребления на ровном месте. Любой человек будет показывать корочку, а мы же не специалисты в дебрях иерархических - кому позволено, а кому нет - и получится, что вся структура МВД сможет на личном авто останавливать и что-то предъявлять водителям. Если ты при исполнении, будь добр, не скрывайся", - высказался Эдуард Эдоков. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!