Китайский след в Алматы: патент на электробусы готов

Фотография - Китайский след в Алматы: патент на электробусы готов

Фото: today.kz

В Алматы до 83 процентов суммарного выброса вредных веществ приходятся именно на долю автотранспорта.

7166 30


300 электробусов в год, "Парасат" и китайцы – под Алматы построили завод, собирающий автобусы на электротяге. Заявлений было много: первые в стране, скоро поставим на линии, сбережем экологию… А что в реальности?

Первоначально было заявлено, что электробусы (пока у нас их всего два – тестовых) выйдут на линию в пробном режиме уже в начале января. Потом прошли слухи, что они будут обслуживать Универсиаду, но из 108 задействованных в ней автобусов электрических не наблюдалось. Однако они все же частично передвигались по городу в режиме шаттлов, но очень уж незаметно.

Тем не менее планы у компании, которая планирует собирать у нас эти самые автобусы совместно с научным холдингом "Парасат" и китайскими партнерами, владеющими 51 процентами акций, наполеоновские. Так, уже сейчас в проекте сборки стоит около 300 автобусов в год, а планы же на будущее более чем оптимистичны – 500 единиц. Однако не совсем понятно, откуда вообще взялись такие цифры… Но обо всем поподробнее.

Сейчас в строю всего один электробус, восьмиметровый, чуть позже появится еще один – побольше (12-метровый) и поинтереснее (эдакий гибрид с троллейбусом). Оба они низкопольные, с пандусами для колясок и урнами в салоне.

Однако вся "соль" вовсе не в этом. Производители заявили о супербатарее, питающей автобусы: она - нового поколения, из титанат лития емкостью 44.2 киловатт в час, заряжается с 30 до 100 процентов в течение 10 минут и имеет более 20 тысяч циклов заряда (у литий-ионных - от 700-1500 циклов) с ресурсом около миллионов километров.

Звучит мощно. Однако на одном заряде в реальных условиях такой автобус может проехать около 35 километров (но, опять же, по заявлениям компании-сборщика, средний маршрут городского автобуса - 25-30 километров в час, так что все идет по плану).

Однако батарея наших электроавтобусов не столь инновационна, как это было заявлено на презентации.

Например, не так давно американская компания Proterra презентовала свой 77-местный электробус Catalyst E2, который на одном заряде может проехать около 970 километров на полигоне и до 560 километров в реальных условиях. Литий-титанатные аккумуляторы для него имеют разную емкостью - 440, 550 или 660 киловатт в час, но и заряжаются они, соответственно, от 3,5 до пяти часов.

Разумеется, автобусам нужно будет где-то заряжаться, поэтому на конечных пунктах маршрута будут установлены зарядные станции (380 вольт) – этот момент уже согласовывается с акиматом. Кроме того, туда же отправлена заявка с просьбой установить для электроавтобусов отдельный тариф на электроэнергию - 4 тенге за киловатт в час.

Цена одной такой станции на 10 автобусов тоже уже озвучена – около 16 миллионов тенге. Дорого? Дорого, но у "Парасата" есть аргумент: на создание, к примеру, газовой заправки необходимо около миллиарда тенге. Однако газовые заправки в городе уже итак есть (много новых возводить нет особой необходимости), а вот зарядных станций потребуется немало, если учесть планируемые объемы производства.

Кстати, и сам автобус недешев - лицензионная копия китайской модели Higer KLQ6832GEV1 примерно на 40 тысяч долларов дороже любого дизельного автобуса. Но и этому у "парасатовцев" нашлось оправдание: мол, в эксплуатации такой электробус гораздо дешевле, нежели его дизельные собратья.

И даже расчеты привели: например, при пробеге в среднем 300 километров в дизельный автобус придется залить топлива на 22 тысячи тенге (при учете нынешних цен), а электробус "съест" всего 3200 тенге на потраченной на заряд электроэнергии.

Но основной посыл наших сборщиков – это экологичность и экономичность данного вида транспорта. Сейчас автобусный парк Алматы имеет девять тысяч автобусов, а полного обновления требует 1500 из них. Эта информация подтверждения не требует и, к сожалению, видна невооруженным глазом – кочегарят наши автобусы просто ужасно и пока что не поддаются никаким наказам полицейских и экологов по улучшению выхлопа (да и улучшать там уже просто нечего).

По данным статистики, в Алматы до 83 процентов суммарного выброса вредных веществ приходятся именно на долю автотранспорта. И менять его, понятное дело, лучше на электробусы. И почему китайские, тоже понятно – эта страна сейчас выходит в лидеры по производству электрических видов транспорта и продает их гораздо дешевле европейских аналогов (один Higerстоит 103 000 000 тенге, а другие варианты – в два раза дороже). Шеньженьское чудо, однако.

Интересно, что "парасатовцы" уже получили патент на эти автобусы, который работает на всей территории СНГ, а также договорились с китайцами о совместной научной деятельности и возможности получать доступ к новым технологиям (видимо, в обмен на решающий 51 процент акций в проекте).

В общем, проект электробусов для Алматы в целом имеет право на жизнь, да и цель у него благородная – дышать у нас действительно нечем. Смущают лишь заявленные объемы производства да сроки исполнения. Как бы этот проект не стал очередным из списка "долгостроев" вроде завода планшетов или несуществующих заводов по утилизации автомобилей.




Загрузка...

Комментарии (30)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Роман 16 февр. 12:39

Забавно читать журналиста, который не умеет конструктивно излагать свои мысли. Вот, например, касательно аккумуляторов, автор практически ничего не пишет в качестве опровержения. Заявляя, ну мол в Штатах тоже вот концепт автобусов был представлен и даже лучше. Ребята, у нас тут в Казахстане буду скоро собирать электроавтобусы. Может просто порадуемся за это и не будем искать какого-то подвоха?

Ответить


Кайрат 16 февр. 13:29

Электроавтобусы очень экологичны и экономны, они являются перспективой развития и за этим будущее. Лично мне не важно,сколько тратиться на это дело, но прошу поддержать его. Мне уже просто надоело, что портят атмосферу и воздух эти дизельные автобусы. Аким сам говорил, что это его направление и что он будет очищать город, от выхлопных газов.

Ответить


Kanat Otegen 16 февр. 13:44

Такое ощущение, что автор пытается на протяжении всей статьи придраться хотя бы к чему-то, но в итоге сдается в конце и признает, что проект действительно хороший и полезный, просто она не верит.

Ответить


Канат 16 февр. 13:45

Мне очень приятно, что хоть кто-то думает о экологической проблеме Алматы. А автор статьи просто наверное не понимает этого и пытается придраться. Электроавтобусы нам нужны, чтобы сделать чище город. Производство наладится, если акимат даст первые заказы. Я думаю всё будет хорошо!

Ответить


Айман 16 февр. 15:43

Может хватит уже дискредитировать людей и организации, которые пытаются сделать хоть что-то полезное для нашего города. Электроавтобусы нужны, так как они экологичны. Разве вы и ваши дети не хотите дышать нормальным воздухом!?

Ответить


Андрей 16 февр. 15:48

Сказать честно у меня создается такое впечатление будто автор данной статьи совсем не нечего не понимает. А электроавтобусы считаю очень нужны, город будет будет намного чище. Так что посмотрим и надеемся на лучшее.

Ответить


Азамат 16 февр. 15:48

В Алматы плохая экологическая ситуация на дорогах, поэтому электроавтобусы являются спасением от смога. Другое дело, кто-то на этом хочет нажиться.

Ответить


Камила 16 февр. 15:50

Я тоже категорически не согласна с этой статьей. Будучи студенткой Политеха и имея многих друзей, которые участвуют в сборке вышеупомянутых автобусов, считаю очень позитивным то, что студенты получат подобную производственную практику. А проблема, я думаю, в отсутствии заказа со стороны администрации города.

Ответить


Ольга 16 февр. 16:32

Камила, привет. Вы на каком факультете учитесь? У нас тоже многие ребята участвуют в проекте, много интересного рассказывают. Надо всем нам дружно поддерживать этот проект, это же действительно прорыв в будущее!

Ответить


Максут 16 февр. 15:52

Конечно же нужны нам электроавтобусы, чтобы не говорили. И не важно что станции для них нужны, тем более это не проблема. Проблема в том что город загрязняется постепенно и надо что то делать. Я думаю всё возможно сделать, главное чтоб не мешали.

Ответить


Игорь 16 февр. 15:55

Такое впечатление, что автор статьи либо не дружит с головой либо полный профан вообще в технике. Испытательный период не четко выраженная константа - то что испытывают, а не сразу в рейсы отправляют только плюс такому транспорту. Далее заряд батареи - в США более 40 лет разработок, тут же все с нуля делают и т.д. по тексту. Вообще удивительно, что транспорт будущего хают просто так. Автор, что на кормушке у собственников обычных автобусов?

Ответить


Надежда 16 февр. 15:56

Я как студентка Политеха считаю что сборка электробусов это очень даже хорошо. Появятся новые рабочие места, где можно подработать многим студентам. А с автором статьи я полностью не согласна.

Ответить


Айжан 16 февр. 15:58

Так и не разобралась, хвалебная статья или ругательная. Так бабки у подъезда дискутируют). Моё мнение - "парасатовцам" однозначно зелёный свет. Без всяких бюрократических и технических проволочек ни одно толковое дело не обходится. А если уж мы хотим жить и дышать лучше, с чего-то надо начинать. И почему бы китайцам нам в этом ни помочь?!

Ответить


Рахым 16 февр. 16:05

Мне не совсем понятна критика со стороны автора статьи. Что плохого в том, что у нас наконец-то на улицах появится экологический транспорт будущего? Тем более, в самой статьи наводятся положительные стороны такого нововведения. В Алматы скоро нечем будет дышать от всех этих выхлопных газов. Я однозначно за электробусы!

Ответить


Фатима 16 февр. 16:23

Не понимаю, почему у автора такое отношение? Что такого в этих автобусах? Это же очень экономично, за ними наше будущее! В Алматы и так уже воздух загрязнен этими машинами, уже пора позаботиться о своем здоровье. Советую автору пересмотреть свою глупую точку зрения.

Ответить


Аида 16 февр. 16:26

Являюсь студентом Политеха и вот как раз мои друзья и участвуют в сборке этих электро автобусов. Это конечно хорошо, что их привлекают к такой работе. Но с автором полностью не согласна. Они слишком быстро построили завод, были и тестовые заезды. Проблема может в том, что не было заказов от администрации города, скорее всего так и есть.

Ответить


Анна 16 февр. 16:38

Критиковать всегда легко, я наоборот вижу пользу для экологической ситуации, бедный город и так выхлопными газами заполнили, электроавтобусы по-хорошему вообще должны полностью заменить дизельный транспорт.

Ответить


САНАТ88 16 февр. 16:39

Ну естественно, если, что в стране производится без российского участия, то сразу нужно это обнегативить! Зачем Казахстану свои автобусы получается? Вот ЛиАзы это значит круто и их и покупайте. Стары как мир эти беспочвенные нападки. Выпустили автобус - молодцы,а работникам Парасата главное не останавливаться в усовершенствовании детища и все недочеты устранить в новой модели!

Ответить


АЖИБАЙ 16 февр. 17:30

Считаю, что будущее за электроавтобусами поскольку это экономно, экологично, экономно конечно в долгосрочной перспективе. В Алматы практически весь транспорт на дизеле и дышать уже не чем, прошу поддержать это направление, аким сам говорил, что направление электрификация общественного транспорта это его главное направление.

Ответить


Арман 16 февр. 17:36

Мое мнение,что все упирается в акимат . Так как для того чтобы организовать масштабное производство, следует получить первые заказы от акимата. Видимо этого так и не произошло, поэтому все немного застопорилось. Поэтому зря вы высказываетесь в сторону холдинга "Парасат". Может нужно просто спросить у акимата? Почему автобусы не были запущены на Универсиаду.

Ответить


Адам 21 февр. 18:09

Арман, Вы в точку попали!Где ожидаются большие деньги,там всегда есть чиновники желающие получить долю проценты так сказать.

Ответить


Рустан 16 февр. 17:46

Хочется сказать о зарядных станциях. Считаю это правильным направлением,Возможно потребуется и потребуется станций, особенно в городе Алмате. Это лучше, чем трата денег на непонятный ЭКСПО.

Ответить


Абат 16 февр. 18:33

Критиковать могут все включая автора. Проект хороший,то что в он создаются в партнерстве с китайцами огромный плюс, они уже многого достигли в производстве электробусов и их опыт нам пригодится.

Ответить


Фатима 16 февр. 18:35

Люди! Да, о чем может быть речь?!! Воздух так сильно загазован общественным транспортом, что в Алматы уже дышать просто не чем! Это ведь наше здоровье! А электроавтобусы - самый экологически чистый вид транспорта. Сейчас затраты кажутся большими, но ведь в перспективе - это очень экономно. Кстати, аким сам говорил, что электрификация общественного траспорта - это ключевое направление для него. За электроавтобусами будущее!

Ответить


Куат 16 февр. 19:04

Мда... Электробусы очень помогут экологии, т.к. не выделяют огромного количества выхлопных газов и не используют бензина (который огнеопасен и токсичен). Не согласен с автором.

Ответить


Айасель 16 февр. 19:28

Как известно, критике подвергается все новое. Здесь же автор противоречит сам себе: с одной стороны критикует новую модель, сама идея которой является замечательной и перспективной. С другой - сетует на их недостаточное количество. Если они уж так плохи и не рациональны - зачем их плодить? А если автор хочет, чтобы было их как можно больше, значит не так уж они плохи. Таких автобусов действительно не хватает, но претензии должны предъявляться не к разрабатывающей и выпускающей стороне, а к тем, что проект финасирует и продюсирует. Понятно, что научные объединения, сами по себе, не обладают необходимой финансовой базой для производства достаточного для города и страны количества передовых автобусов. Так что, не нужно сваливать все в одну кучу, а стоит планомерно и целенаправленно разобраться во всех аспектах проблемы.

Ответить


Маликайдар 16 февр. 20:22

Автору статьи кажется на первый взгляд, что такой электробусы дороговато стоят, но нужно учитывать также не большую стоимость зарядки ,а значит в перспективе окупится сполна ,да и еще позволит экономить. Думаю,как только запустят массовое производство таких автобусов,все критики увидят насколько это оправдано.Мне кажется осталось немного времени и мы увидим ,что с этого получится.

Ответить


Марьям 16 февр. 21:31

Электроавтобусы - это экологично. Лично я бы хотела, что бы все наши автобусы со временем сменили на эти. Город загазован, дышать нечем, а ведь здесь растут наши дети - наше будущее. Мне все равно, сколько средств на это потребуется, я прошу акимат поддержать такое направление. Автобусы на дизеле отравляют в городе все вокруг своими газами. Аким говорил, электрификация общественно транспорта - главное его направление.

Ответить


Ерик 16 февр. 21:32

Критики много, но никакой поддержки в торону перспективного проекта. Вместо все этого рассуждения лучше бы съездили на предприятие и посмотрели масштаб работы, которая уже была проделана. И загвоздка состоит не в заводе, а в мэрии города, которая не делает заказы на массовую поставку электробусов.

Ответить


Едиль 17 февр. 12:03

Я соглашусь с ниже сказаным ,что электроавтобусы -будущее всего человечества, это не только экономично , но и не приносит вред природе , что в наше время очень даже необходимо. я прошу акимат поддержать это направление, так как Мне неважно сколько средств уйдёт на данный проект. Ведь в Алматы нечем нечем и вправду дышать , количество выбросов общественного транспорта на дизеле просто зашкаливает. Примерно 80% всех выбросов в атмосферу приходится именно на них. Тем более, электрификация общественного транспорта , как говорил аким , и главное цель для него.

Ответить