Карина Абдуллина о Булате Сыздыкове: Нас разлучила смерть, но музыка вечна

Фотография - Карина Абдуллина о Булате Сыздыкове: Нас разлучила смерть, но музыка вечна

Фото из личного архива Карины Абдуллиной

Солистка группы "Мюзикола" дала откровенное интервью после смерти Булата Сыздыкова.

20904 1

7 мая 2016 года казахстанцев потрясло известие о смерти известного в республике музыканта Булата Сыздыкова. Уход из жизни этого необычайно талантливого и работоспособного человека стал огромной утратой для всего казахстанского музыкального и культурного сообщества и не оставил равнодушным, пожалуй, никого, кто знаком с его творчеством. В разные периоды своей жизни Булат Сыздыков работал в таких популярнейших музыкальных коллективах, как "Гульдер", "Арай" и A’Studio. Однако для миллионов казахстанцев и почитателей таланта Сыздыкова за рубежом его имя неразрывно связано с главным детищем музыканта - дуэтом "Мюзикола". Союз Булата Сыздыкова и Карины Абдуллиной стал самым устойчивым проектом казахстанской эстрады, на протяжении 24 лет с момента создания ни разу не изменившим своему стилю и направлению. О том, какое место в ее жизни занимал Булат Сыздыков, и о том, как будет жить дальше "Мюзикола", в интервью Today.kz рассказала теперь уже оставшаяся одна солистка дуэта Карина Абдуллина.

Фото -

- Для меня Булат - это не карьера, это вся моя жизнь. Мы встретились, когда мне было 16 лет, а ему 36. Он тогда уже отработал во многих коллективах и созрел для того, чтобы создать что-то свое. Булат нашел меня, и, видимо, так сошлись звезды, что мы стали практически с первых дней неразлучны, потому что почувствовали такой творческий контакт, что безвылазно сидели в студии и сочиняли музыку, а потом превратились в ближайших друзей. Прошло много лет, и Булат сказал мне: "Ты знаешь, я и не думал, что в таком сознательном возрасте можно встретить своего лучшего друга в жизни". Обычно мы встречаем друзей в юности и всю жизнь несем эту дружбу. А когда мы встретились, я была юная, а он зрелым. Он говорил мне: "Кара, ближе тебя у меня никого нет". Удивительным образом совпадали наши взгляды не только в творчестве, но и в жизни. Мы говорили с ним на одном языке, мы мыслили одинаково, мы понимали друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. Мы не делили быт, способный разрушать отношения. Нас объединяла музыка, призванная созидать. Далеко не каждому суждено так встретиться.

- Тем более творческому человеку...

- И творческому, и простому. Я не раз говорила о том, что есть люди, которые годами живут в браке или которых связывают родственные узы, но зачастую между ними бывает мало общего. А нас объединяло столько, что мы превратились в одно целое. Мы были родственными душами. И сейчас, когда я потеряла Булата, я чувствую себя осиротевшей.

Фото - Фото из личного архива Карины Абдуллиной

Я не боюсь трудностей, я самостоятельна с 17 лет, но этот мир стал для меня пустым и чужим без него, мир стал для меня черно-белым. Сейчас я учусь жить по-новому. У меня маленький ребенок, и я не имею права раскисать.

- Как Вас поддержали друзья?

- Мне ежедневно пишет огромное количество людей со всего Казахстана и не только. Люди выражают свои соболезнования, пишут о том, что очень любят и ценят наше с Булатом творчество, предлагают свою помощь, за что я всем очень благодарна. Меня очень поддержала российская певица Зара, с которой мы давно сотрудничаем. Она буквально спасла меня новым музыкальным проектом, и я надеюсь, что вскоре зрители услышат наше с ней новое произведение.

В основном меня спасают музыка и творчество. И только время даст исцеление. Когда теряешь близкого человека в юном возрасте, то кажется, что впереди еще вся жизнь. А в зрелом иначе. Ведь вместе с близким человеком уходит огромная часть жизни. Половина меня упокоилась на Кенсае (кладбище, где был похоронен Булат Сыздыков - Примечание автора).

- Вы сейчас как-то мысленно обращаетесь к Булату, когда Вам тяжело? Остается ведь какая-то связь с человеком...

- Безусловно. Конечно, я обращаюсь. Иногда мне кажется, что это граничит с помешательством. Потому что, оказываясь в любой ситуации, я всегда жду какой-то его реакции, к какой я привыкла, кажется, я вижу выражение его лица и жду какую-то его фразу. Даже на последнем концерте его памяти в Караганде, когда артисты выходили на сцену, мне казалось, что он реагирует – на кого-то с улыбкой, на кого-то с восторгом и так далее.

Фото -

- Смерть Булата практически через год после потери Батырхана Шукенова стала большим потрясением для Казахстана...

- Я считаю, что для страны это две невосполнимые потери. Таких музыкантов, как Батырхан и Булат, больше нет, и когда такие родятся на свет, я не знаю. Мне пишут люди и говорят: "Карина, берегите себя, Вы у нас одна остались". Очень обидно, что у нас мало поддерживают своих музыкантов. Не знаю, от чего это зависит, но нет пророка в своем отечестве. Радио почти не крутит своих талантливых артистов, большинство телеканалов берут деньги за ротацию клипов, вместо того чтобы создавать худсоветы, отбирать самых достойных и профессиональных певцов и музыкантов, чтобы молодое поколение граждан независимого Казахстана воспитывалось на мелодичных песнях с глубокими текстами, видело красивые лица артистов, на которых хотелось бы быть похожими.

Фото - Фото из личного архива Карины АбдуллинойФото - Фото из личного архива Карины АбдуллинойФото - Фото из личного архива Карины АбдуллинойФото - Фото из личного архива Карины Абдуллиной

Творческие люди, по-настоящему талантливые, это люди избранные, Богом поцелованные. Таких надо беречь и поддерживать. К примеру, я знаю карьеру Булата Сыздыкова от начала и до конца - он все пробивал своей головой и своим талантом. Все делал сам, всего добивался своим трудом. В этом году ему должно было исполниться 60 лет, он собирался сделать юбилейный концерт. Надо сказать, что министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы обещал поддержать Булата, но, к сожалению, смерть оборвала все планы.

- Можете ли сказать, не было ли у Булата каких-то тревожных предчувствий перед смертью или он чего-то боялся?

- Знаете, он ничего не боялся. Мы с ним были настолько близкими людьми, что всю жизнь общались на всевозможные темы и обсуждали все – и жизнь, и смерть. Все темы, которые мы могли обсудить, мы обсудили. Поэтому ничего предшествующего этой трагедии не было. Единственное, если проследить судьбу Батыра и Булата, у обоих оказалось слабым сердце. О чем это говорит? О том, что это тонкие люди, которые пропускали все через свое сердце.

Булат очень переживал за молодых музыкантов, он говорил: "Как сейчас им пробиваться? Если бы им давали возможность где-то выступать, проявить себя, но ничего ведь не происходит". Он привык всю жизнь играть, работать, но в последнее время из-за кризиса концертов практически нигде не проводится. Булат всегда был ответственным по отношению к зрителю. Это заметно по тому, как он играл на гитаре, давал свои интервью, как он одевался, как выступал. Зрителей мы никогда не делили. Для музыканта и настоящего артиста не имеет значения, для кого и где он выступает – на боксерском ринге, в концертном зале или ресторане. Всюду зритель, который пришел, чтобы тебя услышать, и отношение к нему должно быть почтительным. Это высокий уровень культуры, это высокий уровень сознания. Булат происходил из очень интеллигентной семьи, у него все в семье хорошо образованные, воспитанные люди. Я это называю породой.

Фото -

- Вам не кажется, что сейчас, несмотря на то, что Булат ушел, остались ваши песни, память, творчество и Вы несете за двоих ответственность в своем творчестве?

- Да. Так сложилась моя судьба. Это очень тяжелый груз, но что поделать? Память о человеке жива в том случае, если он ее о себе оставил. Если человек трудился на благо своей Отчизны, на благо своего народа, если он что-то сделал для людей, то память о нем будет жива, пока будут живы эти люди. Булат Сыздыков был человеком незаурядным, человеком выдающимся. Простой парнишка из Караганды, который стал лучшим гитаристом в Казахстане. Он приехал в Алматы с одной гитарой за плечами и первые дни ночевал на аэровокзале, привязывая гитару к руке, потому что негде было ночевать, и каких он добился высот. Не в плане личного благосостояния, а в плане наследия, которое он после себя оставил соотечественникам – много музыки, много положительных эмоций.

Фото - Фото из личного архива Карины АбдуллинойФото - Фото из личного архива Карины Абдуллиной

И пока я жива, я все это буду хранить и доносить до людей. Осталось много музыки и видео, осталась биография выдающегося человека, много фотографий, остались люди, которые знают, которые помнят. У нас есть сайт musicola.ru – потому что когда мы создавали этот сайт 16 лет назад, домена kz еще не существовало. Сейчас ввиду произошедшего сайт переделывается. На нем будет все, что люди смогут почерпнуть о Булате: его фото, песни, музыка, мастер-классы, ведь он занимался и педагогической деятельностью.

Сцену я не оставила, репертуар очень большой, практически все песни "Мюзиколы" написаны мной – и музыка, и слова. Я выхожу на сцену, как всегда, и пою, только теперь я на сцене одна. Нас разлучила смерть, но музыка – вечна. Пока я жива, Булат будет жить во мне и в наших с ним песнях. 

- Вообще редкость, чтобы творческие люди так долго работали вместе.

- Я считаю наш проект "Мюзикола" на эстраде Казахстана беспрецедентным. Поскольку за все годы мы ни разу не изменили своему творческому стилю, мы не меняли состав, да и ни разу не поругались. Ни разу!

- Благодаря чему? Понятно, что Вы как женщина помягче…

- Нет, напротив. Я очень жесткая и властная по натуре. Булат же был мягким.

- В вашем тандеме кто был "паровозом"?

- Мы очень гармонично друг друга дополняли и, может быть, это будет не скромно, но, скорее всего, "паровозом" все-таки была я. Он называл меня вулканчиком, который своими периодическими извержениями заставляет его не сидеть на месте, а постоянно двигаться в творчестве. Не скажу, что ему приходилось уступать мне в чем-то. Просто мы всегда приходили к какому-то компромиссу. Мы дискутировали, мы обсуждали, но никогда не ругались. Уникальные были взаимоотношения. Причем личная жизнь у каждого была своя, несмотря на то, что нас "женили" все время. У нас менялись мужья, жены, а мы оставались с ним вместе.

- Как ваши половинки относились к вашему тандему?

- Нормально. Все знали, что мы – творческий союз.

- Как появилась "Мюзикола"? По чьей инициативе?

- В 1992 году по инициативе Булата. Дело в том, что я музыкант в третьем поколении, родилась в семье музыкантов-классиков. Мои дедушки – знаменитые оперные певцы братья Абдуллины Ришат и Муслим. Ришат Абдуллин – это мой родной дедушка, народный артист СССР, баритон. Мой отец – оперный певец, учился в московской консерватории, пел баритоновые, теноровые партии, мама – пианистка в оперном театре, они с отцом там и познакомились. Я с шести лет училась в музыкальной спецшколе имени Куляш Байсеитовой вместе с одаренными детьми со всего Казахстана. Но родители рано развелись, и меня воспитывала семья моей мамы, меня не воспитывали знаменитые родственники. Папа, если честно, нам не помогал, несмотря на то, что я его очень любила и до последнего поддерживала с ним отношения. Папа вообще был уникальным человеком и называл себя "вольным сыном эфира". Он был певцом, художником, большим талантом, но не семейным человеком. Мы с мамой жили бедно, трудно. В советское время матери-одиночки так и жили. И когда мне исполнилось 14 лет, я пошла зарабатывать на жизнь тем, что пела на свадьбах.

- В 14 лет в то время? Это же был подвиг.

- Во дворце пионеров был ансамбль, руководил им тоже карагандинец, Канат Мукаев. Он увидел, что я очень музыкальная девочка и без труда исполняю Моцарта и Бетховена на рояле, научил меня работать на "Ямахе" и стал брать меня на свадьбы. Поначалу я получала один рубль со свадьбы, потом три, пять, 10, 15, и в 11 классе я уже зарабатывала по 100 рублей за свадьбу, и таких мероприятий было два-три в неделю, а мама получала 120 рублей в месяц. Я пошла в эстраду, чтобы заработать себе на жизнь. А Булат на тот момент уже был знаменитым, поработал в группах "Гульдер", "Арай", A’Studio, потом в оркестре Дунаевского в Москве и к тому моменту созрел для того, чтобы создать свой проект, о чем всегда и мечтал. Он приехал в Алматы из Москвы и начал искать девушку, которая была бы молодой, красивой и могла петь. Вот музыканты посоветовали меня послушать. Я очень стеснялась и сначала убежала даже. Я по природе стеснительный человек - это публичная профессия со временем сделала меня более уверенной в себе. Когда он приехал снова, я ему спела, сыграла на рояле, мы сроднились буквально с первых дней нашего знакомства. У него была своя собственная студия, на которой мы работали, он прекрасно владел компьютером и вообще был человеком прогрессивным. Он был и звукорежиссером, до последних дней все, что писалось "Мюзиколой", было записано у нас в студии Булатом Сыздыковым.

- Все вещи вы писали только исключительно в вашей студии?

- Не только. Например, у Аллы Пугачевой записывались, когда он в 1993 году повез меня на конкурс "Утренняя звезда" в Москве, где мне довелось завоевать гран при, но в основном весь наш репертуар записывали сами. Так появилась "Мюзикола". 

Потом мы остались жить в Москве, я же в Алматы поступила на заочное отделение консерватории.

- Как к этому отнеслись родственники?

- Они были в ужасе. Учиться на заочке считалось позором. Но я предпочла карьеру. 

В 1996 году мы поехали на конкурс в США, где взяли первое место среди участников из 16 стран мира. Пели там песню "Вспоминай меня".

Фото - Фото из личного архива Карины Абдуллиной

1998 год.

- Как Ваше окружение относилось к Вашему неклассическому амплуа и образу?

- Скептически. Особенно мои однокурсники в консерватории. Они всегда меня недолюбливали, тогда меня это печалило, но сейчас я понимаю, что это была обычная зависть. Зависть, которая оставила меня без единой подруги. А с Булатом мы не конкурировали, мы шли вместе.

- Откуда появилось название группы?

- Это название придумал Булат. Он нашел звук, называющийся "Мюзикола", в современной картотеке музыкальных звуков.

Фото - Фото из личного архива Карины Абдуллиной

2012 год.

- Есть ли у Вас обида, если можно так сказать, на Бога, на судьбу из-за произошедшего? И что будете делать?

- Конечно же, я буду продолжать дальше наше дело. Но на судьбу обижаться глупо. Я не могу сказать, что я несчастна, я человек счастливый. Во-первых, Бог наделил меня талантом, который я смогла реализовать. Прежде всего, благодаря встрече с таким человеком, как Булат. Эти 24 года, которые он мне подарил, стоят всей жизни. И если бы этих лет не было в моей жизни, она была бы пустой, безликой и неинтересной. Я очень многому у него научилась, и думаю, что найду себе применение. На Бога у меня обиды нет, я благодарна Ему за то, что вообще родилась на свет, и жизнь прекрасна.

Фото -

У меня есть маленький сынишка, которого Булат обожал и любил как родного. Он покупал ему машинки, игрушки, одежду, нянчился с ним, купал, гулял с ним в парке и был ему как родной отец. Мне безумно обидно и жаль, что Альбертик не узнает Булата таким, каким он был. Да, у меня есть куча фото и видео, и я хочу обязательно дожить до тех лет, когда сын достигнет сознательного возраста, чтобы донести до него все о Булате. Мне досталась в наследство гитара Булата, и я хочу, чтобы мой сын когда-нибудь научился на ней играть.

- Планируете ли Вы тоже связать жизнь своего сына с музыкой?

- Трудно что-то предполагать, ведь он еще маленький, да и решать, кем быть, не мне, а ему самому. И к тому же, как известно, природа любит отдыхать на детях знаменитостей. Однако семья Абдуллиных вся знаменитая и талантливая, поэтому надеюсь, что сын что-то унаследует от меня. Пройдут годы, и будет видно, но я, конечно же, хочу, чтобы он в память о Булате умел играть на гитаре.

Многие люди, когда теряют близкого человека, начинают себя корить за то, что чего-то ему недодали или не сделали для него. Но у меня такого не было ни с мамой, ни с папой, ни с Булатом. Я всегда старалась при жизни сказать им, как сильно я их люблю, сделать что-то хорошее и полезное для своих близких, не откладывая на потом.

Фото - Фото из личного архива Карины АбдуллинойФото - Фото из личного архива Карины Абдуллиной

Я глубоко убеждена в том, что больше всего в жизни нужно ценить близких людей. Сейчас такой век, что все думают только о материальном, все думают о деньгах, все как-то коммерциализировалось, и это неправильно. Самое главное в жизни – это люди. Самые близкие люди, которые занимают особое место в твоей жизни, которые близки тебе по духу и по крови. Близких и родных людей надо беречь, ведь они - самое дорогое, что мы имеем в жизни.

- Будут ли выходить какие-то песни, записать которые вы с Булатом не успели?

- У нас такого не было. Если мы что-то планировали, то сразу же осуществляли. Может быть, поэтому у "Мюзиколы" такой большой репертуар и такое количество хитов. Мы выпустили 10 альбомов, в том числе сольный инструментальный альбом Булата "Гитарные истории". В общей сложности у нас вышло 18 дисков, включая сборники.

Когда мы что-то планировали, то сразу шли в студию и записывали. Благодаря этому у нас осталось очень много музыки, и чего-то незавершенного нет. Единственное, Булат так и не успел провести свой юбилейный концерт, который планировался на осень этого года. По воле судьбы он не дожил до своего юбилея, которого так ждал...

- Карина, Вы не хотели бы открыть свою вокальную школу и развивать юные таланты?

- Я напрочь лишена педагогического таланта, да и мне не хватает терпения. Есть исполнители, и есть педагоги, я – исполнитель, хотя я и имею в дипломе квалификацию педагога-музыканта.

- Несмотря на то, что Вы энергичная и дисциплинированная...

- Я архидисциплинированная, очень ответственная и пунктуальная, но дело не в этом. Нужно иметь дар, а у меня нет таланта учить других. Я работала на телевидении и вела свою авторскую программу, в которой встречалась с выдающимися представителями культуры и искусства. Потом на радио "Классика" я выпустила 102 авторские программы. Многие говорили мне, что слушали мою программу не из-за содержания даже, а из-за тембра моего голоса. Я выпустила свою книгу стихов, снялась в главной женской роли в художественном фильме. Все это мне удавалось, но быть педагогом – это не мое.

- Хотели бы Вы вновь сняться в киноленте?

- Это была моя единственная роль в кино. Актрисой я себя не считаю, но, судя по оценкам критиков и отзывам простых зрителей, роль Марии в "Мустафа Шокай" мне удалась.

- Вам понравилось?

- Да. И работать понравилось, и то, что получилось. Сыграла одну-единственную роль в своей жизни, и она стала настоящей.

Фото -

- Но и на сцене, как только Вы выходите, зал замирает. Скажите, это умение, выработанное с годами, или с детства так было, что Вы выходили и сразу всех завоевывали?

- Наверное, с детства. Это у меня в крови. Есть артисты, которые заболевают звездной болезнью, но меня, к счастью, это миновало. Когда ты рождаешься в семье знаменитых артистов, то у тебя с молоком матери есть иммунитет от этого недуга. Когда я выпустила в 2009 году свою книгу стихов, написала в предисловии, что писать стихи начала с пяти лет. Недавно я нашла эту тетрадку со своими детскими стихами и поняла, что они были недурными. Однако тогда в детстве никто не придавал этому значения, поскольку все в семье занимались творчеством, музыкой и были успешными людьми на этом поприще.

Фото - Фото из личного архива Карины Абдуллиной

Самое главное, когда человек выходит на сцену, чтобы он был искренен с публикой, потому что люди очень тонко чувствуют фальшь даже на интуитивном уровне. Народ никогда не обманешь. Если песня, стих, все, что ты доносишь до человека со сцены, исходит у тебя из глубины души, то обязательно дойдет до сердца того человека, кому ты это несешь. Но и искренность – это тоже талант, данный свыше. Научиться быть искренним невозможно, искренним можно только родиться.




Загрузка...

Комментарии (1)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Алма-Ата 26 июля 2016

Время лечит. Боль утраты, горе, слезы и отчаяние уйдут. Останется светлая печаль и великая память. О дружбе, о песне, о жизни. Все будет хорошо, дорогая наша Карина. Все уляжется. Вы сильная и замечательная. Булат хотел бы Вас видеть счастливой. И Вы должны быть счастливой. Ради Булата, ради Вашего сына и ради музыки, которую Вы создавали с Булатом. Вечная ему память... Помним. Всегда.

Ответить