Странные задания в казахстанских учебниках: как они могут повлиять на детей

Жизнь
36688
В социальных сетях казахстанцы высказали недоумение по содержанию обновленных школьных учебников.

Каждый учебный год преподносит школьникам и их родителям новые сюрпризы. Исключением не стал и нынешний – вокруг новых учебников в социальных сетях закипели нешуточные страсти.

Напомним, возмущались родители по поводу содержания заданий в пособиях по русскому языку. В частности, казахстанцы поставили под сомнение необходимость введения в учебный материал для пятиклассников таких фраз, как "пиарить подкаст через соцсети", "лайкать в соцсетях" и "эмотиконы".

Фото -

Фото: mgorod.kz. Задание из учебника русского языка для пятого класса казахстанских школ

Если подытожить все комментарии в соцсетях по этому поводу, то родители сошлись на том, что новые задания являются "издевательством над детьми".

К учебнику для седьмого класса, также по русскому языку, у казахстанцев возникло не меньше вопросов. Родители обратили внимание на сказку с непонятными, на первый взгляд, словами и таким же не совсем ясным заголовком "И-пызява". Текст наполнен словами наподобие "бутявка", "кукуся", "калуша", "отпызявила" и "мырдявость". С первого раза сказку прочитать не то что ребенку, но и не каждому взрослому под силу.

Фото -

Фото -

Фото: pikabu.ru. Страницы учебника русского языка для седьмого класса казахстанских школ

Однако начинается учебник еще интереснее: в содержании рядом стоят влияние климата на национальный характер, социальная защита бездомных и День Победы.

Фото -

Фото: pikabu.ru. Страницы учебника русского языка для седьмого класса казахстанских школ

После большого общественного резонанса по вопросу высказались парламентарии. Депутат фракции "Народные коммунисты" Ирина Смирнова на пленарном заседании мажилиса выразила мнение, что лучше бы учебник написали на литературном русском языке.

"Конечно, нужно показать и другие формы языка, но то, что предлагает сегодня министерство образования, не выдерживает критики. Я против того, чтобы изучалась тема, посвященная, например, бомжам. Это аббревиатура, которая неприемлема в нашей речи. Отношение к человеку неуважительное, когда эту аббревиатуру используют в изучении жизни человека", - подчеркнула Смирнова.

Не менее важным, по ее мнению, является и финансовая сторона вопроса – все-таки учебники напечатаны, и их будут использовать в школах еще четыре года.

"Может они (Министерство образования и науки РК – Прим. автора) совершают ошибку, выпуская такие учебники? Теперь эти учебники вынуждены использовать, потому что это единственный основной учебник. На него потрачены государственные бюджетные деньги в большом количестве. Потому что цена этого учебника больше трех тысяч тенге. Это очень много для страны", - подытожила Смирнова.

В Минобразования Казахстана на критику ответили, разместив на своей странице в Facebook соответствующий пост с комментариями экспертов республиканского научно-практического центра "Учебник". Последние заметили, что язык, которым написана "И-пызява" – "тарабарский".

"Впервые "тарабарский язык" использовал Льюис Кэрролл в книге "Алиса в стране чудес". Вспомните стихотворение "Бармаглот": "Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове…". Потом этот текст перекочевал во все учебники мира как упражнение "Лингвистическая сказка", - заметили в центре.

Как такое задание поможет в учебе ребенку? В "Учебнике" рассказали и об этом.

"У него много целей. Например, найти в запутанном, непонятном тексте глагол или существительное. Это заставляет ребенка думать, использовать и развивать свое критическое мышление. Такой прием помогает детям глубже понять словообразование, развить наблюдательность, фантазию, он делает учебный процесс более эффективным и очень интересным. Суть и слабое место старой программы образования заключается в ее подходе: вот тебе классический, понятный текст, прочти его и зазубри", - ответили эксперты научно-практического центра и обвинили родителей в "упрямом мышлении старого образца".

"Чтобы показать пример продвинутого подхода к языкознанию, в новые учебники была добавлена замечательная языковая игра — сказка знаменитого прозаика и обладательницы Всемирной премии фэнтези Людмилы Петрушевской "Пуськи Бятые". Как показывает практика, она понятна и интересна детям. Взрослым в этой ситуации стоит просто попытаться разобраться в том, что не поддается упрямому мышлению "старого образца", - подытожили в "Учебнике".

В разъяснениях МОН пошел еще дальше. В Службе центральных коммуникаций прошла пресс-конференция, в ходе которой выступили сами авторы пособий по русскому языку – Оксана Опря, работавшая над учебником для пятого класса, и Зинаида Сабитова, составлявшая учебник для седьмого.

Сабитова заявила, что изучение русского языка по новому пособию поможет школьников быстрее изучать другие предметы.

"Учебник является необычным, он написан по новой программе. Я считаю, что по такой программе наши дети должны учиться русскому и казахскому языкам. В учебнике седьмого класса девять тем, которые вызывают недоумение. Программа эта построена на интегративном принципе: мы изучаем русский язык и соединение текстов из разных тем. Не секрет, что язык – это средство обучения, получения знаний по другим предметам. Такой подход – изучение конкретной лексической темы и грамматические правила, в этом есть интеграция предметов", - объяснила педагог.

А вот автор учебника для пятого класса Оксана Опря выразила мнение, что теперь учащиеся не только начнут больше читать, но и сами станут писать тексты.

"У меня 22 года стажа работы в школе. И я все время жалуюсь, что ученики мало читают. Но мы сами не даем им такого опыта. В новом учебнике мы предложили тексты разных стилей и жанров. Они будут читать, а на основе этих текстов будут строить устные высказывания. Помните, как в советской школе мы выполняли однотипные упражнения, как было трудно писать сочинения? Но наши ученики не будут испытывать трудности, потому что они пишут, уже пишут: детектив, контрастный текст, аргументированное эссе, фантастический рассказ", - сказала Опря.

Более того, ученики обучатся функциональным навыкам и смогут красивее излагать свои мысли в речи, уверена автор учебника.

Редакция Today.kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из вариантов ответа на вопрос и высказав мнение в комментариях под статьей.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить