Илья Варламов: Астана - это подросток, из которого может что-то получиться

Фотография - Илья Варламов: Астана - это подросток, из которого может что-то получиться

Фото: ©Владимир Третьяков

Скандальный российский блогер вновь рассуждает об инфраструктуре и чиновниках Алматы и Астаны.

2781 0


Российский бизнесмен, блогер и фотолюбитель Илья Варламов посетил Алматы. Редакция Today.kz побеседовала с автором ряда публикаций, которые часто вызывают неоднозначную реакцию публики. В частности, ранее Варламов выразил свое мнение как турист, посетивший Казахстан. Текст разделил читателей на два лагеря – на тех, кто поддержал блогера, и тех, кто его раскритиковал.

- Есть ли у Вас план маршрута, места, которые хотели бы посетить в этот раз?

- Во-первых, я внимательно слежу за новостями, поэтому я примерно знаю, какие процессы здесь происходили, пока меня не было. И, естественно, я буду на них обращать внимание, на изменения в общественном транспорте, появление каких-то новых общественных пространств. Возможно, посмотрю какие-то новые жилые районы. Все же спонтанно происходит.

- Какой город Вам больше подходит – Астана или Алматы?

- В Астане я был один раз, и мне этот город не понравился. Это не проблема Астаны. Это проблема новых городов. Я не знаю ни одного нового города, в котором хотел бы жить, а я во многих городах был. Потому что город все же должен иметь бэкграунд. Нельзя в чистом поле его с нуля построить и так, чтобы он зажил. Это как посадить дерево. Должны смениться поколения, в городе должен накопиться опыт поколений, который отражается в архитектуре, в планировочной структуре и еще в чем-то, тогда по нему интересно ходить, его интересно изучать и он тебе может что-то рассказать. 

Астана пока слишком юный город, чтобы был как-то интерес. Это подросток, из которого может что-то получиться, а может ничего не получиться

Про Алматы есть что рассказать. Есть два поколения принципиально разные - советская эпоха и то, что происходит сейчас. И на конфликте этих двух эпох происходят интересные процессы. С одной стороны, есть некое советское наследие, его время прошло. И как сейчас уживаются новые идеи, новые дома, новые здания, которые вы строите, те же самые вопросы транспорта, интересно наблюдать. В каких-то вопросах это хорошо, в каких-то - плохо. В большинстве случаев, конечно, плохо.

Об Алматы есть что рассказать, то есть к городу надо относиться как к собеседнику, у него должен быть опыт. Алматы чуть постарше, конечно, еще не мудрец, но уже взрослый город. Здесь уже есть на что посмотреть.

- Удалось ли Вам снова посмотреть Алматы? 

- Я заметил, что к большим белым внедорожникам добавились черные, раньше их было меньше. Насколько я понимаю, больше нет трамваев, а в прошлый раз еще были. Появились пешеходные улицы, я дошел до пешеходной улицы Панфилова, до театра (ГАТОБ). В этот раз погода получше. В прошлый раз я был примерно в это же время, все было такое ужасное, и мне писали, что я специально выбирал, приехал в плохую погоду. Это, кстати, идеальное время для осмотра города, потому что все покрыто снегом, все недостатки скрыты. Это просто мечта любого мэра, чтобы все приезжали снежной зимой, когда все чистенькое, белое, светит солнце, и кажется, что все хорошо, и особо не погуляешь. Летом отпусти человека по городу, он будет шастать везде, а зимой быстро замерзнешь.

- Какие изменения увидели в этот раз, в эту поездку?

- Ничего у вас с инфраструктурой не поменялось. Видно, что у общества на это есть запрос. Сейчас общемировой тренд - запрос на изменение приоритета в городе. Если раньше города делались удобными для автомобилей, то сейчас общемировой тренд – это урбанистика - город, удобный для людей. И все этому следуют, потому что появился на это общественный запрос. К сожалению, не появилось компетентных людей, и это хорошо видно у вас, например, по велоинфраструктуре. С одной стороны, видимо, какой-то чиновник прочитал - клево, если мы сделаем велодорожки, но с другой стороны, видно, что этот человек ни разу не ездил в жизни на велосипеде, это сразу заметно. Потому что они сделаны очень плохо, неграмотно. Посмотрите на любые пересечения велодорожек с дорогами автомобильными. По крайней мере то, что я сегодня прошел от своей гостиницы до улицы Панфилова, я посмотрел разные велодорожки и не увидел ни одной нормальной. 

Фото - Фото: ©Владимир Третьяков

Вообще город очень опасный, надо посмотреть статистику ДТП, и я уверен, у вас много людей погибает на дорогах, в сравнении хотя бы с Москвой. Он опасный, потому что все перекрестки, все переходы сделаны неправильно. Нельзя. Когда у вас идет велодорожка под уклоном и пересекает дорогу без светофора, нужны мероприятия по успокоению трафика, если мы говорим про основные улицы. Но этого нет. Улицы очень широкие. Никак не администрируется парковка, паркуются машины прямо на пешеходных переходах, из-за этого или велосипедисты, или пешеходы сразу вылетают на дорожку и водитель их просто не видит. И по всем другим вопросам такая же ситуация. Даже вот, к примеру, идет велодорожка, и она от дороги отделена парковкой, там даже есть подобие делиниаторов, чтобы машины на эту дорожку не заезжали. 

Ну, во-первых, так делать нельзя. Нет буферной зоны, потому что, когда водитель открывает дверь, велосипедист в эту дверь влетает и потом водитель его бьет, потому что ему дверь повредили. Делают такие ошибки, видно, что проектированием велосипедной инфраструктуры занимались люди, которые на велосипедах не ездят. А проектированием пешеходной инфраструктуры занимались люди, которые по улице не ходят.

Улица Панфилова, про которую мне все сказали, посмотрите. С ней такая же история, как и с велосипедной инфраструктурой. Потому что кто-то в мэрии города посчитал, что нам нужна пешеходная улица, на это действительно есть общественный спрос, люди хотят, чтобы город был удобнее, но никто не знает, как это сделать. 

Видно, что это делали люди, которые сами по городу не гуляют, не знают, что и как происходит

- Что с улицей Панфилова не так?

- Очень странно сделано в плане зонирования. Непонятно, как там высажены деревья, непонятно, по какому принципу расставлены лавочки. Это все очень случайно. Я даже не понял, почему везде свет горит, фонари. У вас выключатель сломался или много денег?

- Если бы Вы консультировали мэрию, что бы Вы посоветовали?

- Я бы посоветовал мэрии пригласить людей, которые умеют это делать. Это большая проблема, потому что я говорю с точки зрения России, я не знаю, как работает ваша мэрия, как работают ваши чиновники, но что-то мне подсказывает, что так же, как и в России.

Поэтому я сразу предупреждаю, что говорю это из опыта общения с чиновниками России, а вы уж для себя решайте, так это или не так. Большинство чиновников считают, что вопрос архитектуры, проектирования - это что-то такое, что всем понятно, и они могут это сами сделать. Если речь идет о медицине, человек идет к врачу и доверяет ему. И когда вы условно приходите к зубному, вы не учите его, как это делать, вы открываете рот и молча сидите. 

Когда речь заходит про город, про архитектуру, про проектирование каких-то общественных пространств, каждый становится специалистом

 То есть любой чиновник вдруг начинает думать, что он разбирается в вопросах города, не имея на это ни профильного образования, ни какого-либо опыта, даже не гуляя по этому городу ногами. Я думаю, что российские чиновники видят город из окна своего автомобиля. Для них город выглядит совершенно по-другому. 

Основная проблема – на постсоветском пространстве нет практически таких людей, которые в этом вопросе хорошо разбираются. Потому что это никогда не делалось, на это никогда не было запроса. У нас с архитектурой вообще очень большие проблемы, потому что в России слабое архитектурное образование, у вас, думаю, тоже. Поэтому в плане компетенции урбанистики, общественного транспорта и всего остального у нас все происходит по стандартам, которые устарели 50 лет назад.

Если вы посмотрите решения, которые принимаются у вас, это все по советским учебникам, по советским методичкам. К примеру, выпилим трамвай, я читал обоснование, когда у вас начали выпиливать трамваи. Этот процесс похож на то, что происходило 30-50 лет назад в Европе, в США.

Фото - Фото: ©Владимир Третьяков

Сейчас так не делают. Если вы посмотрите, что сделано у вас и что в мире, вы поймете, какая пропасть между этим. Смысл хороших общественных пространств в том, чтобы человек начал по городу гулять. Конечно, в вашем случае, когда это единственное общественное пространство, человек будет по нему гулять, но вряд ли это станет лучшим в мире общественным пространством. Поэтому лучшее, что мог бы сделать ваш акимат -  обратиться к иностранным специалистам.

- В последний Ваш приезд материал, в котором упоминали о джипе-внедорожнике, спровоцировал волну критики. Как вы относитесь к критике, к хэйтерам?

- Интернет дает людям уникальную возможность безнаказанно, ну, многие думают, что безнаказанно, высказывать свое мнение. Если ты думаешь, что в жизни люди как-то по-другому думают, мыслят, то это не так. Просто в жизни они об этом не говорят, потому что могут получить за это по лицу. В Интернете есть иллюзия, что это анонимно, безнаказанно, безопасно для тебя, поэтому мысли излагаешь спокойно. Поэтому Интернет позволяет посмотреть на себя без розовых очков, без стеснения, что люди думают, что они хотят тебе сказать. Относиться к этому надо как к шуму ветра за окном.

Интернет дает людям уникальную возможность безнаказанно, ну, многие думают, что безнаказанно, высказывать свое мнение. Если ты думаешь, что в жизни люди как-то по-другому думают, мыслят, то это не так

- Известно, что Вы являлись дистрибьютером марки велосипеда Пежо в Казахстане. В одном из интервью Вы говорили, что подарили велосипед акиму Байбеку. Почему Вы это сделали?

- Эта история очень простая. Я считаю, что мэр любого города должен жить в этом городе, он должен пользоваться общественным транспортом, ездить на велосипеде, то есть нельзя проектировать велоинфраструктуру, если ты сам не ездишь на велосипеде. Как только чиновники начнут сами ездить на велосипедах, они поймут, в чем ошибки той велоинфраструктуры, которую они делают. Как только они начнут ездить на общественном транспорте, они сразу вернут трамвай, сделают удобные остановки, какие-то улучшения, которые делаешь только тогда, когда в этой шкуре оказываешься. Нельзя управлять городом, не живя в этом городе, видя город из окна своего внедорожника и не покидая свою зону комфорта.

Фото - Фото: ©Владимир Третьяков

У меня даже для мэров была такая игра. Берется компьютер, который выбирает два случайных адреса, и между этими точками нужно пройти или проехать на общественном транспорте. И тогда все станет понятно. А если ты еще дашь чемодан (тест на чемодан), коляску с муляжом ребенка, еще понятнее станет. На следующий день мэр придет на работу, уволит половину администрации и начнет воплощать в жизнь правильные полезные реформы. Но для этого нужно по неподготовленному маршруту проехать и посмотреть.

- Берете ли Вы деньги за посты о городах?

- Я размещаю в своем блоге рекламу. Не помню, чтобы у меня кто-то заказывал рекламу по городам. Если я беру деньги, то всегда указываю это. Это мой главный плюс, которым я горжусь. Если ко мне кто-то придет и попросит написать, например, об Алматы хорошо, вот тебе деньги, я никогда не буду писать то, с чем я не согласен. Если мне скажут: "Напиши, что мы развиваем велоинфраструктуру, дело хорошее". Я напишу, но обязательно будет пометка, на этом обычно все соскакивают, потому что все стараются это выдать за искреннюю радость.

Встретился Илья Варламов не только с журналистами Today.kz. К беседе также присоединились и корреспонденты других изданий. Наша редакция подготовила подборку ответов блогера на наиболее актуальные и интересные вопросы.

О проектировании зданий в Астане

- Вообще, что касается проектирования, тут можно посмотреть на пример Астаны. Если вы помните, к проектированию приглашали и японских дизайнеров. И если вы посмотрите на то, что проектировали японцы, и на то, что в итоге получилось, вы увидите небольшие различия, а кое-где и большие. В Астане есть крутые здания, которые удалось построить. В посте есть названия зданий. 

То, что проектируют иностранные архитекторы, когда им не мешают, получается хорошо. То есть когда к архитектору относятся, как к зубному, и не дают ему советы, что и как делать.

Про трамваи и троллейбусы

- Транспорт в городе бывает разный. Трамвай перевозит гораздо больше людей, чем автобус. Из-за того, что он идет по рельсам, ты можешь делать несколько вагонов. Идея с ЛРТ и скоростными автобусами (БРТ) соблазнительная, потому что это дешево, достаточно сделать выделенные полосы, закупить автобусы, поставить остановочные павильоны и начать быстро ездить. Но если посмотреть на опыт латиноамериканских стран, то можно увидеть, что полосы очень быстро забиваются. Потому, что начинаются пробки, в них не помещаются столько людей, сколько нужно. Даже подъезд к остановке затруднен. 

Пропускная способность у трамвая гораздо выше, чем у наземного транспорта. Поэтому трамвай лучше, чем троллейбус, троллейбус лучше, чем автобус, автобус в свою очередь лучше, чем маршрутка, а маршруток вообще быть не должно

Метро – тоже вопрос спорный

- Если вы подсчитаете бюджет, вы увидите, что на деньги, которые потрачены на строительство одной ветки метро, можно было построить огромную разветвленную трамвайную сеть с суперсовременными вагонами. И ее эффективность была бы гораздо выше. Чем у этой одной ветки метро. Скорее всего, метро у вас убыточное и оно вряд ли будет окупаться. Оно эффективно, когда вам нужно перевозить сотни тысяч, миллионы людей постоянно. В Москве, в Нью-Йорке, в Лондоне метро эффективно. Если нет денег и возможности строить разветвленную сеть и нет большого пассажиропотока, то лучше делать трамваи.

И основная проблема с трамваями у вас даже не в том, что их сняли. Бывают дурацкие решения. К сожалению, в мэрии разных городов рано или поздно попадают не совсем компетентные люди. Проблема в том, что вы демонтировали рельсы. Самое ценное, что есть в трамвайной системе, это земля, земля под путями. Потому, что когда у вас есть рельсы, восстановить трамвайное движение можно быстро и просто. А если вы рельсы выкопали, то на это место прибежали хитрые коммунальщики и проложили там трубы или еще что-то. Жаль даже не трамваи, а то, что демонтировали рельсы. Потом это нельзя будет восстановить.

Фото - Фото: ©Владимир Третьяков

Рельсовый транспорт гораздо эффективнее, чем троллейбус и автобус. Он более привлекательный. Для чего городу нужен хороший и красивый общественный транспорт? Для того, чтобы люди пересаживались на него со своих автомобилей. Чтобы на нем было приятно ездить, не стыдно. Чтобы им пользовались не бабушки от неизбежности или школьники, которым нельзя за руль садиться. А чтобы им пользовались нормальные люди. Когда ты садишься в современный трамвай в Европе, который выглядит лучше, чем твоя машина, ты не испытываешь боли и унижения. Если из точки А в точку Б ты можешь за одинаковое количество времени приехать на трамвае, 90 процентов людей выберут трамвай.

О чиновниках

- Любые изменения возможны двумя путями. Есть чиновник и вы можете к нему прийти и начать что-то у него просить. Вы будете несколько лет ходить, обивать пороги, чтобы он что-то сделал. Этот способ не очень эффективный и мне он не нравится. Гораздо лучше делать так, чтобы чиновник, выглянув в окно, увидел людей с добрыми лицами, которые от него что-то хотят. Для этого надо формировать общественный запрос. 

Любая власть существует потому, что у нее есть некий рейтинг. Когда появляется общественный запрос, власть его в той или иной форме удовлетворяет 

Он будет говорить все, что захотят слышать люди. Самое лучшее, что могут делать городские активисты, это формировать общественные запросы. Если люди захотят, чтобы в Алматы был трамвай, если это будет не три процента активистов, а, скажем, 50, то никто в вашем городе трамваи не уберет. Нет в вашей мэрии самоубийц. Инстинкт самосохранения работает у людей в костюмах как ни у кого. Нужно заниматься тем, чем не занимается власть, – образовывать население.

- Что привлекает в Казахстан Вас? Гонорары?

- Я достаточно зарабатываю, чтобы не обращать внимания на гонорары. Мне нравится, когда происходят какие-либо изменения. Особенно на постсоветском пространстве. У нас всех была одинаковая отправная точка. Мы все заснули в одной стране, а проснулись в разных. С одними и теми же проблемами. Я сейчас говорю про городское устройство. Города Казахстана мало чем отличаются от городов России, Беларуси, Украины. Все делалось одними и теми же людьми. Одни и те же заводы выпускали, одни и те же материалы. И интересно смотреть, как, начав в одной точке, разные страны начали по-разному развиваться. Если вы приедете в Прибалтику и посмотрите, что они делают с  советским наследием, вы очень удивитесь, ведь там происходят крутые изменения. Кто-то наоборот, деградирует. И мне как исследователю интересно смотреть, как разные города изменяются, эволюционируют и как те или иные решения меняют жизнь в этих городах. 



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?