Бесплатный проезд в автобусах Астаны: стоит ли игра свеч?

Жизнь
37663
В СМИ и социальных сетях развернулось бурное обсуждение вопроса, насколько оправдано введение нового обязательного платежа для горожан.

Пятница, 29 сентября, ничем особенным среди прочих пятниц не выделялась. Жители Астаны заканчивали дела на работе и готовились к отъезду домой или к встрече с друзьями. Кто-то собирался ехать на своем личном автомобиле, кто-то – на общественном транспорте. Но ближе к вечеру и первых, и вторых объединило обсуждение последней новости – в Астане могут ввести бесплатный проезд в автобусе.

И хотя на слушаниях в городском филиале партии "Нур Отан" аким Астаны Асет Исекешев лишь отметил, что это один из вариантов, которые рассматривает профильная компания – "Астана LRT", новостной поток было не остановить.

В средствах массовой информации, а затем и в социальных сетях началось бурное обсуждение последних предложений. Редакция Today.kz решила разобраться, в чем суть возможных изменений и почему именно этот вариант "Астана LRT" считает лучшим.

"У нас есть три варианта, мы предлагаем сегодня три разные модели: субсидирование тарифов (на проезд в автобусах. – Прим. автора), рост тарифов и третий вариант – "таллинский вариант" – бесплатный общественный транспорт для всех жителей города. Вводится, действительно, типа сбор – это не налоговый сбор, это как коммунальная услуга - развитие системы общественного транспорта, который идет на финансирование этой системы", - заявил на слушаниях Исекешев.

А что в самом Таллине?

И действительно, в Таллине с 2013 года действует бесплатный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и пригородных электричках. Жители города, эстонские студенты и лица старше 65 лет просто предъявляют единый проездной билет. А все остальные – туристы и те, кто живет в Таллине без прописки, – могут пользоваться проездным для оплаты поездок, просто пополняя счет карты.

Однако в эстонской столице переход на систему бесплатного транспорта начался за год до введения – весной 2012 года. Именно тогда 75 процентов горожан поддержали идею мэра Эдгара Сависаара (занимал пост с 2007-го по 2015 год) на общегородском референдуме.

Аналитики подсчитали, что транспортная реформа позволит малообеспеченным жителям активнее участвовать в рынке труда, снизит транспортную загруженность центра города на 15 процентов и увеличит количество налогоплательщиков, поскольку многим горожанам придется получить постоянную регистрацию. На просчет рисков и составление прогнозов у чиновников ушло восемь месяцев.

В итоге первую неделю действия нового закона датчики транспортных потоков зафиксировали, что автомобильная активность в центре города снизилась на семь процентов, а заполняемость общественного транспорта увеличилась на 11-12 процентов. Также, по словам местных властей, у граждан появилась "13-я зарплата" - якобы благодаря новой системе можно в среднем сохранить одно месячное жалованье.

Интернет высказывает мнение

Как уже говорилось выше, одно упоминание обязательной суммы сбора в чуть более 3 800 тенге вызвало бурное обсуждение. Первым на себя принял удар Facebook. Сразу после выхода первых новостей пользователи начали публиковать посты и прицениваться к будущим "прибылям" "Астана LRT".

К примеру, глава Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев выразил мнение, что "это крайне сомнительное предложение требует тщательного анализа, равно как и требуется общественный анализ эффективности деятельности Astana LRT и выделяемых ей бюджетных денег".

Впрочем, позже Ошакбаев написал о прошедшей встрече с акимом Исекешевым, что предложение по введению новой общегородской платы было лишь "предложением нового руководства Astana LRT, которое "еще даже официально не выносилось на рассмотрение акимата".

По итогам встречи было решено создать открытую рабочую группу, на которой акимат предлагает рассмотреть предложения горожан по "концептуальному развитию городского общественного транспорта".

Против идеи высказался и популярный в Казнете блогер Марат Толибаев. По его словам, "это противоречит канонам рынка. Плату обычно берут за проданный товар или оказанную услугу, а не "вменяют" их, то есть получил - не получил услугу, не важно. Заплати".

Пользователь Айнагуль Мухамедина задала вопрос: "А как быть тем жителям, которые не пользуются автобусами? Мы платим налог на транспорт ежегодно. К сведению".

А Руслан Есмурзин заметил, что система в целом получилась утопичной: "Очень интересная система, как страховая: платят все, а пользуются некоторые. Не очень справедливая и чем-то утопичная, но это хоть что-то для решения нерешенных вопросов".

Были и пользователи, которые поддержали идею "Астана LRT". В их числе Айнур Жансугурова, которая на примере своей знакомой матери-одиночки рассказала, какие финансовые выгоды будут у простых горожан в случае внедрения бесплатного проезда. По мнению Жансугуровой, ее знакомая "лучше потратит вырученные три-четыре тысячи на продукты. (...) Не важно, как она их потратит - зато они будут".

В целом же, помимо обсуждения самой концепции бесплатного проезда, пользователи возмущались и тем, что решения, которые затрагивают всех астанчан, принимаются без их участия. Впрочем, про то, что идея об обязательном сборе на транспорт все еще является идеей, тоже говорят.

Слово "Астана LRT"

Между тем в бесконечных комментариях и постах затерялись голоса представителей самой компании "Астана LRT" – предприятия, которое отвечает за развитие общественного транспорта в столице.

Today.kz обратился в компанию с вопросом: "В чем необходимость применения "таллинского метода" в Астане?".

В "Астана LRT" заметили, что сейчас в транспортной системе есть ряд финансовых проблем. В первую очередь это неточное получение субсидий автобусными парками. Размер государственных выплат формируется на основе отчетов самих автопарков о пассажиропотоках, то есть достоверность данных можно поставить под сомнение.

При текущем тарифе в 90 тенге субсидии будут расти, по мнению "Астана LRT", из года в год и достигать десятков миллиардов тенге.

И вот тут возникает вторая проблема – теневой рынок в общественном транспорте. Если по-простому, то это сокрытие истинного числа пассажиров – многие в Астане сталкивались с невыдачей кондукторами проездных билетов. Это самый явный пример.

Еще и другая проблема – с кредитами. Государство в лице "Астана LRT" под гарантии акимата столицы в 2014 году взяло кредит на 107 миллионов евро, а в 2016 году – еще на 65 миллионов для закупки 568 автобусов.

"Предполагалось, что они (автопарки. – Прим. автора) будут оплачивать стоимость этого кредита, зарабатывая на этих автобусах. Ни для кого не секрет, что этого не произошло. Перевозчики показывают нулевую прибыль, и нагрузка по обслуживанию кредитов лежит на "Астана LRT" и акимате, то есть на государстве", - подчеркнули в компании.

В ближайшие восемь лет может потребоваться обновление автопарка еще на 1 600 автобусов, а это около 220 миллиардов тенге по текущему курсу.

Как решить проблемы с транспортом и кредитами

Одним из вариантов могло бы стать повышение стоимости проезда в автобусах.

Что произойдет при увеличении тарифа до 150 тенге? Сумма необходимых субсидий уменьшается, однако расходы горожан на проезд увеличиваются.

Расходы на проезд семьи из двух взрослых и одного ребенка при текущем тарифе: месячный проездной стоит 7,5 тысячи тенге, детский – 4,5 тысячи. Минимально такая семья будет тратить 9 240 тенге в месяц. И это при условии, что они ездят без пересадок и только "с" и "на" работу.

В случае увеличения тарифа до 150 тенге цена проездного вырастет до 12,5 тысячи тенге, детского – до 7,5 тысячи тенге. Если увеличить стоимость до 300 тенге, суммы вырастут еще больше.

И на основе этих расчетов и выходящих из них благих намерений в "Астана LRT" решили посмотреть на запад, а именно на Прибалтику.

"Мы предлагаем прозрачную систему управления денежными потоками в сфере общественного транспорта, которая уменьшит текущие расходы до 3 857 тенге в месяц на квартиру, с одной стороны, и с другой – уменьшит необходимые субсидии государства практически в три раза. Это система BUSkm с оплатой услуги проезда на общественном транспорте через "Астана ЕРЦ", - заявляют в транспортной компании.

На самом деле речь идет о 1,7 минимального расчетного показателя, то есть сумма будет меняться каждый год. Если в 2017 году МРП составляет 2 269 тенге, то годом ранее он был 2 121 тенге – рост идет стабильный.

Почему был выбран именно такой размер сбора? Как отметили в "Астана LRT", средние обороты автобусных парков Астаны в год составляют примерно 11 миллиардов тенге. А сумма сбора в 1,7 МРП в месяц со всех объектов ЖКХ, где могут быть прописаны люди, приблизительно такую сумму и дает.

Как становится понятным из названия, BUSkm – это система покилометрового учета затрат перевозчика на оплату труда работников, топливо, амортизацию и прочее.

Следить за автобусами будут через GPS-навигаторы.

"Любое нарушение условий тендера по маршруту - несоблюдение интервала, проезд остановки, несоблюдение скоростного режима – будет наказываться штрафом. Все такие нарушения будут отслеживаться системой автоматически через GPS-навигаторы и новейшие инструменты обработки больших данных", - заявили в "Астана LRT".

И, конечно, новая система "существенно снизит необходимые государственные субсидии". В случае реализации теневой рынок будет устранен, появится экономия из-за отказа от услуг кондукторов и поддержания дорогих систем электронной валидации. Сверх этого доходность от общественного транспорта могут увеличить новыми услугами наподобие рекламы на автобусах.

Обязательный сбор выведет бизнес на самоокупаемость

Как отмечают в "Астана LRT", суть коммерческой трансформации заключается в постепенном выведении бизнеса на самоокупаемость.

"Это возможно при создании сбалансированного портфеля услуг и экономии за счет масштаба. Город формирует большой поток данных ежедневно, в том числе о том, где и как граждане тратят деньги на свой проезд. Если мы сможем централизовать управление этими данными, тогда мы и сможем их монетизировать. Следовательно, мы станем интересны для потенциальных инвесторов, появятся возможности развивать бизнес в различных направлениях", - говорят в компании.

Речь здесь идет о применении технологий Big data ("больших данных") для коммерческих целей. К примеру, если вы являетесь целевой аудиторией какого-либо бизнеса, то он сможет подстроить под вас свои услуги, зная, где вы выходите из автобуса. Если вы любите мороженое, то внезапно для себя начнете встречать мороженщиков именно на остановке у своего дома.

Так в чем же конечная цель "Астана LRT" в случае введения бесплатного проезда в автобусах с наличием обязательного сбора?

"Наша прямая задача, в первую очередь, помочь гражданам, уменьшить их расходы, улучшив при этом качество услуг. Во вторую очередь, помочь государству с уменьшением нагрузки на бюджет. Достигая этих целей, мы приведем компанию к эффективности, прозрачности и прибыльности", - отмечают в "Астана LRT".

И это может стать лишь первым шагом в комплексной трансформации управления транспортом в Астане. "Таллинский вариант" может стать лишь необходимым скелетом, который "обеспечит жизнеспособность всей системы управления".

К слову, внедрить предлагаемую систему акимат Астаны, даже если сильно захочет, не сможет. Как прокомментировал Today.kz юрист "Астана LRT", сбор устанавливается законом и для его введения потребуется принятие соответствующего закона.

"До этого сбор введен быть не может. Сейчас обсуждается только сама идея", - подытожили в компании.

Редакция Today.kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из вариантов ответа на вопрос либо высказав мнение в комментариях под статьей.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить