Нет единого шаблона, это постоянные поиски - психолог о работе с особыми детьми

Жизнь
3292
О работе Инклюзивной творческой мастерской в Астане рассказала психолог Елена Болотова.

В Астане четвертый месяц работает Инклюзивная творческая мастерская – общественная организация, помогающая семьям с детьми с особенными потребностями. В мастерской проводятся творческие занятия для детей с аутизмом от двух до семи лет.

Вместе с преподавателями и другими детьми ребята рисуют, лепят, занимаются рукоделием, играют в различные игры. Психолог мастерской Елена Болотова считает, что главное в таких занятиях даже не сам факт творческой деятельности, а активное вовлечение особенных детей в обыкновенную жизнь. По мнению специалиста, социальная направленность занятий не менее важна, чем образование или физическое развитие.

Елена Болотова рассказала корреспонденту Today.kz зачем для работы с детьми-аутистами привлекать их сверстников, насколько важно приучать их к активной социальной жизни и как сложно найти понимающих учителей.

По мнению специалиста, инклюзия предполагает именно активное участие в общественной жизни. Это не просто присутствие ребенка где-либо в школе или во дворе дома, куда ребенок пришел, посидел и ушел.

Фото -

"Само понятие инклюзии стало расширяться в нашем обществе. Сейчас существует много разных программ и центров, посвященных этой теме. Мы занимаемся именно социальной инклюзией, а не инклюзивным образованием. Все дети разные. Все они требуют разных подходов, методик и занятий. Кого-то надо нагрузить, кого-то, наоборот, занимать постепенно. Должен быть индивидуальный подход. Но помимо всех этих занятий ребенку нужна обычная социальная жизнь, нужно, чтобы у него появились друзья-сверстники, чтобы он мог с ними играть. Это не образование, не занятия, это время вне занятий", - пояснила психолог.  

Елена Болотова рассказала, что в последние годы Казахстан сделал большой шаг вперед в вопросах инклюзивного образования для детей, но все еще ощущается дефицит центров, где бы детям не просто давали знания, но и играли с ними, раскрывали творческий потенциал.  

"Относительно недавно, лет 7-10 назад, не было такого большого диапазона центров, которые специализировались на теме аутизма. Сейчас их намного больше. Но нет никого, кто говорил бы, что делать маме вне занятий. Вот ребенок позанимался, куда-то походил, с тьютором побыл, осталось свободное время. И, как правило, этого времени больше, чем на занятиях. Ребенку и самой семье нужна помощь в том, как правильно организовать досуг и бытовую жизнь. Это направление - социальная инклюзия - как раз об этом. О том, как обучить семью с ребенком включаться в обычную социальную жизнь", - рассказала врач.

Фото -

Психолог отметила, что один из самых простых и доступных для детей видов инклюзии - спорт. Именно спортивные соревнования лучше всего даются ребенку, даже если у него проблемы с речью или недостаточно развитое тело.

"Так как это деятельная сфера, то ребенку легче понять, что нужно делать. Поэтому спортивное направление инклюзии очень эффективно. Другое направление, которое дается детям сложнее и которое мы хотим развивать - это творческие занятия. Их сложность в том, что ребенок-аутист складывает для себя ряд стереотипов, которыми он себя балансирует. Снимать стресс он может этими стереотипами, воспроизводя их циклично. Ими (стереотипами – Прим. автора) может стать любое действие, предмет или творчество", - считает Елена Болотова.

Она также отметила, что для развития творческих навыков ребенок должен быть в составе инклюзивной группы. Работникам центра помогают младшая и старшая инклюзивные команды по 20-25 человек. Старшая группа состоит из ребят от четырех до восьми лет. Обычно это братья и сестры детей с аутизмом.  

"Почему важен постоянный состав команды? Мы не просто взяли людей, которым привычно общаться с аутистами, мы специально готовим этот коллектив. Мы обучаем, как организовать игру или какое-то действие. Например, что-то нарисовать. Важно не чтобы ребенок что-то сделал, а чтобы он тебя услышал, порадовался с тобой. Это вроде бы простые вещи, но такая подготовка обязательна. Подготавливать можно не только братьев и сестер, но и тех детей, которые к нам приходят. Самим детям это нравится, потому что они чувствуют свою причастность к какому-то важному делу", - сообщила Елена Болотова.

Фото -

Привлечение к занятиям именно детей специалист считает важным, так как именно сверстникам проще всего найти общий язык с ребятами-аутистами.

"Конечно, мы, взрослые, понимаем проблемы ребенка, мы много теории читали, имеем много практического опыта. Конечно, я могу вывести ребенка на контакт, но я делаю это более осмысленно, анализирую... но у меня нет той непосредственности и спонтанности, которая есть у этих детей. И поэтому мы говорим им об этой роли и они ощущают, что действительно делают важное дело, которое кроме них никто не сделает", - поделилась Елена Болотова.  

Фото -

Чтобы освоение любых навыков было эффективным, мастерской нужны тренеры и преподаватели, которые смогут подсказать, как и в какой последовательности обучать детей. И с этим тоже возникают сложности. Многие опытные преподаватели за годы практики выработали для себя единый подход к детям и часто бывает так, что их консервативные методы обучения не работают с особыми детьми.

"В работе инклюзивной команды неприменим консервативный подход, потому что все дети разные. Одному ребенку достаточно минут 15-20 посмотреть, как бы заворожиться каким-то процессом, и он пойдет и будет его повторять. Кому-то надо рука в руку поделать, к кому-то через мотивацию найти подход. Нет единого шаблона, это постоянные поиски. Но такие тренеры есть и их немало. К нам приходил шеф-инструктор федерации каратэ шотокан. Он приходил к нам, потому что ему было интересно. Да, у него есть своя программа по обучению ребят, но ему хотелось адаптировать ее для разных групп ребят. Таких людей мы и ищем", - отметила психолог.

Фото -

Елена Болотова отметила главное: в любой форме общения с детьми-аутистами, будь то спортивные состязания, творческие занятия или просто обучение, важно, чтобы ребенок получал позитивные эмоции и не испытывал дискомфорта.

Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития функциональной активности головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить