Transparency Kazakhstan выявил признаки коррупции в хранении импорта контрабанды

Жизнь
1336
Из-за нарушений в доход государства не поступают миллиарды тенге.

Общественный фонд Transparency Kazakhstan опубликовал результаты исследования "Таможенная коррупция Казахстана: зеркальный анализ товарооборота", в котором проанализировал несоответствия в таможенной статистике Казахстана с 10 странами-партнерами, не входящими в ЕАЭС за пятилетний период, передает Today.kz со ссылкой на пресс-службу фонда.

Отмечается, что проблему коррупции признали таможенные органы Казахстана и даже предварительно установили полсотни импортеров, имеющих наибольшие объемы импорта категорий товаров с несоответствиями в декларировании. Власти пообещали разобраться и взыскать недополученные налоги.

Из-за подобной "невнимательности" органов госдоходов в бюджет Казахстана только от торговли с Китаем не поступили налоги почти с семи миллиардов долларов за последние пять лет

Transparency Kazakhstan заинтересовал другой аспект деятельности Комитета госдоходов – передача на реализацию в доход государства контрабандного товара.

Согласно таможенному законодательству Казахстана, досмотр и декларирование ввозимых товаров производится в складах временного хранения (СВХ), оборудованных системами охраны, видеонаблюдения и стационарными таможенными постами. В Казахстане, согласно сведениям, опубликованным на сайте комитета госдоходов, работает 226 СВХ. Владельцы этих складов принимают на себя обязательства обеспечить целостность и сохранность импортных  товаров. При несоблюдении требований они подвергаются санкциям в виде приостановления, лишения лицензии и, как следствие исключения из реестра КГД.

Товары, ввезенные на территорию прохождения таможенного контроля и признанные контрабандой, подлежат аресту и передаче на реализацию в доход государства. Для этой процедуры в Таможенном кодексе определен срок – 30 календарных дней, а по товарам, подвергающимся быстрой порче – 24 часа

Расходы по перевозке, перегрузке и хранению задержанных товаров должны возмещаться владельцами грузов или  из государственного бюджета в случае внезапного исчезновения первых. Законодательством даже определена единая компания – АО "Компания по реабилитации и управлению активами", которая выступает поручителем импортеров, а в случае признания продукции контрабандной, уполномочена реализовывать ее на торгах.

Однако на практике складывается иная ситуация. Методом случайной выборки эксперты Transparency Kazakhstan обзвонили СВХ, расположенные в разных регионах Казахстана.

Владельцы СВХ в Алматы, Алматинской и Жамбылской областей анонимно рассказали о том, что уже много лет в добровольно-принудительном порядке оказывают органам госдоходов услуги по хранению контрабандных товаров без фактической компенсации за аренду, сама же арестованная продукция приходит в негодность. Отказ в хранении товара чреват по сообщениям владельцев СВХ санкциями со стороны органов госдоходов.

К примеру, по сведениям владельца одного из СВХ Алматы, у него хранится конфискованный товар на сумму один миллиард тенге с 2014 года, по сведениям другого владельца СВХ – с 2010 года. По сведениям владельца СВХ из Тараза, его сотрудники вынуждены бороться с грызунами, которые регулярно заводятся в залежавшемся арестованном товаре

Другой владелец СВХ из Алматы сообщил, что несколько лет назад на его площадку завезли 17 грузовых автомобилей с обувью, одеждой, электроникой, которые были признаны неподходящими для декларирования.

В результате руководство СВХ было вынуждено срочно устанавливать дополнительную систему видеонаблюдения и защитные навесы от солнца и дождя. За год тенты пришли в негодность. Однако госроганы до сих пор не предприняли мер для того, чтобы передать конфискат на реализацию.

Помимо этого, еще 20 контейнеров этого СВХ заполнены аналогичным товаром от 20 компаний на общую сумму полтора миллиарда тенге. Убытки от длительного хранения бесхозного товара, по сообщению руководства этого СВХ, перевалили 850 миллионов тенге.

Более того, занятое пространство не позволяет им принимать для прохождения таможенного контроля и временного хранения новый товар.

Объемы ущерба от несоблюдения чиновниками требований таможенного законодательства наглядно видны в следующей таблице, предоставленной одним  из владельцев СВХ в Алматы.

Импортер, чей товар был признан контрабандным

Как давно арестован

На какую сумму оценивается арестованный товар, тенге

Размер убытка СВХ от хранения арестованного товара, тенге

1

Mega Logistics

С 2015 г.

6 482 700

20 000 000

2

Сархон

С 2016 г.

2 403 450

1 500 000

3

Ак Асар

С 2016 г.

20 000 000

35 000 000

4

66 контейнеров

С 2014 по 2017 гг.

-

840 000 000

5

Mreus Trade

С 2017 г.

150 000 000

100 000 000

Итого:

178 886 150

996 500 000

Налицо серьезные коррупционные риски, поскольку складывающая ситуация позволяет оказывать властям давление на владельцев СВХ, угрожая им штрафами либо лишением лицензий за отказ от хранения арестованного товара, отмечает пресс-служба фонда.

Испорченный из-за долгого хранения товар не может быть реализован на торгах и подлежит уничтожению, в доход государства не поступают миллиарды тенге.

К тому же, запущенная КГД система "Астана-1" фиксирует товар, который прошел таможенное декларирование. Отследить движение арестованного конфиската не представляется возможным.

На сайте АО "Компания по реабилитации и управлению активами" не удалось найти отчетной информации, какое количество арестованной на таможне продукции передано в ее распоряжение для дальнейшей реализации

Transparency Kazakhstan пришло к выводу о высокой степени коррупциогенности в деятельности сотрудников Департаментов государственных доходов  Алматы, Алматинской и Жамбылской областей, осуществляющих декларирование товаров из Китая.

В качестве минимизации причин и условий, ведущих к злоупотреблениям со стороны органов ДГД и потенциальной коррупции, предлагается:

1.   Провести ревизию конфискованных товаров, хранящихся на территориях СВХ более 30 календарных дней.

2.   Обеспечить в кратчайшие сроки передачу конфиската АО "Компания по реабилитации и управлению активами" для дальнейшей реализации на торгах.

3.   Рассмотреть ответственность должностных лиц органов госдоходов, по чьей халатности в бюджет страны не поступили соответствующие платежи от реализации конфискованного товара, а владельцы СВХ понесли убытки.

4.   Обеспечить отслеживание движения конфиската с возможностью проверки его статуса в режиме реального времени от момента признания его контрабандным до реализации на торгах.

К решению проблемы фонд предлагает подключиться представителям Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, Национального бюро по противодействию коррупции, прокуратуры и общественности.

Результаты исследования направлены в государственные органы.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить