3429

Бесплатный проезд в общественном транспорте. Мировой опыт

В некоторых городах мира проекты бесплатного общественного транспорта свернули.
Фотография - Бесплатный проезд в общественном транспорте. Мировой опыт Фото: ©Александра Трифонова

В последние дни в казахстанском сегменте социальных сетей только и обсуждают, что возможность введения бесплатного проезда в общественном транспорте Астаны. Конечно, в этом вопросе в первую очередь упоминают обязательный сбор в 3 857 тенге с каждой столичной квартиры. Этот сбор, уже названный некоторыми интернет-пользователями новым "налогом", войдет в коммунальные квитанции графой "На развитие транспорта".

А началось все со слушаний в городском филиале партии "Нур Отан", где аким столицы Асет Исекешев заявил, что бесплатный проезд может стать одним из вариантов дальнейшего развития транспортной системы Астаны.

В качестве образца для внедрения такой системы назвали опыт столицы Эстонии – Таллина, где с 2013 года проезд в общественном транспорте – автобусах, трамваях, троллейбусах и пригородных электричках – бесплатный.

К слову, не только в одной Эстонии решили испытать модель бесплатного транспорта. Редакция Today.kz решила разобраться, где еще внедрили такую модель и к чему это привело.

Что такое бесплатный общественный транспорт

Бесплатный общественный транспорт (ОТ) –  это система перевозки пассажиров без взимания платы за проезд. При этом за обслуживание подвижного состава и работу персонала платит из бюджета государство, городские власти или крупные компании.

Экономия по сравнению с традиционной моделью ОТ образуется за счет снижения издержек по продаже и изготовлению билетов, талонов и проездных. Также нет необходимости контролировать проезд пассажиров, что позволяет отказаться от использования валидаторов, услуг контролеров и кондукторов. Это повышает экономическую выгоду бесплатного проезда для самих транспортных компаний.

Считается, что в городах с бесплатным ОТ горожане чаще отказываются от использования личного авто. В результате может снизиться загруженность дорог и вероятность возникновения на них пробок.

Как показала практика, к примеру, Таллина, это положительно сказывается на городской экологии, поскольку уменьшается число личных автомобилей и увеличивается число экологически чистых трамваев, троллейбусов, а также монорельсовых средств транспорта.

Но при этом же некоторые эксперты считают, что проекты бесплатного ОТ не могут жить долго – власти просто не могут долго поддерживать систему из-за больших расходов на содержание и обслуживание подвижного состава.

Сейчас бесплатный проезд действует в Таллине, бельгийском Хассельте, немецких Люббене и Темплине, шведских Эвертернео и Кируне, столице Аландского архипелага Мариехамне и французском Обане.

Некоторое время бесплатным был проезд и в российском Воронеже.

Первопроходец из Бельгии

Первым городом, который сделал свой общественный транспорт бесплатным, стал небольшой бельгийский Хассельт.

Городок с населением в 70 тысяч человек и окружающей его агломерацией еще в 130 тысяч оказался в центре внимания мировых СМИ в 1997 году. Именно тогда местные власти начали свой проект по введению бесплатного ОТ.

Вообще Бельгии присущ крайне высокий уровень использования частного автомобильного транспорта, что создает большой объем трафика на улицах и магистралях внутри и вокруг города.

Если за период с 1987-го по 1997 год население Хасселта выросло на три процента, то количество авто – более чем на четверть. Первоначально предполагалось, что для решения проблемы с пробками, будет перестроена и "улучшена" существующая дорожная инфраструктура.

Но в итоге было решено пойти несколько другим путем, который и дал хороший результат.

Более того, в Хасселте в целом изменилась структура пользования транспортом: новые пассажиры появлялись за счет автомобилистов, которые отдали предпочтение автобусам, также значительно выросло количество велосипедистов и пешеходов.

Параллельно с этим власти стали намеренно затруднять или увеличивать затраты автомобилистов: сокращали количество парковочных мест, вводили плату за въезд в некоторые части города и даже запрещали вождение в определенные дни недели.

С другой стороны, обновлялся автобусный парк, внедрялись ночные маршруты, создавалась безбарьерная среда. Именно введение этих комплексных мер совместно с отменой платы за проезд, позволило коренным образом переломить ситуацию.

Успех был более чем заметным: если в сутки в 1996 году общественным транспортом в Хасселте пользовались 350 тысяч пассажиров, то уже в 1997 – их было 1,5 миллиона за такой промежуток времени.

Однако уже в 2013 году полностью бесплатным ОТ в этом городе быть перестал: для государственной транспортной компании De Lijn стоимость поддержки проекта выросла с 967 тысяч евро в 1997 году до почти 3,5 миллиона евро в 2007-м.

Городские власти субсидировали компании 1,8 миллиона евро в год, однако из-за финансовых трудностей De Lijn выставила городским властям счет в 2,8 миллиона. В результате субсидии были сокращены, и все жители города старше 19 лет начали оплачивать проезд в размере 60 евроцентов за билет.

"Таллинский вариант"

В эстонской столице бесплатный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и пригородных электричках действует с 2013 года. Жители города, эстонские студенты и лица старше 65 лет просто предъявляют единый проездной билет стоимостью в два евро (около 800 тенге по текущему курсу – Прим. автора). А все остальные – туристы и те, кто живет в Таллине без прописки, – могут пользоваться проездным для оплаты поездок, просто пополняя счет карты.

Однако в эстонской столице переход на систему бесплатного транспорта начался почти за год до введения – весной 2012 года. Именно тогда 75 процентов местных жителей поддержали идею мэра Эдгара Сависаара (занимал этот пост с 2007-го по 2015 год) на общегородском референдуме.

Аналитики подсчитали, что транспортная реформа позволит малообеспеченным жителям активнее участвовать в рынке труда, снизит транспортную загруженность центра города на 15 процентов и увеличит количество налогоплательщиков, поскольку многим горожанам придется получить постоянную регистрацию. На просчет рисков и составление прогнозов у чиновников ушло восемь месяцев.

Теперь 60 процентов расходов на ОТ субсидируют власти города, а оставшиеся 40 процентов покрывают выросшая стоимость парковки и налоги.

В итоге в первую неделю действия нового закона датчики транспортных потоков зафиксировали, что автомобильная активность в центре города снизилась на семь процентов, а заполняемость общественного транспорта увеличилась на 11-12 процентов. Также, по словам местных властей, у граждан появилась "13-я зарплата" – якобы благодаря новой системе можно в среднем сохранить одно месячное жалованье.

К слову, население Таллина сейчас составляет чуть менее 445 тысяч человек, то есть более чем в два раза меньше, чем в Астане.

Воронеж свои "Народные маршруты" свернул

Городская администрация Воронежа запустила собственный проект "Народный маршрут" в 2003 году. Это были полностью бесплатные автобусы ярко-желтого цвета, маршруты которых пролегли по всем магистральным улицам города.

К слову, "Народные маршруты" охватывали только часть направлений городской транспортной системы – они обеспечивали около двух процентов пассажироперевозок.

К 2016 году на дороги Воронежа ежедневно выходили 48 бесплатных автобусов из 100, который закупили в 2003-м. Плановый интервал движения составлял от 30 до 45 минут.

Финансирование проекта составляло около 91,3 миллиона рублей. В итоге городские власти отказались от "Народных маршрутов" из-за нехватки финансирования. Последний бесплатный автобус вышел на линию 18 ноября 2016 года.

Главной причиной отказа стала оптимизации расходов бюджета. Правительство региона решило направить высвободившиеся средства на обновление пассажирского автопарка в самом Воронеже и районах области.

Также власти отметили, что проект "Народные маршруты" не отвечает принципам "адресности социальной поддержки".

"Социальная политика регионов, в том числе Воронежской области, должна быть ориентирована на адресность оказываемой поддержки. Каждый бюджетный рубль в виде социальных льгот должен четко доводиться только до граждан тех категорий, которым такая поддержка в настоящее время действительно необходима. В существующем формате работа "Народного маршрута", проезд на котором является бесплатным для всех пассажиров, не отвечает этим требованиям", - говорится в сообщениях местных СМИ.

К слову, сейчас в Воронеже проживают 1 039 801 человек – почти как в Астане.

А том, собственно, как все будет устроено с бесплатным транспортом в столице Казахстана, Today.kz писал ранее.

Продолжение

Жизнь
Пресс-секретарь транспортной компании рассказал о преимуществах предлагаемой системы.
Жизнь
Глава Управления пассажирского транспорта Астаны рассказал, многие сотрудники его ведомства сейчас пользуются общественным транспортом.
Жизнь
Глава управления пассажирского транспорта заявил, что 3 800 тенге является условной цифрой.
Жизнь
Столичный градоначальник отметил, что гражданам не стоит беспокоиться, так как решение еще не принято и сбор предложений продолжается.
Загрузка...