Алматы не нужны "воздушные" проекты - акимат о транспортной реформе

Жизнь
14442
Руководитель управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог Максут Исахов рассказал, какие новшества ждут алматинцев.

Во время отчетной встречи с населением аким Алматы Бауыржан Байбек затронул тему реформы общественного транспорта. Какие новшества ждут алматинцев и как будет развиваться столь социально значимая отрасль мегаполиса, рассказал в беседе с корреспондентом Today.kz руководитель управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог Максут Исахов.

"Чтобы устранить транспортные проблемы города, их нужно детально изучить и проанализировать. Главная составляющая этой работы – комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД). С июня 2016 года мы этот проект начали. Для разработки КСОДД привлечены международные компании А+S и SYSTRA, которые проводили подобную работу в Москве, Санкт-Петербурге и ряде европейских городов. Завершить проект планируется уже в апреле этого года, тогда мы получим конкретные рекомендации: какие улицы сделать односторонними, в каком режиме перестроить светофоры, где пустить велодорожки и прочее", - рассказал Исахов.

В городе продолжается работа по обустройству парковочных зон. Если в 2016-м платными парковками были охвачены три тысячи машиномест, то в этом году показатель планируют увеличить до 10 тысяч.

"Стоит сказать и об обособленных полосах – "выделенках" – для общественного транспорта. Как вы наверняка знаете, в прошлом году были введены такие полосы на шести улицах протяженностью 86 километров: Абая, Толе би, Райымбека, Желтоксан, Наурызбай батыра и Северном кольце. Только по Толе би спустя неделю после внедрения выделенной полосы количество поездок на общественном транспорте увеличилось более чем на 30 тысяч, время пассажиров в пути сократилось на 30 процентов", - отметил Максут Исахов.

Особое внимание уделяется и городской экологии. По данным руководителя управления, больше всего в Алматы атмосферу загрязняет автотранспорт.

"По различным оценкам специалистов, его выбросы составляют до 80 процентов. В городе зарегистрировано более 500 тысяч частных автомобилей, плюс порядка 250 тысяч авто каждый день заезжает сюда из других регионов, в том числе из Алматинской области. Получаем около 800 тысяч машин, ежедневно курсирующих в день в городских границах", - сказал Исахов.

Он вспомнил недавнее обсуждение в Интернете темы загрязнения воздуха дизельными автобусами, когда даже назывались цифры - 16 тысяч автобусов, курсирующих по городу.

"Это была организованная информационная кампания. Но я с полной ответственностью могу сказать, что на самом деле общественного транспорта в городе всего около 1,5 тысячи единиц, это даже не два процента от общего количества автотранспорта в Алматы. Причем 200 из них - это троллейбусы, которые вообще не дают выбросов. От общего числа общественного транспорта к экологически благополучным можно отнести еще порядка 800 автобусов, работающих на компримированном газе. Из оставшихся 500 автобусов, использующих дизельное топливо, 60 процентов имеют двигатели стандарта Евро-4. Так что разговоры о том, что общественный транспорт - главный загрязнитель воздуха, мягко говоря, ошибочны", - заявил Исахов.

При это он отметил, что сейчас активно обсуждается тема внедрения электроавтобусов в Алматы. По мнению руководителя управления, транспорт на электричестве – это мировой тренд.

"Мы уже давно работаем в этом направлении. Появление транспорта на электричестве в нашем городе, как и во всех странах, только приветствуется. Скажу больше - для этого создаются самые благоприятные условия. Но это дело новое. Электроавтобусы совершенствуются, с каждым годом улучшаются их технические показатели – объем батареи, скорость подзарядки, дальность пути, вместимость и прочее. И нельзя разом перейти на электроавтобусы, в той же Москве их только недавно начали использовать в тестовом режиме. И нам тоже это предстоит, сначала проверить их в работе и только потом сделать выбор на лучшем. Тут у нас нет права на ошибку, ведь это переход на совершенно новую систему, и это огромные финансовые вложения", - пояснил Максут Исахов.

По его словам, еще одна проблема – неразвитая инфраструктура, нет зарядных устройств, дислоцированных по всей городской территории. Исахов отметил, что в управлении природных ресурсов и регулирования природопользованием делают все возможное для стимулирования предпринимателей, желающих строить свой бизнес в области развития сети городских электрозаправок, и уже поставили в городе около 30 таких зарядных пунктов для легковых электромобилей.

"Большое внимание в этом году мы уделяем троллейбусному парку. Из бюджета мы выделяем 5,5 миллиарда тенге на модернизацию троллейбусной сети, это тяговые подстанции, контактные сети, трансформаторные подстанции и прочее. ПСД уже разрабатывается. На данный момент это самый лучший вариант для города в плане цены и качества. И, конечно же, это метро и ЛРТ. Работы по строительству двух станций метро продолжаются, их завершение планируется к 2020 году. А в этом году мы определим подрядчика, который будет строить ЛРТ. Думаю, в недалекой перспективе большая часть автотранспорта Алматы, в том числе и общественного, все-же будет переходить на электротягу", - считает руководитель управления.

При этом он отметил, что пока никто из 18 перевозчиков города еще не начал использовать электроавтобусы. По словам Исахова, в первую очередь это связано с экономической частью вопроса.

"Корректировка курса тенге довольно сильно подкосила этот рынок – автобусы подорожали в два раза. Запчасти приобретаются в валюте, ГСМ подорожали. Это при том, что стоимость проезда осталась на прежнем уровне - 80 тенге. Сейчас у перевозчиков вопрос стоит о выживании. Вообще, в отношении поддержки инновационных проектов у акимата сегодня есть четкая позиция - финансировать исключительно экономически эффективные инновации. Алматы не нужны "воздушные" проекты, нужна конкретика. Это те проекты, которые имеют реальную основу для реализации и способность работать на город в долгосрочной перспективе", - сказал Исахов.

Для этого, по его словам, была инициирована новая инвестиционная программа "Алматы инновация". Общая сумма, аккумулированная в созданном в паритете с фондом "Даму" финансовом проекте, составляет один миллиард тенге, где 500 миллионов субсидировал городской бюджет, остальное – фонд.

"Порядка полумиллиона долларов США стоит 12-метровый голландский электробус. Для сравнения: аналогичные машины на газе, которые покупала в прошлом году компания GreenBus, по цене не превышают 100 тысяч долларов – в пять раз дешевле. В числе других вариантов – предложение, поступившее в конце прошлого года от китайско-казахстанской компании Higer Quazar, которая открыла завод по сборке электроавтобусов в Алматинской области. Цена их 8,5-метровой модели 300 тысяч долларов – в три раза дороже уже прижившегося в Алматы YouTong, но короче его кузова на четыре метра. Также они обещают собрать и 12-метровый автобус, его цена пока не известна. Есть также предложение от немецкой компании EvoBus, которая с алматинским бизнесменом Муратом Адильхановым изучает возможности создания в Алматы автопарка электроавтобусов. Уже весной они намерены поставить тестовый автобус", - рассказал Максут Исахов.

Он считает, что подвижной состав перевозчик должен приобретать за свой счет, акимат же, в свою очередь, гарантировать ему маршруты для новых автобусов. При этом Исахов отметил, что управление обеспечивает диспетчеризацию и компенсирует за провоз льготных пассажиров. Иными словами, дает возможность работать и зарабатывать.

"Как показал опыт, государство не очень хороший менеджер. Приведу пример нашего муниципального парка. Как вы знаете, на валютный кредит ЕБРР были приобретены те самые "Ютонги" и троллейбусы, они были распределены между нашими коммунальными парками №1, №2 и троллейбусным парком. Что мы имеем через два года – автобусы начали выходить из строя, чтобы купить запчасти, нужно проводить тендер, задолженности перед работниками, задолженности по налогам, непонятные схемы, планы. Руководство автопарков не думало о выходе на самоокупаемость, какая им разница, ведь город покрывает все расходы. Теперь посмотрите, как меняется ситуация с передачей парка в доверительное управление частной компании. Только по налогам они заплатили в 2016 году 1,5 миллиарда тенге, тогда как в 2015 году "Алматыэлектротранс" заплатил только 597 миллионов. При этом еще подняли зарплату водителям на 10 процентов и погасили кредиторскую задолженность на 1,1 миллиарда тенге. Кроме того, закупили новые автобусы на 4,6 миллиарда тенге и за свой счет ремонтируют ранее сломанные автобусы.Для инвесторов город всегда открыт к сотрудничеству. Приходите, смотрите, делайте свои расчеты, вкладывайте!" - заключил Исахов.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить