Елена Никитенко
Главный редактор журнала "АвтоМир Казахстан"
3061

Хотите, чтобы все массово пересели с машин на автобусы?

Международный опыт есть и им можно пользоваться.
Фотография - Хотите, чтобы все массово пересели с машин на автобусы? Иллюстративное фото

Общественный транспорт – большая проблема современного мегаполиса. Чтобы обеспечить свободой и быстротой передвижения целый город, нужно немало автобусов и других вариантов ОТ. И вот не так давно по новостным агентствам прошла новость о том, что алматинский автобусный парк будут увеличивать и обновлять, причем не абы как, а сразу процентов на 70.

Однажды Алматы уже сталкивался с проблемой общественного транспорта. Давно, еще в начале 2010 года, в нашем городе проводился очередной тендер на закупку автобусов. Условия уже тогда были жесткие: автобусы должны быть экологически чистыми (не дизельными, а на газе), а компания, их производящая, серьезной – более шести лет на рынке, поставки в развитые страны. Но победили тогда… китайцы, мало кому известные. Их автобусы на газе были запущены в рейсы. Результат не заставил себя долго ждать – уже через пару-тройку лет около 40 процентов парка вышло из строя. Причины были разными: некачественная сборка, несоответствие заправочным нормативам и так далее.

Не так давно, в прошлом году, в городе прошли тесты нового электроавтобуса местной сборки, но он не прижился. 

А этой весной в компанию Green Bus пришел автобус, ранее не замеченный на улицах Алматы. Целый месяц на маршруте №12 (Дворец Республики – Медеу) ходил Mercedes-Benz Connecto CNG – автобус немецкой компании турецкого производства, работающий на компрессированном натуральном газе. Автобус низкопольный, с кондиционером и рампой для заездов инвалидов. Испытания прошли успешно, а из недостатков водителями был отмечен лишь слабоватый для поднятия в гору мотор. Однако, как уверили представители компании-поставщика, это не проблема: для работы в горной местности априори ставятся более мощные моторы и коробки передач.

Конечно, далеко не факт, что скоро мы все с вами будет ездить по городу в комфортабельных автобусах с трехлучевой звездой на капоте (хотя если бы они и были и ходили бы, как в Европе, каждые две минуты, я бы, наверное, променяла своего "баварца" на "мерса"). 

Но уже тот момент, что акиматом и автопарками рассматривается замена чадящим и душным "китайцам", радует

И уж раз речь зашла об автобусах, сложно не затронуть и последние нововведения на наших дорогах. Все наверняка уже слышали об "удивительной" разметке, которую нанесли на улице Тимирязева: автобусы теперь едут по левой полосе, а остальной транспорт – по правой. Это вроде как внедрение BRT. Такая схема вызывает сомнения, причем не только у меня одной.

Между тем международный опыт есть и им можно пользоваться. Например, стоит посмотреть, как устроена система BRT в Стамбуле (тем более, что парни из акимата и автопарков были там именно с этой целью, а заодно проинспектировали завод, где производят автобусы Connecto).

Для начала немного вводных: население Стамбула – около 20 миллионов человек, насыщение транспортом огромное, осложнение – город разделен проливом Босфором, что "слегка" затрудняет перемещение по нему. Тем не менее турки смогли решить задачу и разгрузить город, не прибегая к хитроумным разметкам и повсеместной "односторонке" (об этом, кстати, в следующем блоге). Они запустили систему "Метробус". Что же это такое? Это почти метро, только на колесах – телепорт из одной точки города в другую за максимально короткое время. 

На выделенную для "Метробуса" линию заезжать не может никто, поэтому большей частью она огорожена физически – бордюрами или невысокими заборами (такой же прием я видела в испанском Мадриде с горячими водителями)

По выделенке ходят автобусы повышенной вместимости – до 150 человек, а основное направление "Метробуса" – от аэропорта "Ататюрк" до центра города (52 километра).

Что самое интересное: везде по пути следования этих автобусов есть стыковочные станции либо с легкорельсовым транспортом, либо со стандартными маршрутками. При этом на остановках и в транспорте нет толпы народа, а вся система работает быстро и эффективно, ежедневно перевозя до одного миллиона человек.

Словом, вариантов много и в организации движения, и в обеспечении города комфортабельным ОТ. И тогда можно будет говорить о тотальном переходе с личного автотранспорта на автобусы и так далее. Пока же – увольте…

Загрузка...