29469

"Долгожитель", борец с базарами или "хранитель Севера". Кто любимый аким Астаны?

Редакция Today.kz вспомнила, чем запомнился каждый из столичных градоначальников.
Фотография - "Долгожитель", борец с базарами или "хранитель Севера". Кто любимый аким Астаны? Фото: today.kz

Строительство столицы, проблемы с дольщиками, борьба с базарами, проведение EXPO – главный город страны проживал разные эпохи, и на разных этапах развития им руководили известные и важные в Казахстане политические чиновники. 

Близится еще один рубеж – 20-летие Астаны, и редакция Today.kz решила отметить, чем запомнился каждый из акимов столицы. 

Адильбек Джаксыбеков

В декабре 1997 года акимом Астаны стал Адильбек Джаксыбеков – единственный среди градоначальников, который  возглавлял столицу дважды: сначала с 1997-го по 2003 год, затем в 2014-2016 годы. За самый длинный период управления городом в СМИ его называли долгожителем.

Фото -

Как и полагается в начале, при Джаксыбекове была официально закреплена территория Астаны в новых границах и состоялась международная презентация города. А позже казахстанская столица получила от ЮНЕСКО статус "города мира". Тогда же был проведен международный конкурс на лучшую эскиз-идею генерального плана развития центра города, победителем конкурса стал японский архитектор Кисе Курокава, который и создавал новые образы.

Сам аким назвал большим счастьем первым возглавить новую столицу и быть сопричастным к таким грандиозным процессам, как ее строительство.

"Акмола была провинциальным городом, и новую столицу нужно было выводить в самостоятельную территориальную единицу, начиная с создания самых элементарных организаций. Задача была, конечно, сложная, но в то же время работать было, с одной стороны, очень ответственно, но с другой – интересно и легко", – отметил он.

Во второй свой срок Джаксыбеков начал борьбу с нелегальными автовокзалами на рынках Астаны, неоднократно он наведывался в заведения общепита, а также поднял одну из многих возмущавших жителей тем – спросил, зачем к каждому празднику Астану украшают огромным количеством гирлянд.

Однако другая проблема – пугающее туристов зловоние в некоторых районах Астаны – так и осталась нерешенной. За это Джаксыбеков выслушал критику от Президента. Тогда Назарбаев пригрозил Джаксыбекову и его заместителю, что он поселит их в юрте возле Талдыколя "нюхать эту вонь", исходящую от водоема и окутывающую город.

Темирхан Досмухамбетов

После первого срока Джаксыбекова непродолжительное время – с июня 2003-го по март 2004 года – акимом был Темирхан Досмухамбетов. Он, наоборот, управлял столицей самое непродолжительное время. Чиновник запомнился тем, что при нем состоялся запуск первого скоростного поезда "Тұлпар Тальго" и электрички "Окжетпес". Также было открыто движение по автомобильной дороге Астана–Алматы. 

Фото -

Фото: kapital.kz

При Досмухамбетове прошел первый съезд лидеров мировых и традиционных религий. Масштабное событие, ставшее впоследствии одной из визитных карточек Казахстана, должно было продемонстрировать строительство многонационального и многоконфессионального толерантного общества в стране. 

Умирзак Шукеев

При Шукееве, который был акимом с 2004-го по 2006 год, появились программы обеспечения соцжильем и развития транспорта. Однако наиболее бурно обсуждались его схема продажи земли через аукционы и борьбой со зловоньем Талдыколя.

Своей главной задачей Шукеев называл обеспечение астанчан социальным жильем: тогда активно получали квартиры молодые семьи, бюджетники, работники социальной сферы, а также учителя и врачи. Фото -

Помимо этого Шукеев обратил внимание на транспорт – была разработана программа развития столичного транспорта на 2006-2010 годы. Шукеев планировал строительство 24 дорожных сооружений, развитие в столице системы автомобильных паркингов и повышение безопасности дорожного движения. При нем был открыт автомобильный мост, соединяющий два берега Акбулака, и появилась возможность облегчить проезд из юго-восточной части Астаны в центр.

Аскар Мамин

Мамин столицей управлял с 2006-го по 2008 год. Он запомнился резкими шагами с самых первых дней вступления в должность акима –  провел ряд кадровых перестановок. Он также заявил, что при нем внешний вид Астаны кардинально изменится, а городские базары будут выселены на окраину города.

Фото -

"Например, улица Сарыарка напоминает дешевый спальный район. Муза покинула архитектора, когда он проектировал здания. Он был в состоянии депрессии и внес проект на градсовет. А наши уважаемые архитекторы одобрили", – замечал он.

Тогда досталось и центральной улице Астаны, проспекту Республики, – за неказистый и обшарпанный вид, а также левобережной застройке — за отсутствие архитектурной мысли. На Водно-зеленом бульваре Аскар Мамин проверял, как там ремонтируют бордюры и восстанавливают брусчатку, разбитую машинами.

К изменению облика города Мамин обещал привлечь иностранцев. К примеру, решением транспортных проблем он дал заняться сингапурцам, а освещением города — известной фирме Phillips.

Также он боролся с незаконными застройщиками в городе. Вступивший при нем в силу закон "О долевом строительстве" обозначил новый порядок получения застройщиками государственной лицензии. Мамин потребовал от соискателей иметь не только офис, компьютер, но и необходимую технику и производственную базу, только в этом случае их допускали к работе.

Имангали Тасмагамбетов

Тасмагамбетов возглавлял Астану в 2008 по 2014 годы. И первое, с чем он столкнулся – проблемы дольщиков. Тасмагамбетов лично контролировал ход строительства и посещал объекты даже в морозы. 

Он запомнился астанчанам организацией частых субботников и тем, что при нем начиналось переселение жителей из аварийного и ветхого жилья. Еще один важный момент, который не раз подчеркивал сам Тасмагамбетов — при нем Астана вышла на самообеспечение и перестала зависеть от дотациий из других регионов.

Фото -

Фото: zakon.kz

За открытость и доступность на посту акима его любили представители СМИ. На встречах с журналистами он рассказывал, что считает себя трудоголиком – работа по 12-14 часов в сутки без выходных.

Однако деятельность Тасмагамбетова не раз подвергалась и критике. К примеру, его осуждали за поддержку предложения тогдашнего министра регионального развития Болата Жамишева ввести в столице "ценз оседлости", в результате чего, чтобы встать в очередь на квартиру, нужно было бы прожить в Астане пять лет.

На его долю выпал и скандал с несколькими тысячами обманутых дольщиков, а также жертвами застройщиков "мансардного" жилья. Тасмагамбетову с администрацией акимата пришлось разрабатывать схемы, которые бы позволили достроить часть недвижимости, так как многие строительные компании банкротились, а мансардное жилье оказалось непригодным.

Асет Исекешев

С 2016 года и до сих пор "хранителем Севера" является Асет Исекешев. 

Фото -

В начале срока Исекешева больше всего хвалили за открытость. Для общения с жителями он активно начал использовать возможности социальных сетей. С тех пор у жителей Астаны уже сформировалась привычка "тегать" акима во всех постах, где обсуждаются проблемы с транспортом, КСК, мусорными свалками и другими наболевшими вопросами.

Больше хвалят, чем ругают, Исекешева за работу за кардинальные перемены работы общественного транспорта в столице. При нем были введены полосы Bus Lane, специально отведенные для автобусов и официальных такси, также была установлена система "Сергек", которая автоматически фиксирует нарушения ПДД на дороге. Исекешева считают инноватором, из-за чего за ним закрепилась репутация человека, который вводит все "умное": на дорогах появились "умные" светофоры, было создано такое же приложение, вводится подобная "интеллектуальная" система КСК, в последнее время часто стал обсуждаться целый столичный район, который также планируется как супертехнологичный и современный.

Конечно же, нельзя не отметить, что при Исекешеве проводилась долгожданная, но при этом критикуемая многими по самым разным причинам выставка EXPO-2017. Несмотря на то, что строительство объектов и инфраструктуры для мероприятия началось еще до его пребывания акимом, но основные вехи в подготовке города к международному событию легли на плечи Асета Исекешева.

Но подвергался градоначальник и критике, в том числе от Президента. Назарбаев высказывался по поводу плохой работы лифтов в Астане – их падения и поломки приводили к травмам людей. Также Глава государства был недоволен ситуацией с ветхим жильем в столице, где наряду со стеклянными многоэтажками ютятся обшарпанные частные дома совестких времен.

Одной из появившихся недавно, но все же острых проблем, является экология Астаны. Из-за образующегося регулярно смога в столице зимой трудно дышать. И город все чаще появляется в рейтингах самых загрязненных в республике, а порой и не на самых последних местах – в мире. 

Каждый из акимов привнес свой вклад в развитие города. Редакция Today.kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из вариантов ответа на вопрос либо выразив мнение в комментариях под материалом.

{{poll.title}}

{{a.title}}

{{a.title}}

Продолжение

Казахстан
Бывший аким Астаны опубликовал пост в Facebook.
Загрузка...