Странные задания в казахстанских учебниках: как они могут повлиять на детей

Фотография - Странные задания в казахстанских учебниках: как они могут повлиять на детей

Фото: today.kz

В социальных сетях казахстанцы высказали недоумение по содержанию обновленных школьных учебников.

28699 23


Каждый учебный год преподносит школьникам и их родителям новые сюрпризы. Исключением не стал и нынешний – вокруг новых учебников в социальных сетях закипели нешуточные страсти.

Напомним, возмущались родители по поводу содержания заданий в пособиях по русскому языку. В частности, казахстанцы поставили под сомнение необходимость введения в учебный материал для пятиклассников таких фраз, как "пиарить подкаст через соцсети", "лайкать в соцсетях" и "эмотиконы".

Фото -

Фото: mgorod.kz. Задание из учебника русского языка для пятого класса казахстанских школ

Если подытожить все комментарии в соцсетях по этому поводу, то родители сошлись на том, что новые задания являются "издевательством над детьми".

К учебнику для седьмого класса, также по русскому языку, у казахстанцев возникло не меньше вопросов. Родители обратили внимание на сказку с непонятными, на первый взгляд, словами и таким же не совсем ясным заголовком "И-пызява". Текст наполнен словами наподобие "бутявка", "кукуся", "калуша", "отпызявила" и "мырдявость". С первого раза сказку прочитать не то что ребенку, но и не каждому взрослому под силу.

Фото -

Фото -

Фото: pikabu.ru. Страницы учебника русского языка для седьмого класса казахстанских школ

Однако начинается учебник еще интереснее: в содержании рядом стоят влияние климата на национальный характер, социальная защита бездомных и День Победы.

Фото -

Фото: pikabu.ru. Страницы учебника русского языка для седьмого класса казахстанских школ

После большого общественного резонанса по вопросу высказались парламентарии. Депутат фракции "Народные коммунисты" Ирина Смирнова на пленарном заседании мажилиса выразила мнение, что лучше бы учебник написали на литературном русском языке.

"Конечно, нужно показать и другие формы языка, но то, что предлагает сегодня министерство образования, не выдерживает критики. Я против того, чтобы изучалась тема, посвященная, например, бомжам. Это аббревиатура, которая неприемлема в нашей речи. Отношение к человеку неуважительное, когда эту аббревиатуру используют в изучении жизни человека", - подчеркнула Смирнова.

Не менее важным, по ее мнению, является и финансовая сторона вопроса – все-таки учебники напечатаны, и их будут использовать в школах еще четыре года.

"Может они (Министерство образования и науки РК – Прим. автора) совершают ошибку, выпуская такие учебники? Теперь эти учебники вынуждены использовать, потому что это единственный основной учебник. На него потрачены государственные бюджетные деньги в большом количестве. Потому что цена этого учебника больше трех тысяч тенге. Это очень много для страны", - подытожила Смирнова.

В Минобразования Казахстана на критику ответили, разместив на своей странице в Facebook соответствующий пост с комментариями экспертов республиканского научно-практического центра "Учебник". Последние заметили, что язык, которым написана "И-пызява" – "тарабарский".

"Впервые "тарабарский язык" использовал Льюис Кэрролл в книге "Алиса в стране чудес". Вспомните стихотворение "Бармаглот": "Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове…". Потом этот текст перекочевал во все учебники мира как упражнение "Лингвистическая сказка", - заметили в центре.

Как такое задание поможет в учебе ребенку? В "Учебнике" рассказали и об этом.

"У него много целей. Например, найти в запутанном, непонятном тексте глагол или существительное. Это заставляет ребенка думать, использовать и развивать свое критическое мышление. Такой прием помогает детям глубже понять словообразование, развить наблюдательность, фантазию, он делает учебный процесс более эффективным и очень интересным. Суть и слабое место старой программы образования заключается в ее подходе: вот тебе классический, понятный текст, прочти его и зазубри", - ответили эксперты научно-практического центра и обвинили родителей в "упрямом мышлении старого образца".

"Чтобы показать пример продвинутого подхода к языкознанию, в новые учебники была добавлена замечательная языковая игра — сказка знаменитого прозаика и обладательницы Всемирной премии фэнтези Людмилы Петрушевской "Пуськи Бятые". Как показывает практика, она понятна и интересна детям. Взрослым в этой ситуации стоит просто попытаться разобраться в том, что не поддается упрямому мышлению "старого образца", - подытожили в "Учебнике".

В разъяснениях МОН пошел еще дальше. В Службе центральных коммуникаций прошла пресс-конференция, в ходе которой выступили сами авторы пособий по русскому языку – Оксана Опря, работавшая над учебником для пятого класса, и Зинаида Сабитова, составлявшая учебник для седьмого.

Сабитова заявила, что изучение русского языка по новому пособию поможет школьников быстрее изучать другие предметы.

"Учебник является необычным, он написан по новой программе. Я считаю, что по такой программе наши дети должны учиться русскому и казахскому языкам. В учебнике седьмого класса девять тем, которые вызывают недоумение. Программа эта построена на интегративном принципе: мы изучаем русский язык и соединение текстов из разных тем. Не секрет, что язык – это средство обучения, получения знаний по другим предметам. Такой подход – изучение конкретной лексической темы и грамматические правила, в этом есть интеграция предметов", - объяснила педагог.

А вот автор учебника для пятого класса Оксана Опря выразила мнение, что теперь учащиеся не только начнут больше читать, но и сами станут писать тексты.

"У меня 22 года стажа работы в школе. И я все время жалуюсь, что ученики мало читают. Но мы сами не даем им такого опыта. В новом учебнике мы предложили тексты разных стилей и жанров. Они будут читать, а на основе этих текстов будут строить устные высказывания. Помните, как в советской школе мы выполняли однотипные упражнения, как было трудно писать сочинения? Но наши ученики не будут испытывать трудности, потому что они пишут, уже пишут: детектив, контрастный текст, аргументированное эссе, фантастический рассказ", - сказала Опря.

Более того, ученики обучатся функциональным навыкам и смогут красивее излагать свои мысли в речи, уверена автор учебника.

Редакция Today.kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из вариантов ответа на вопрос и высказав мнение в комментариях под статьей.

Вы согласны с мнением, что в школах нужно отходить от советской модели обучения русскому языку?
Да, согласен. Мир быстро меняется, и мы должны подстраиваться
Да, но изучать язык нужно без "И-пызявок"
Нет, в сфере образования нужно действовать аккуратнее, чтобы не наделать ошибок
Нет, старая советская система обучения позволяет получать знания и сегодня
Мне не ясна разница между старым и новым подходами
Свой вариант в комментариях



Загрузка...

Комментарии (23)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Геннадий 9 сент. 2:52

Мне кажется, что при таком обучении (имеется ввиду русский язык) мы просто получим безграмотных людей по этому предмету учитывая сложность грамматики

Ответить


Старый солдат 9 сент. 6:22

Базовые знания должны быть основаны на классической грамматике и классической литературе. Жаргоны, сленги и прочую извращёнку из информационного пространства специально насаждать не надо - сорняки вырастают сами.

Ответить


Старый солдат 9 сент. 6:32

Настоящее развитие речи и грамотность даёт только активное чтение. С детства. В основном классика. "И-пызявки" в качестве упражнения в словотворчестве испытать на практике, обобщить опыт, проанализировать и потом делать выводы.

Ответить


Назым 9 сент. 6:54

Система интересна, но! Вопрос, смогут ли сами учителя школ понять и принять эту систему?

Ответить


Кулуш 9 сент. 7:49

Учебники ориентированы на формирование потребителей по американской методике. С методологической зрения не верно.Эргономика не выдержана.Советские учебники лучше.

Ответить


Бутявка 9 сент. 15:29

Кукузястый писец пришел к минклуши, отпызявить и кукуськину гороно чмяки зюмо!

Ответить


Виктор Осипенко 9 сент. 21:00

Нужно взять заключение в Казгу, что эта писанина не является учебником и передать в финпол. К ответу кто писал кто одобрил.

Ответить


Екатерина 10 сент. 3:25

Лингвистичекие сказки, конечно, хороши, но не в 7 же классе. Это темы начальных классов- задание найти в абстраконм тесте части речи- слишком примитивное... Но на мой взгляд, даже шедевры Петрушевский не спасают положения. Учебник примитивен, нелогичен и несистематичен. По новой программе предполагается, что школьники должны сами добывать себе знания. Судя по все му- не из учебников.

Ответить


Вредина 10 сент. 10:37

Кэмбридж взял советскую систему образования и немного усовершенствовал ее с учетом своих реалий. Мы берем эту кэмбриджскую систему и убираем оттуда все советское, как изжившее себя, добавив туда для полноты фантазий о системе образования пары-тройки дилетантов. Я все.

Ответить


Andru 10 сент. 16:51

Да нормально все , это как слово какушенок Хе

Ответить


Red 11 сент. 6:58

Как хорошо, что я учился с советскими учебниками. Эти современные учебники возродят беспомощное поколение селфи. При таком раскладе у нас не будет будущего.

Ответить


ззззз 11 сент. 11:04

куды нам до кембриджской системы? дети ходят пешком 6 км до школы в алматинской обл. а в атырау из-за нехватки классов будут учиться в коридоре.

Ответить


Татьяна 11 сент. 12:19

Полностью согласна с мнением Старого солдата! Всякой шелухи в разговорной речи молодого поколения и без таких, бездарно составленных учебников, хватает с лихвой! Очень жаль, что авторы потратили столько сил и времени на создание "такого шедевра". Я считаю, что новый учебник - это просто не уважение к русскому языку, попытка его унизить! Во все времена знания языка давались на произведениях классиков, на них же воспитывалась красота человека! А какие знания можно почерпнуть из этих "обновлённых, обнулённых" учебников? Сами-то преподаватели смогут понять тот текст и поймут ли, что они хотят довести до учеников? Как объяснить, что требуется от ученика? Может до меня чего - то не доходит , но я бы не хотеля обучать своих внуков по таким учебникам!

Ответить


ззззз 12 сент. 22:11

зачем при изучении ря,методика которого начинается с ломоносова, использовать кембриджскую систему? рос. певица алсу, которая обучалась в англии, в одном из интервью говорила, что там во всех классах изучают шекспира.никакой методики. они начали копировать нашу методику, начиная с 90гг.

Ответить


Галия Сафина 13 сент. 20:08

Возможно этот учебник подошёл бы для факультативных занятий, но ни как учебник развития грамотности.Еще в прошлом веке обращали внимание на грамматику, в итоге мы имеем золотой фонд классической литературы.

Ответить


Ветеран ПВ 14 сент. 10:00

Зинаида Сабитова заявила, что изучение русского языка по новому пособию поможет школьникам быстрее изучать другие предметы. Интересно, как обучение по новому изданию учебника русского языка, поможет лучше ученикам в изучении таких предметов как химия, физика, математика и т.д.? А Оксана Опря вообще пошла дальше утверждая, что «Ученики обучатся функциональным навыкам и смогут красивее излагать свои мысли в речи»". Да, это уж точно, изучив такие выражения как: «И-пызява", бутявка, кукуся, калуша, бомж, отпызявила и мырдявость", дети конечно КРАСИВЕЕ будут излагать свои мысли в речи. Посмотрев и вникнув в эти нововведения горе авторов, а нововведением их трудно назвать скорее ахинеей, задаёшься вопросом: «Что они пьют и курят?». Было бы не плохо отменить этот суррогат, а все затраты на их издание заставить возместить авторов: Оксану Опря, Зинаиду Сабитову и экспертов научно-практического центра.

Ответить


Наталья 15 сент. 11:10

По учебнику высказались многие. Я - по Петрушевской. И не по "Пуськам бятым", а по т.н. "нормальным" сказкам, которые включены в хрестоматию для 5 класса. Я месяц уже недоумеваю, как эти сказки там оказались?! Чтение ребенка должно способствовать развитию его речи. У Петрушевской специфический стиль - я его называю языком "кин-дза-дза", взрослый может усмотреть в нем какой-то юмор, но ребенку эта нарочитая примитивность ни к чему! А сейчас, после этой статьи, я понимаю: составителей учебников покорило то, что Петрушевская - лауреат международной премии фэнтези. А знаете, за какую книгу премия? "Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка". А читать ее вы пробовали? Люмпен-примитив, не имеющий ничего общего с красотой речи (с адекватностью - тоже, ну да ладно). К Петрушевской претензий, на самом деле, нет - пишет себе старушка, и пишет... Кто ж ей запретит. А вот к составителям учебников - море вопросов! Сможет хоть один из них объяснить литературную ценность сказок "Нос" и "Мальчик-бубенчик" из Хрестоматии за 5 класс? Только без апелляции к авторитету автора сказок - исключительно, по существу.

Ответить


Алик 20 сент. 10:50

Всем привет! Мне просто интересно!!!! Это что надо выкурить чтобы такую книженцию издать???? такое ощущение, что специально молодежь дыбилами пытаются вырастить!!!!!!!!!!!!! Седьмой класс, это уже достаточно взрослый ребенок, чтобы кукушонка и пызяву изучать!!! Вы господа еще сонный час в школах для старшеклассников введите, и научите с соской во рту засыпать!!!!!!!!!!! Бред, и не более того!!!!

Ответить


Наталья 27 сент. 10:12

Алик, согласна! У нас ребёнок пошёл в 7 класс. Летом читали рекомендованные книги, обсуждали - "Малыш" Стругацких, "Белый пароход" Айтматова и т.д. И после этих шедевров он должен читать "это"?! Примитивные предложения про супермаркет? "Лайкать"? Нам не нужна система американских гетто.

Ответить


Alexandr 21 сент. 14:11

"Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка." - Найдите источник и автора.

Ответить


Виола 26 сент. 21:27

Языкознание - это отдельный предмет. Так же, как и лингвистика. Русский - один из самых сложных мировых языков. И в учебнике надо уделять внимание, грамматике, правописанию, правилам. А сленг, "лайки" и "подкасты" дети знают лучше автора.

Ответить


Натали 2 окт. 11:49

Эти учебники - результат чутко уловленных авторами настроений в "верхах" по уничтожению и вытеснению русского языка в Казахстане. Иначе, как издевательством это не назовёшь. Позор, что допустили выпуск этих..., даже язык не поворачивается назвать, учебников. Выпустили бы аналогичные учебники на государственном языке для казахскоговорящих. С кукузямбрами.

Ответить


Валерия Сергеевна 6 окт. 23:43

Как относятся:ГМО,погода и прочая ахинея к русскому языку?!!Я училась 11 лет ,хоть и по старой системе образования,зато я получила знания.Именно знаниЯ А не вот этот бардак. Сейчас заглядывая в будущее ,начинаю подумывать ...А стоит ли мне вообще ребенка в школу отдавать ??? Чему его нынешние методы образования научат ?!Как "лайкать"да "пиарить"? Они и без Ваших учебников этому научатся А в будущем мы получим поколение безграмотных овощей..А вы замечаете как постепенно уходит русский язык ? Очень печальная картина ...

Ответить