Казахстанские потребители стали активнее защищать свои права - эксперт

Фотография - Казахстанские потребители стали активнее защищать свои  права - эксперт

Фото из открытых источников

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей.

1098 0


Чаще всего потребительские права казахстанцев нарушают в сфере услуг. В 45 процентах случаев люди жалуются в госорганы именно на представителей этого сектора. На втором месте – структуры ЖКХ. Такие данные редакции Today.kz предоставили в комитете по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК. В целом, по данным ведомства, за 2015 год к ним обратились более восьми тысяч человек.

В день своего профессионального праздника председатель столичного общества защиты прав потребителей "Адилет" Кабыкен Закарьянов отметил, что количество заявлений и обращений в его организацию тоже исчисляется тысячами, но год от года эта цифра снижается. 

"Если в 2014 году было четыре тысячи обращений, то сейчас их в два раза меньше.  Это не потому что стало меньше нарушений, а потому что люди стали грамотнее и уже умеют решать такие вопросы на месте", - говорит Закарьянов.

По его наблюдением, если двадцать с лишним лет назад всего около пяти процентов населения имели хоть какое-то понятие о своих правах клиента, то сейчас юридически подкован практически каждый второй. Казахстанцы уже не боятся настаивать на замене товара и возмещении ущерба. Так за все время работы "Адилета" люди смогли вернуть в совокупности около миллиарда тенге, рассказал глава объединения.

Тем не менее иногда отечественные потребители просто не знают, куда обращаться за помощью. Тогда многие из них пишут на специальные сайты в Интернете. В частности, на ресурсе zhalobakz.com накопилось уже почти 15 тысяч жалоб.

Одну из них написала жительница Астаны Салтанат Кокишева. Женщина изложила свою историю том, как ее муж взял долларовый ипотечный кредит в АТФ Банке. Мужчина был застрахован, но после его смерти страховая компания отказалась платить деньги, говорит Кокишева.

"Отказали из-за того, что у них на первой странице написано шрифтом 12 "в случае смерти выплачивается страховое вознаграждение", а на второй странице мелко-мелко шрифтом номер 2 написано "если смерть наступает в следствии… " и все болезни, что есть на свете, все перечислены. И поэтому они нам отказали…", - рассказала Салтанат Кокишева в интервью корреспонденту Today.kz.

При этом  женщина утверждает, что при оформлении кредита в столичном филиале АТФ Банка настаивали, чтобы супруги обратились именно в определенную страховую компанию. В то же время статья 8 Закона "О защите прав потребителей" прямо запрещает принуждение потребителя на заключение договоров. Редакция Today.kz обратилась за комментарием в АТФ Банк, и там обещали подготовить официальный ответ.

На ресурсе zhalobakz.com кроме Салтанат Кокишевой на разные финансовые институты жалуются еще почти 500 человек. В других разделах, например, КСК или общественный транспорт, заявлений куда больше. Это подтверждает статистику комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!