2871

Дыры в полу, наркотики. Истории поездок в автобусах в Казахстане

Today.kz собрал нашумевшие случаи аварий и жалобы казахстанцев на работу общественного транспорта.
Фотография - Дыры в полу, наркотики. Истории поездок в автобусах в Казахстане Фото: ©Алмаз Толеке

Проезд в общественном транспорте в Казахстане, как лотерея. Садишься в автобус и не знаешь, доберешься ли живым и здоровым до места назначения. Нередко машины выезжают на линию уже в неисправном состоянии, за рулем может оказаться человек, лишенный прав, да что там, автобус без руля недавно был замечен на улицах Астаны. Today.kz собрал нашумевшие случаи аварий и жалобы казахстанцев на работу общественного транспорта. 

Часть нареканий касается технического состояния автобусов и порядка в них. 

Самый свежий пример из столицы. Несколько дней назад в социальных сетях появилось видео, как водитель, посмеиваясь, управляет маршрутным автобусом без руля.

В компании "Астана LRT" на ситуацию отреагировали быстро, сообщив, что мужчину отстранили от работы. В ДВД города заявили о начале административного производства по части 5 статьи 590 КоАП и привлечении к ответственности руководства автобусного парка. Сначала уволили кондуктора, снявшего ролик. 

Позже выяснилось, что работы лишился и сам водитель. Более того, его данные внесли в черный список. Этот человек больше не сможет устроиться в автопарки Астаны. 

Как сообщила директор департамента по связям с общественностью "Астана LRT" Науат Азанбаева, "машина была неисправна". Руль сломался уже в рабочее время, водитель ждал техпомощь. Чтобы не мешать дорожному движению, он отъехал припарковаться в более удобное место. 

На дороге всякое может случиться. Отметим, что в Астане ездят автобусы не такие уж старые. А вот те, что закупили весной в Атырау, всем своим видом пугают горожан и при движении издают скрежет. 

Фото -

"Посмотрите на состояние этих автобусов. Внутри грязно, снаружи разбитые, ржавые, сиденья вообще с дырками. Внутри угар, неприятный запах. Как на этом ездить?" – недоумевает житель Атырау Аян Амантурлин. 

Местный автопарк закупил в Алматы 20 таких машин. 

"Да, автобусы не в очень хорошем состоянии. Но это нас вынудила безысходность. Потому что были долги по заработной плате, долги по налогам мы погасили. Планируем, чтобы они работали до ноября-декабря. Потом мы их часть спишем", – заверил директор автобусного парка "Айстрансхолдинг" Берик Жетписбаев. 

Хорошо, если эти железяки не подведут. Зимой казахстанцев, да и иностранцев, не раз приходилось спасать из сломавшихся междугородних автобусов. К кому-то помощь опоздала.

Фото -

Так, на трассе в Актюбинской области сгорел автобус, в котором погибли 52 гражданина Узбекистана. Как сообщил глава МВД Казахстана Калмуханбет Касымов, транспортное средство было выпущено на линию в неисправном состоянии.

"Расследованием установлено, что на 1068-м километре автотрассы Шымкент–Самара автобус из-за технической неисправности дальнейшее движение прекратил. Не сообщив об этом в экстренные службы, не приняв меры к безопасности пассажиров (...), водители автобуса с помощью зажженной паяльной лампы стали обогревать салон транспортного средства, где из-за разлитого по неосторожности бензина в открытой емкости произошел пожар", – говорится в ответе министра на депутатский запрос. 

В Казахстане 20 000 автобусов, или каждый третий, не прошли техосмотр

Об этом в ходе пресс-конференции в апреле сообщила официальный представитель Генеральной прокуратуры РК Оксана Лоскутова. В ходе прокурорских поверок выявлено 94 незаконно переоборудованных автобуса. К примеру, на дороге Атырау–Карабатан установлен автобус ТОО "Мунай Жигер Сервис", салон которого отапливался открытым огнем из самодельного прибора, работающего на бензине. В Талдыкоргане задержан перевозивший детей автобус, обогреваемый паяльной лампой. 

Есть претензии у казахстанцев и к водителям – их квалификации, поведению, здоровью. 

По словам Лоскутовой, проверками установлены 17 случаев выпуска в рейс автобусов под управлением водителей, лишенных прав. В надзорном ведомстве подчеркнули, что с апреля 2017 года в РК с участием нелегальных перевозчиков произошло порядка 600 ДТП.

За рулем водители позволяют себе курить, говорить по телефону, отвклекаться.

В Акмолинской области 1 июня завершилось оперативно-профилактическое мероприятие "Канал-Кордон", цель которого выявить и перекрыть каналы транспортировки наркотиков и психотропных веществ. Так вот за пять дней акции полиция Кокшетау задержала 11 водителей, которые находились в состоянии наркотического опьянения, сообщили ДВД региона. 

В 2015 году в Караганде полицейские случайно выявили водителя маршрутки, употреблявшего марихуану. Он не пропустил пешехода, за что был остановлен патрулем. Мужчину свозили на экспертизу в наркологию. Анализы показали наличие в крови следов марихуаны. Автолюбитель заявил, что наркотик помогает ему справляться со стрессами на работе. 

"Ко мне в салон заходит до 50 человек, и я за каждого отвечаю. Это после работы вчерашнее показало. Употребляю, потому что мне нельзя пить. Потому что я работаю пять дней в неделю, один выходной уходит на этого "китайца" (маршрутку). Мне надо заниматься ремонтом, следить за машиной. Потому что я отвечаю за те души, которые вожу. Я жизнями не играю", –сказал он. 

В Сатпаеве Карагандинской области водитель автобуса на очень популярном городском маршруте в час пик находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Накануне он отмечал какой-то семейный праздник, а утром вышел на работу.  

И даже трезвые люди не всегда ведут себя адекватно за рулем. Today.kz писал о случае в Алматы, когда водитель автобуса №80 обругал пассажирку матом. Видео ссоры появилось в одном из пабликов социальной сети Instagram.

Фото -

"Сегодня ехала на 80 автобусе, водитель просил оплатить либо карточкой "Оңай", либо наличными. Я оплатила SMS, далее водитель начал переходить на личности, вступать в драку", – написала девушка.

Как сообщил директор алматинского филиала ТОО Green Bus Company Бауржан Кулишев, водителя уволили. 

"Я не знаю, провоцировали его или нет, но он не должен был себя так вести, – дал он оценку произошедшему, отметив, что пассажирам в таком случае необходимо писать заявление в полицию. – Нужно привлекать к уголовной ответственности. Таких водителей только так надо наказывать. Я его максимум уволю, и он пойдет в другую транспортную компанию и устроится на работу. Если вас оскорбляют, нужно записывать на видео и сразу писать заявление в полицию". 

Фото -

Дерутся водители и между собой. В 2016 году в Астане, например, двое устроили бои без правил в разгар рабочего дня. Ссора завязалась в салоне автобуса, затем мужчины вышли выяснять отношения на остановку. По словам очевидцев, конфликт разгорелся из-за того, что один водитель не пропустил другого. После недолгой словесной перепалки в ход пошли кулаки, а затем и ноги. 

Фото -

ДТП с участием общественного транспорта в городах происходят ежедневно. 31 мая суд в Алматы вынес приговор водителю автобуса, который насмерть сбил девушку. Авария произошла в апреле на пересечении улиц Толе би и Утеген батыра. Шофер решил проскочить перекресток на мигающий зеленый сигнал светофора, когда дорогу начали переходить пешеходы. От удара о машину девушка отлетела на несколько метров. От травм она скончалась на месте. 

Ануара Жанибекова осудили на полтора года. Он признал, что ехал на красный сигнал светофора и не заметил пешехода. Отбывать наказание шофер будет в колонии-поселении. Также суд лишил его водительских прав на четыре года. 

Незадолго до этого суд поставил точку в деле о резонансном ДТП, в результате которого алматинка Екатерина Парафиева потеряла обе ноги. Даурен Жанабаев, водитель автобуса, который врезался в автомобиль, сбивший девушек, приговорен к двум годам ограничения свободы и 120 часам общественных работ. Кроме того, его обязали выплатить Парафиевой два миллиона тенге в виде компенсации за моральный ущерб. 

Напомним, 16 июня 2017 года на проспекте аль-Фараби случилось ДТП с участием двух автомобилей и автобуса. У Honda CR-V, в котором ехали Екатерина Парафиева и ее подруга, пробило колесо. Девушки вышли из автомобиля, чтобы проверить поломку. В этот момент в них врезалась Toyota Camry, в легковушку затем ударился автобус. Пострадавшие оказались зажатыми между двумя машинами. В суде выяснилось, что водитель автобуса не имел права заниматься пассажирскими перевозками.  

Беспокоит казахстанцев и график движения общественного транспорта. 

Если в Астане уехать в 22:30 на автобусе еще реально, то в Караганде, например, с этим большие проблемы. Вопрос поднимался и на отчетной встрече с акимом Алматы. Бауыржан Байбек сам сказал, что выезжая с работы после девяти часов вечера видит, что "много людей на остановках стоит, выходят на проезжую часть" и не все в городе "так гладко, как мы хотим". 

"Автобусов у нас всего 1400, а на такой мегаполис должно быть не менее 2500. Сейчас мы обновляем парк. И в этом году еще столько же автобусов на бюджет купим. Хотя это не совсем правильно, но люди же хотят качества. И каждый год будем закупать, экономить, средства где-то изыскивать и покупать автобусы. Почему не ездят вечером автобусы? Потому, что вечером это невыгодно перевозчику. (...) Вот в западных странах вечером раз в час ездит, конкретное время есть. Если задержался в гостях, то я конкретно без пяти минут одиннадцать или без двадцати двенадцать выхожу. У нас же вечером выходишь и не знаешь, придет ли автобус, сколько стоять... ", – сказал Бауыржан Байбек. 

Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут Исахов на том же мероприятии назвал алматинцев, критикующих работу водителей общественного транспорта и кондукторов, "диванными экспертами"

По его словам, кондукторов в алматинских автобусах вообще быть не должно, пассажиры обязаны сами оплачивать проезд, но в таком случае не обеспечивается полнота сборов.  

"В Facebook, по-моему, обращение, что на 12-м маршруте два раза человек оплатил картой "Оңай". Я с этим водителем лично вместе с руководством "Алматыэлектротранс" разговаривал. Он мне говорит: "Вы меня поймите, я в 05:00 встаю, иду в базу, грею машину и в 06:00 выезжаю. В 21:00 заканчиваю, пока до дома доеду – 23:00. Сплю четыре часа. Автобус заполнился, едут люди на "Медеу", там все дорого. И им жалко заплатить 80 тенге за проезд. Я вижу, что в салоне не менее 70 человек. А по помощнику "Оңай" вижу, что оплатили всего 17 человек". У него плана нет, это субсидируемый маршрут. Просто ему обидно, что люди не платят 80 тенге. Как в таких случаях быть? Конечно, я ему сказал, что он неправ. Он вынужден был это сделать, потому что на четвертом рейсе, как он сказал, надоело возить бесплатно людей", – рассказал Максут Исахов.

Критика работы общественного транспорта в социальных сетях, по его мнению, не отражает реальной картины происходящего в городских автобусах.

"В основном многие люди, которые пишут в Facebook или в Instagram, наверное, так называемые "диванные эксперты", которые сами общественным транспортом не пользуются. Вы же не дадите мне соврать: иногда доводят же водителей! Бывают случаи. Я не оправдываю их ни в коем случае. Но я хочу обратиться к горожанам: нужно понять водителей. Войти в их ситуацию. Нужно взаимоуважение как к себе, так и к водителю", – подытожил Исахов.

Загрузка...